2-188/2011 Зиннатуллин оспаривание отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



копия

дело №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года город Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Низамовой А.Р.,

при секретаре Шарифуллиной Г.Р.,

с участием заявителя Зиннатуллина И.Я., его представителя Нурисламова Р.Г.,

представителя заинтересованного лица администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ – Гайнуллиной З.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зинатуллина И.Я. об оспаривании решения жилищной комиссии Совета городского поселения город Дюртюли и постановления и.о. главы администрации городского поселения город Дюртюли об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Зиннатуллин И.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Совета городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании незаконным постановления главы администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности на Совет городского поселения город Дюртюли принять решение о принятии его на учет с членами семьи из трех человек в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как сотруднику <данные изъяты> в первоочередном порядке, возложении на администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан принять его с членами семьи из трех человек в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как сотрудника <данные изъяты> в первоочередном порядке.

В обоснование своих требований указал, что проходил службу в <данные изъяты> и городу Дюртюли в должности <данные изъяты> октября 2005 года. В конце августа 2010 года обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в удовлетворении заявления отказано, о чем принято решение по результатам заседания жилищной комиссии Совета городского поселения город Дюртюли от ДД.ММ.ГГГГ и постановление главы администрации городского поселения город Дюртюли от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ необоснованным, поскольку при принятии решения был неверно истолкован закон, в том числе закон <данные изъяты>. Противоречий в действующем законодательстве не имеется.

Зиннатуллин И.Я. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, указал, что оспаривает постановление и решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Зиннатуллина И.Я. – Нурисламов Р.Г. просил заявление удовлетворить.

Представитель администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ Гайнуллина З.Ф. требования Зиннатуллина И.Я. не признала, пояснила суду, что жилищная комиссия создана при администрации городского поселения а не при Совете, длительного затягивания при рассмотрении заявления Зиннатуллина И.Я. не было, а также пояснила, что отказ является законным, так как закон <данные изъяты> говорит о предоставлении жилых помещений сотрудникам <данные изъяты>, а не о постановке на учет. Считает, что Зиннатуллин И.Я. может быть поставлен на учет только при признании его малоимущим.

Суд, выслушав Зиннатуллина И.Я., его представителя Нурисламова Р.Г., представителя администрации городского поселения город Дюртюли, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Зиннатуллин И.Я. проходил службу в <данные изъяты> сначала в должности <данные изъяты> с 01 октября 2005 года до 01 декабря 2005 года, в должности <данные изъяты> с 01 декабря 2005 года до 01 февраля 2006 года, затем в должности <данные изъяты> с 01 февраля 2006 года по 22 октября 2010 года, что подтверждается послужным списком и письмом начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №.

Зиннатуллин И.Я. и члены его семьи (супруга, дочь и сын) зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем его матери ФИО2

Проживает Зиннатуллин И.Я. с семьей в городе Дюртюли в <адрес>, занимаемой им по договору найма.

Супруга заявителя работает в городе Дюртюли, что никем не оспаривается.

04 октября 2010 года заявитель обратился в администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением главы администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Решением Дюртюлинского районного суда от 15 декабря 2010 года постановлено:

Признать незаконным постановление главы администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Зиннатуллину И.Я. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Возложить на администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ обязанность рассмотреть заявление Зиннатуллина И.Я. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как сотрудника <данные изъяты> течение 30 рабочих дней, начиная с 16 декабря 2010 года.

При новом рассмотрении заявления Зиннатуллина И.Я. при отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указано, что закон «<данные изъяты>» противоречит Жилищному кодексу РФ, а орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями сотрудников <данные изъяты>, а только малоимущих.

С таким доводом согласиться нельзя.

На момент обращения Зиннатуллина И.Я. в администрацию городского поселения город Дюртюли действовал Закон РФ «<данные изъяты>», согласно ст. 30 которого сотрудникам <данные изъяты>, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным (кроме малоимущих) определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным данным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Таким образом, при разрешении вопроса о том, может ли Зиннатуллин И.Я., подпадающий под категорию иных граждан (не малоимущих), быть принят на учет органом местного самоуправления, следует руководствоваться законом субъекта РФ.

Законом субъекта, а именно Законом Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» в статье 15 предусмотрено, что принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Таким образом, законом Республики Башкортостан прямо предусмотрено, что учет граждан, относящихся к определенным федеральным законом, в частности, Законом РФ «<данные изъяты>», категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, полномочен вести орган местного самоуправления. И для постановки его на учет органом местного самоуправления необязательно признание его малоимущим.

Что касается возможности обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, то следует исходить из следующего.

Действительно, Зиннатуллин И.Я. проживал и сохраняет регистрацию по месту жительства в <адрес>.

Однако в настоящее время Зиннатуллин И.Я. проживает в городе <адрес>.

Нормативные положения, касающиеся регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в делах о проверке конституционности частей первой и третей статьи 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года.

В вынесенных по этим делам Постановлениях (от 4 апреля 1996 года, от 2 июля 1997 года, от 15 января 1998 года и от 2 февраля 1998 года) Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.

Из статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в ее конституционно - правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.

При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2000 года по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения», может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации; исследование таких фактических обстоятельств Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

Приняв изложенное во внимание, суд полагает, что с учетом таких фактических обстоятельств, как то, что Зиннатуллин И.Я. более 5 лет работал в <данные изъяты> <данные изъяты> на территории горда Дюртюли, его супруга также работает в данном городе, они занимают квартиру на условиях найма у физического лица на территории города Дюртюли, работа Зиннатуллина И.Я. не носила периодический характер, требовала постоянного пребывания в городе Дюртюли, то следует признать установленным, что местом жительства Зиннатуллина И.Я. на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является город Дюртюли как город, где он постоянно проживает.

Что касается нуждаемости Зиннатуллина И.Я. в жилом помещении, то при разрешении данного вопроса следует руководствоваться положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку Зиннатуллин И.Я. сохраняет регистрацию, а соответственно право на проживание по адресу <адрес>, то не учитывать данное жилое помещение с целью выяснения нуждаемости в жилом помещении нельзя. Вся его семья зарегистрирована по данному адресу более пяти лет.

Согласно справке администрации сельского поселения Тавларовский сельский совет муниципального района Буздякский район от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имеет площадь общую <данные изъяты> кв.м., жилую <данные изъяты> кв.м. Из материалов дела иного не следует.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы администрации муниципального образования город Дюртюли № 9 от 30 мая 2005 года, действующим по настоящее время, учетная норма общей площади составляет не более 12 кв.м. на одного человека.

Право пользования жилой площадью по адресу <адрес> имеют пять человек, что подтверждается справкой главы администрации сельского поселения Тавларовский сельский совет от 28 сентября 2010 года, а соответственно обеспеченность жилой площадью Зиннатуллина И.Я. и членов его семьи составляет менее учетной нормы.

Согласно данным ГУП Бюро технической инвентаризации и Управления Росреестра по РБ, ни Зиннатуллин И.Я., ни члены его семьи – супруга ФИО4, дочь ФИО1, сын ФИО3, на праве собственности жилых помещений не имеют.

При таких обстоятельствах суд находит необоснованным отказ Администрации городского поселения город Дюртюли в постановке Зиннатуллина И.Я. с членами семьи из трех человек в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку согасно ст. 254 ГПК РФ оспорены могут быть только решения органов местного самоуправления или должностных лиц, то решение жилищной комиссии при администрации не может быть оспорено самостоятельно, тем более что в отношении Зиннатуллина И.Я. выносилось решение руководителем органа местного самоуправления – главой администрации городского поселения город Дюртюли.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, "...при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований".

Суд находит излишне заявленным требование о признании незаконным решения жилищной комиссии Совета городского поселения город Дюртюли, а также требование о возложении на данный Совет обязанности принять решение, поскольку жилищная комиссия создана при администрации городского поселения, Совет городского поселения какого-либо решения не принимал в отношении Зиннатуллина И.Я., заявление рассматривала жилищная комиссия при администрации городского поселения, при этом полномочным принимать решения лицом является орган местного самоуправления, а не Совет, кроме того, наряду с требованием о возложении обязанности принять решение заявлено требование о возложении обязанности о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, которое суд находит подлежащим удовлетворению.

При этом суд не находит оснований для постановки на учет в первоочередном порядке, поскольку такого порядка Жилищный кодекс РФ не предусматривает. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

В судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным постановление главы администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Зиннатуллину И.Я. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Возложить на администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ обязанность принять Зиннатуллина И.Я. с семьей, включающей супругу ФИО4, дочь ФИО1 и сына ФИО3, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В части требований о признании незаконным решения жилищной комиссии Совета городского поселения город Дюртюли и возложении на жилищную комиссию Совета городского поселения город Дюртюли обязанности принять решение о принятии на учет в качестве нуждающегося отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Дюртюлинский районный суд.

Судья: подпись А.Р. Низамова

<данные изъяты>