дело № 2-1017/2011 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года город Дюртюли РБ Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Низамовой А.Р., с участием истицы Гизамовой Ф.Х., представителя ответчика <данные изъяты> Агзамова А.А., при секретаре Шарифуллиной Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизамовой Ф.Х. к <данные изъяты> о признании отказа в присвоении звания <данные изъяты> незаконным, присвоении звания <данные изъяты> компенсации морального вреда, взыскании понесенных судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Гизамова Ф.Х. обратилась с иском к отделу <данные изъяты> о признании отказа в присвоении звания <данные изъяты> незаконным, присвоении звания <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, взыскании понесенных судебных расходов. В дальнейшем истица уточнила, что иск ею предъявлен к <данные изъяты> а не к отделу, о чем свидетельствует адрес ответчика, мотивировочная часть иска. С согласия истицы заменен ненадлежащий ответчик отдел <данные изъяты> на надлежащего - <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> о присвоении ей звания <данные изъяты>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал ей в присвоении данного звания по тем основаниям, что Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз) не является министерством и ведомством СССР, РСФСР либо органом управления государственной власти Российской Федерации. С таким отказом она не согласна, поскольку критерием присвоения звания <данные изъяты> являются заслуги <данные изъяты>. Центросоюз по своему статусу находится на уровне министерства и ведомства федерального уровня, создан для координации деятельности потребительских обществ. В судебном заседании истица Гизамова Ф.Х. свои требования поддержала, пояснила, что с <данные изъяты> работала в <данные изъяты>, <данные изъяты> можно расценивать как ведомство, ответчик узко толкует понятие «ведомство», его доводы противоречат существующей судебной практике. Представитель ответчика <данные изъяты> - Агзамов А.А. иск не признал, пояснил, что награждение должно быть осуществлено ведомством или министерством, в данном случае награждение осуществлено Центросоюзом, который ни в одну из ветвей органов власти не входит. Недопустимость принятия наград Центросоюза как дающих право на присвоение звания <данные изъяты> также подтверждена многочисленной судебной практикой. Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 7 Конституции России - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что начиная с 1 января 2005 года основания, порядок и условия присвоения звания <данные изъяты> должны определяться законными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветеран труда, формируя, таким образом, требования в определении основания приобретения статуса ветеран труда. В статье 7 закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: 1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке (то есть лица, получившие удостоверение «Ветеран труда» до принятия соответствующего Закона в порядке, установленном Президентом РФ в Указе от 25 сентября 1999 года № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»); 2) награждение орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначении пенсии по старости за выслугу лет; 3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п.4 ст.7 названного Федерального закона - порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Порядок и условия присвоения звания ветерана труда в РБ определены Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Правительством Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года №272, согласно которому звание «Ветеран труда» в Республике Башкортостан присваивается лицам: а) награжденным орденами и (или) медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; в) награжденным в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами либо удостоенным почетных званий Республики Башкортостан и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В нормативных актах РФ отсутствует определение ведомственного знака отличия, нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство». Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «ведомство» как совокупность учреждений, которые состоят в определенной подчиненности друг к другу, заведуют известным кругом дел. Ведомство - отрасль, часть государственного управления, составляющая нечто целое. (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.) Ведомство - учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь область государственного управления (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд.). Как установлено в судебном заседании истица имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Как видно из удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Гизамовой Ф.Х. от имени Центросоюза России Председателем Совета Башкирского потребсоюза, истица награждена значком <данные изъяты> В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1, потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство). Кроме того, судом принимается во внимание, что ранее Министерством труда Российской Федерации - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок <данные изъяты> рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания <данные изъяты> на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации, что нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-вл, от ДД.ММ.ГГГГ №-КС). Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание <данные изъяты> в том числе и по основанию награждения значком <данные изъяты>. При этом в п. 3 письма Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КС имеется оговорка о том, что награды Центросоюза рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). Согласно трудовой книжке Гизамова Ф.Х. проработала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент награждения значком работала в должности <данные изъяты>. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что награждение значком <данные изъяты> является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается и не оспаривается ответчиком. Таким образом, суд находит требования истицы о признании отказа в присвоении звания <данные изъяты> незаконным, присвоении звания <данные изъяты> взыскании понесенных судебных расходов обоснованными и подлежащими удовлетворению. Что касается доводов истицы о том, что право на присвоение звания <данные изъяты> дают <данные изъяты> за многолетний и плодотворный труд в <данные изъяты> и в связи со <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также знак отличия за <данные изъяты>, то с такими доводами согласиться нельзя, так как вышеприведенными письмами Минтруда РФ, действующим законодательством указанные знаки отличия в труде не дают право на присвоение звания <данные изъяты> Суд не может согласиться с требованиями истицы о компенсации морального вреда. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Истица не указала в чем выразились нравственные и физические страдания ни в иске, ни в судебном заседании, напротив, в судебном заседании пояснила, что на данных требованиях не настаивает. Суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гизамовой Ф.Х. к <данные изъяты> о признании отказа в присвоении звания <данные изъяты> незаконным, присвоении звания <данные изъяты> компенсации морального вреда, взыскании понесенных судебных расходов удовлетворить частично. Признать отказ <данные изъяты> в присвоении Гизамовой Ф.Х. звания <данные изъяты> незаконным. Обязать <данные изъяты> присвоить Гизамовой Ф.Х. звание <данные изъяты> приняв как ведомственный знак отличия в труде значок <данные изъяты> выданный Гизамовой Ф.Х.. В удовлетворении исковых требований Гизамовой Ф.Х. к <данные изъяты> о компенсации морального вреда отказать. Взыскать с <данные изъяты> в пользу Гизамовой Ф.Х. понесенные ею судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней в Верховный суд Республики Башкортостан через Дюртюлинский районный суд. Судья подпись А.Р. Низамова <данные изъяты> Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2011 года.