<данные изъяты>
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года город Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Низамовой А.Р., с участием истца Сайфуллина Ф.С., при секретаре Шарифуллиной Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфуллина Ф.С. и Сайфуллина Р.Ф. к Администрации городского поселения город Дюртюли Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о включении в наследственную массу квартиры, веранды и надворных построек,
установил:
Сайфуллин Ф.С. и Сайфуллин Р.Ф. обратились с иском к Администрации городского поселения город Дюртюли РБ, Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о включении в наследственную массу квартиры, веранды и надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, приходившаяся им супругой и матерью, которая при жизни владела квартирой в жилом доме. Они являются единственными наследниками, поскольку иные наследники на наследство не претендуют.
Оформить свои права они не смогли ввиду того, что ФИО1 при жизни не зарегистрировала свое право собственности на самовольно возведенные строения в виде пристроя к жилому дому и надворных построек.
В судебное заседание истец Сайфуллин Р.Ф. не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Истец Сайфуллин Ф.С.. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчики – представители Администрации городского поселения город Дюртюли РБ, Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ, третьи лица Габдрафикова З.Ф., Хасанова С.М., Сайфуллин Радик Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Габдрафикова З.Ф. направила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие
Суд, выслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ст. 35 (ч.4) Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ст. 35 (ч.2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Из материалов дела следует и никем не оспорено, что при жизни ФИО1 владела на праве собственности квартирой по адресу <адрес>.
Дом ею куплен по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку квартира куплена в период брака, то супруги вправе самостоятельно определить доли каждого в совместно нажитом имуществе. Супруг ФИО1 – истец Сайфуллин Ф.С.. пояснил, что квартира полностью являлась собственностью его супруги. Он на долю как супруг не претендует, свои права на квартиру считает возникшими только как у наследника после смерти своей жены. Точно также он не претендует на долю в совместно возведенных самовольных постройках и просит их включить все в состав наследства после смерти супруги как принадлежавшие его супруге.
Как видно из материалов дела, к жилому дому № по улице <адрес> со стороны <адрес> имеется пристрой в виде жилой комнаты площадью <данные изъяты> прихожей площадью <данные изъяты>., кухни площадью <данные изъяты>., двух веранд, также на территории домовладения имеется уборная, гараж, баня с предбанником, забор, ворота. Гараж, баня, пристрои к квартире в эксплуатацию не введены, документы, дающие право на их строительство, ФИО1 не выдавались.
Согласно ст.9 Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформлении в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в соответствии со ст.8, 9 которого до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, а также не требуется получения разрешений на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, изменения объектов капитального строительства и их частей. Это положение применяется также в отношении таких объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.3 Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащим описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
До 01 марта 2015 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Со стороны ответчиков, вопреки требованиям ст. 56, 60 ГПК РФ, не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что сохранение составляющих недвижимость, зафиксированных в техническом паспорте, построек нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Несмотря на то, что заявленные для включения в состав наследства гараж, баня, предбанник, ворота, забор согласно техническому паспорту возведены после смерти наследодателя, после 1998 года, суд считает возможным их включение в состав наследства, поскольку как указали истцы и свидетели ФИО3, ФИО2, все данные объекты начаты строительством и имели место быть при жизни наследодателя, но после ее смерти достраивались либо претерпели существенные улучшения, однако они не претендуют на стоимость улучшений, просят включить их в данном виде в состав наследства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
включить уборную <данные изъяты>, ворота <данные изъяты>, забор <данные изъяты>, баню <данные изъяты>, предбанник <данные изъяты>, гараж <данные изъяты>, квартиру <данные изъяты> и пристрой, включающий в себя две веранды <данные изъяты>, кухню <данные изъяты>, жилую комнату и прихожую <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес> состав наследственного имущества ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Судья подпись А.Р. Низамова
<данные изъяты>