2-174/2011, Мирьянов Р.М. о признании незаконным приказа учреждения



<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

28 марта 2011 года. г.Дюртюли РБ.

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хабибуллина А.Ф., с участием :

помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Шушляева П.В.,

представителя ответчика Миндикаева А.А.,

при секретаре Гареевой Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-174/2011 по исковому заявлению Мирьянова Р.М. к ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ о признании незаконным приказа начальника учреждения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда, -

У с т а н о в и л :

Осужденный Мирьянов Р.М., обратился с исковым заявлением в Дюртюлинский районный суд РБ, в котором просит признать незаконным приказ начальника ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ об изъятии личных постельных принадлежностей и посуды, возложить на ответчика обязанность принести извинения и возвратить изъятые вещи, взыскать компенсацию причиненного морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований Мирьянов Р.М. указал, что 28 сентября 2010 года в камере №114 ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ, сотрудниками следственного изолятора проведен внеплановый обыск, в ходе которого у него были изъяты личные постельные принадлежности и посуда. Данные действия были проведены по приказу начальника ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ, которые противоречат требованиям Федерального законодательства. В результате незаконного изъятия постельных принадлежностей и посуды, Мирьянову Р.М. причинен моральный вред, оцененный им на сумму <данные изъяты> рублей. В связи с чем, Мирьянов Р.М. просит в судебном порядке признать незаконным приказ об изъятии вещей, возложить на ответчика обязанность принести ему извинения и возвратить изъятые вещи, а также взыскать компенсацию причиненного морального вреда.

Истец Мирьянов Р.М. извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела по месту отбывания наказания, в виде лишения свободы, в исправительном учреждении ЮН-78/Т ГУФСИН РФ, расположенного в г.Димитровград Ульяновской области РФ, в судебном заседании не присутствовал.

Определением Дюртюлинского районного суда РБ от 02 марта 2011 года, принято решение о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие истца Мирьянова Р.М., которому предложено в срок до 25 марта 2011 года представить в Дюртюлинский районный суд РБ дополнительные документы и доказательства по своему исковому заявлению, обосновывающие заявленные исковые требования, а также разъяснено о возможности направления своего представителя на судебное заседание.

22 марта 2011 года в Дюртюлинский районный суд РБ поступили заявления Мирьянова Р.М. об отводе председательствующего судьи и его этапировании из исправительного учреждения на рассмотрение настоящего гражданского дела. При этом, каких-либо дополнительные документов и доказательств по своему исковому заявлению, обосновывающие заявленные исковые требования, Мирьяновым Р.М. не представлено, представитель на судебное заседание им не направлен.

При таких обстоятельствах, учитывая мнения остальных участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело по представленным документам, в отсутствие истца Мирьянова Р.М.

Представитель ответчика - старший юрисконсульт ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ Миндикаев А.А., заявленные исковые требования не признал. 28 сентября 2010 года в том числе, в камере №114, в которой содержался 3-ое осужденных лиц, среди которых был и Мирьянов Р.М., был проведен внеплановый обыск. Данный обыск был проведен на основании получения информации о наличии в камерах запрещенных предметов, письменным приказом начальника следственного изолятора не оформлялся. В ходе обыска в данной камере были обнаружены и изъяты гвоздь, лезвия от бритвы, плетеная нить, а также постельные принадлежности и посуда, находившиеся в излишнем количестве. Постельные принадлежности и посуда были изъяты по акту, сданы на постоянное хранение осужденным Мирьяновым Р.М. При этом, изъятые вещи осужденному Мирьянову Р.М. не принадлежали, установленным и необходимым количеством постельных принадлежностей Мирьянов Р.М. остался обеспеченным. В виду того, что действия должностных лиц следственного изолятора, соответствовали требованиям законодательства о содержании под стражей лиц, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований Мирьянова Р.М. за их необоснованностью.

Участвовавший в судебном заседании помощник Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Шушляев П.В. также считает необходимым отказать в удовлетворении искового заявления. Изъятие вещей произведено в соответствии с требованиями законодательства, при этом каких-либо нарушений закона не допущено.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении, по следующим основаниям :

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 28 сентября 2010 года в камере №114 ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ, проведен внеплановый обыск, в ходе которого были изъяты запрещенные предметы, постельные принадлежности и посуда. Так согласно предоставленного в судебном заседании акта проведения внепланового обыска, утвержденного начальником следственного изолятора, в камере №114 обнаружены следующие запрещенные предметы - в бочке для питьевой воды гвоздь, длиною 70 мм.; там же, лезвие в количестве 2-х штук от одноразового станка; за отопительной трубой, плетеная нить, длиною 7 метров, приспособленная для межкамерной связи. Кроме того, в этот же день, на постоянное хранение, сотрудниками следственного изолятора произведен прием от Мирьянова Р.М. следующих вещей: одеяла, в количестве 4-х штук; простыни - 4 штуки; наволочки - 5 штук; плед - 3 штук; полотенца - 2 штуки; шторы - 3 штуки; пододеяльник - 4 штуки; подушки - 6 штук; мягкая игрушка - 1 штука; электрообогреватель; кружки - 4 штуки; тарелки - 3 штуки; очки.

Согласно сведениям, имеющихся в журнале лиц содержащихся в следственном изоляторе, по состоянию на 28 сентября 2010 года, в камере №114 предназначенной для содержания 6 лиц, содержалось 3 человека, среди которых находился осужденный Мирьянов Р.М.

Из камерной карточки Мирьянова Р.М. следует, что в камеру №114 он был перемещен 01 февраля 2010 года и ему в пользование выданы следующие вещи, принадлежащие следственному изолятору - тарелка, ложка, кружка, матрац, подушка, одеяло, наволочка, 2-е простыни. Из собственных вещей, разрешенных к хранению в камере, у Мирьянова Р.М. имелись трико, футболка, трусы, рубашка, куртка. Отсутствие других вещей, кроме вышеуказанных, Мирьянов Р.М. письменно удостоверил.

Проверив и оценив указанные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, суд считает изложенные обстоятельства установленными и доказанными.

Согласно ст.1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок регулирования и определения условий содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов задержанных и заключенных под стражу лиц, установлен Федеральным законом №103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии со ст.ст.23, 34 вышеуказанного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, помещения в которых они размещаются подвергаются обыску, а их вещи - досмотру.

Запрещенные предметы и вещества, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт.

Согласно п.40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МЮ РФ №189 от 14.10.2005 года, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой.

Исходя из Перечня предметов первой необходимости, являющегося приложением к вышеуказанным Правилам, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, в том числе постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка). Предметы и вещи, не предусмотренные Перечнем, являются запрещенными.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что администрация следственного изолятора обязана обеспечить подозреваемого и обвиняемого постельными принадлежностями в установленном количестве, а также предоставить на время приема пищи столовую посуду.

В оспариваемый период времени, при перемещении Мирьянова Р.М. в камеру где он содержался, осужденный не имел при себе принадлежащих ему личных постельных принадлежностей и посуды.

В данном случае, произведенное изъятие в камере излишних постельных принадлежностей, не принадлежащих осужденным лицам, не нарушило гарантированных прав и интересов истца Мирьянова Р.М., поскольку он остался обеспеченным надлежащим количеством постельных принадлежностей. Изъятая столовая посуда не включена в Перечень предметов первой необходимости и соответственно ее нахождение в камере является запрещенным.

При этом, изъятие вышеуказанных вещей не может расцениваться как причинение нравственных страданий, унижение человеческого достоинства, поскольку не нарушило прав осужденного Мирьянова Р.М., гарантированных законодательством.

При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что каких-либо объективных и достоверных доказательств, подтверждающих основание заявленных исковых требований, в судебном заседании не представлено.

Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд находит исковые требования осужденного Мирьянова Р.М. не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении. Оснований для признания в судебном порядке незаконными действий должностных лиц администрации следственного изолятора по изъятию имущества, истребовании данного имущества и компенсации морального вреда - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления Мирьянова Р.М. к ФБУ ИЗ-3/5 ГУФСИН РФ по РБ о признании незаконным приказа начальника учреждения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда - отказать за необоснованностью заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ, в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления, через суд принявший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено - 31 марта 2011 года.

Судья Дюртюлинского

районного суда РБ А.Ф. Хабибуллин