дело №
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года город Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Низамовой А.Р.,
с участием истца Гильмутдинова Р.Н., представителя истца Хамитова Л.Х.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан – Галеева А.А.,
при секретаре Шарифуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильмутдинова Р.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России по Дюртюлинскому району и городу Дюртюли Республики Башкортостан о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости отдельных периодов, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Гильмутдинов Р.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ, в котором просил отменить решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля по 18 марта 1991 года, с 11 по 25 мая 1992 года и с 13 по 17 сентября 2004 года, периода нахождения в ученических отпусках с 03 по 13 января 2000 года, с 23 октября по 11 ноября 2000 года, с 26 марта по 14 апреля 2001 года, с 22 октября по 03 ноября 2001 года, с 19 по 31 января 2003 года, с 20 марта по 05 апреля 2003 года, с 21 по 24 апреля 2003 года, с 28 апреля по 28 мая 2003 года, включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных силах СССР с 18 апреля 1984 года по 29 июля 1986 года, с зачетом периода с 08 августа 1984 года по 29 июля 1986 года в льготном исчислении – один месяц службы за три месяца, признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости с 16 февраля 2011 года.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчик на его заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответил отказом, о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ №. С отказом в назначении пенсии не согласен, считает, что ему необоснованно не зачли в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации, период учебных отпусков, период службы в Вооруженных силах. Считает, что время службы в Вооруженных силах, которое приходилось на службу на территории Демократической Республики Афганистан подлежит включению после льготного исчисления, когда один месяц службы засчитывается как три месяца.
В судебном заседании истец Гильмутдинов Р.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что во время учебных отпусков за ним сохранялась заработная плата, ему предоставлялись дополнительные отпуска, также за ним сохранялась заработная плата при прохождении курсов повышения квалификации. Служба в Вооруженных силах частично пришлась на службу в Демократической Республике Афганистан, а согласно действовавшему на момент службы законодательству такая служба засчитывалась в выслугу лет из расчета один месяц службы за три месяца.
Представитель ответчика – Галеев А.А. иск не признал, пояснил, что дополнительные отпуска для зачета в специальный стаж должны предоставляться к основным и относиться к ежегодным дополнительным отпускам, а не ученическим. Возражал против включения времени нахождения на курсах как не относящегося к исполнению непосредственно педагогической деятельности. Служба в Вооруженных силах зачету в стаж не подлежит.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-п, в отношении граждан, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Исходя из содержащегося в ч.2 ст.55 Конституции РФ, запрета издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости (ст.39 Конституции РФ), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.
Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, то ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст.19 ч.2 Конституции РФ.
В оспариваемый период времени, когда истец проходил службу в Вооруженных силах с 29 июля 1986 года по 29 июля 1986 года, действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с п.п. «г» п. 1 указанного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, зачитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Таким образом, время службы включалось в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности).
Вместе с тем суд не может согласиться с требованиями Гильмутдинова Р.Н. о льготном исчислении периода службы с 08 августа 1984 года по 29 июля 1986 года.
Согласно п.п. «а» п.1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановляют предоставить военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям следующие льготы:
а) засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Суд находит, что постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27 устанавливает льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и не может применяться при исчислении стажа работы, дающего педагогическому работнику право на пенсию за выслугу лет.
Следует согласиться с доводами представителя ответчика о том, что указанное Постановление обязательно для исполнения Министерству обороны, Комитету государственной безопасности и Министерству внутренних дел СССР (пункт 5).
Относительно нахождения истца на курсах повышения квалификации следует указать следующее. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку с указанной заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, период нахождения работника на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд считает, что периоды нахождения Гильмутдинова Р.Н. на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В качестве льгот для работников, совмещающих учебу с обучением на основании ст. 173 ТК РФ предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Учитывая, что истец работал на должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, суд полагает возможным включить период нахождения Гильмутдинова Р.Н. в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Поскольку ответчиком исчислен стаж истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в 20 лет 10 месяцев 25 дней, а с учетом включенных настоящим решением периодов (1 месяц 12 дней курсов, 4 месяца и 8 дней учебных отпусков, 2 года 3 месяца 12 дней службы) стаж истца составит 23 года 07 месяцев 27 дней, то есть менее 25 лет.
С учетом изложенного требование о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 16 февраля 2011 года не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Гильмутдинова Р.Н. удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан 25 февраля 2011 года № 59 в части отказа Гильмутдинову Р.Н. в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов нахождения Гильмутдинова Р.Н. на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках.
Включить Гильмутдинову Р.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля по 18 марта 1991 года, с 11 по 25 мая 1992 года и с 13 по 17 сентября 2004 года, периодов нахождения в ученических отпусках с 03 по 13 января 2000 года, с 23 октября по 11 ноября 2000 года, с 26 марта по 14 апреля 2001 года, с 22 октября по 03 ноября 2001 года, с 19 по 31 января 2003 года, с 20 марта по 05 апреля 2003 года, с 21 по 24 апреля 2003 года, с 28 апреля по 28 мая 2003 года, периода службы в Вооруженных силах СССР с 18 апреля 1984 года по 29 июля 1986 года.
В удовлетворении исковых требований о льготном исчислении периода службы в Вооруженных силах СССР с 08 августа 1984 года по 29 июля 1986 года из расчета один месяц службы за три, а также в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 16 февраля 2011 года Гильмутдинову Р.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: подпись А.Р. Низамова
Копия верна. Судья