РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Максименко Олега Анатольевича
при секретаре Ермоленко Т.С.
с участием:
ответчицы Козловой О.В.;
представителей сторон Максименко А.В., Нинуа А.А., Деревянко О.А.;
представителя третьего лица Пацевой И.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснодарского края к Козловой О.В., администрации Муниципального образования Динской район о признании недействительным договора социального найма, признании неприобретшей права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, признании недействительным постановления органа местного самоуправления, протокола заседания комиссии, свидетельства о предоставлении социальной выплаты и обязании возврата денежной суммы в бюджет Краснодарского края;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснодарского края обратился в суд с просьбой о признании недействительным договора социального найма, заключенного с Козловой О.В., признании ответчицы неприобретшей права пользования жилым помещением, снятии её с регистрационного учёта, признании недействительным постановления органа местного самоуправления, протокола заседания комиссии, свидетельства о предоставлении социальной выплаты и обязании возврата денежной суммы в бюджет Краснодарского края. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой края проверки установлено, что Козлова Оксана Владимировна в соответствии с протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предоставлению социальных выплат на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Краснодарского края, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 09.07.2010 № 2 признана получателем социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858. Согласно разделу 4 указанного протокола Козлова О.В. включена в Сводный список получателей данных социальных выплат по категории «граждане» с выдачей свидетельства установленного образца. Размер социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, подлежащей перечислению Козловой О.В. из краевого бюджета, составляет - 271021 руб., из федерального бюджета - 421979 руб. (в сумме - 613 000 руб.).
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 240-2010 на имя Козловой О.В. выдано Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Департамент) 20.07.2010 ее представителю по доверенности - Козловой Е.В. По информации Департамента 04.08.2010 на расчетный счет Козловой О.В.
№, открытый в ОАО «Крайинвестбанк», перечислены денежные средства в счет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности из краевого бюджета в сумме 271021 руб.
Козлова О.В. не имела права на получение указанной социальной выплаты, перечисление средств краевого бюджета на ее расчетный счет осуществлено незаконно. Установлено, что Козлова О.В. на основании ходатайства главы администрации муниципального образования Динской район Жиленко С.В. 06.05.2009 зарегистрирована по адресу: ст. Динская, <адрес>. Однако, данное ходатайство является незаконным, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется исключительно по договору социального найма.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после окончания ими образовательных учреждений; лиц, страдающих заболеваниями, список которых утвержден постановлением Правительства РФ; а также гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания).
Козлова О.В. к категории граждан, которым может быть предоставлено данное жилое помещение муниципального жилищного фонда, не относится, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления не состояла. Решение о предоставлении ей указанного жилого помещения в установленном порядке не принималось.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм жилищного законодательства, жилое помещение, состоящее из 1 комнаты общей и жилой площадью 9,9 кв.м, расположенное по адресу: ст.Динская, <адрес>,
<адрес>, предоставлено Козловой О.В. в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма жилого помещения от 06.05.2009
№ 616-н, заключенного с администрацией муниципального образования Динской район в лице МУП «Васюринское». Однако, по состоянию на 06.05.2009 по данным отдела УФМС по краю в Динском районе в указанном жилом помещении более 10 лет, с 23.10.1996 и 10.01.1997 соответственно, зарегистрированы ФИО8 и ФИО9
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Закона под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные нормы предусматривают постоянное проживание гражданина в жилом помещении, где он зарегистрирован по месту жительства.
Предоставление жилого помещения для регистрации по месту жительства без заключения договора социального найма и проживания в нем действующим законодательством не предусмотрено. Установлено, что Козлова О.В. в комнату № по вышеуказанному адресу не вселялась, в указанном помещении не проживала. Таким образом, регистрация Козловой О.В. по данному адресу произведена без установленных законом оснований, в связи с чем является незаконной. Заключение администрацией муниципального образования Динской район в лице МУП «Васюринское» с Козловой О.В. договора социального найма жилого помещения от 06.05.2009 № 616-н также является незаконным, поскольку противоречит положениям ст. 65 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей обязанность наймодателя жилого помещения передать его нанимателю свободным от прав третьих лиц.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Наличие данного договора социального найма и регистрации по вышеназванному адресу послужило основанием для обращения Козловой О.В. 27.01.2010 в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением главы администрации муниципального образования Динской район от 03.02.2010 № 367 Козлова О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» без постановки на учетв качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Данное постановление незаконно, поскольку вынесено с нарушением действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 4 раздела 2 приложения № 1 к приложению № 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, гражданин имеет право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании п. 5 раздела 2 приложения № 1 к приложению
№ 16 Правил гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
Решением Совета Динского сельского поселения Динского района
от 10.02.2009 № 229 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения в Динском сельском поселении определена в размере 8 кв.м площади жилого помещения на одного члена семьи. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда Козлова О.В. зарегистрирована в жилом помещении площадью 9,9 кв.м, расположенном по адресу: ст. Динская,
<адрес>, в связи с чем она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Козлова О.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленным п. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», не состояла.
При таких обстоятельствах у Козловой О.В. отсутствовали основания для признания участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Перечисление денежных средств в сумме 271021 руб. из бюджета Краснодарского края на расчетный счет Козловой О.В. №, открытый в ОАО «Крайинвестбанк», в счет получения социальной выплаты в данном случае является незаконным и повлекло существенное нарушение интересов Краснодарского края, связанных с расходованием бюджетных средств. Дальнейшее направление средств федерального бюджета на расчетный счет Козловой О.В. в счет социальной выплаты также приведет к нарушению интересов Российской Федерации в сфере надлежащей реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом установлено, что Козлова О.В. 28.08.2010 обратилась в Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: ст. Динская Краснодарского края, ул. Красная, 44, кв. 49, приобретенную на основании договора купли-продажи от 28.08.2010, заключенного со ФИО10, одним из условий которого предусмотрено использование бюджетных средств социальной выплаты, полученной в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», в общем объеме 613 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Максименко А.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчица Козлова О.В. возражала против удовлетворения иска, указав, что истец подменяет понятие предоставление жилого помещения и улучшение жилищных условий при признании её постановлением главы администрации муниципального образования Динской район № 367 от 03.02.2010 г. нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» без постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Порядок предоставления жилого помещения предусмотрен п.3 ст.2, ст.ст. 49, 50,51,52 Жилищного кодекса РФ, а также Законом Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий основывается на нормах п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ в качестве предоставления субсидий для улучшения жилищных условий; Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие сел до 2012 года», а именно: Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания. Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением: а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты; г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета; д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; е) копий трудовых книжек (для работающих). Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата; Закона Краснодарского края от 29.12.2007 № 1354 -КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2008-2012 годы», в частности на п.4.1. «Мероприятия по предоставлению гражданам, молодым семьям, молодым специалистам выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности», согласно которого социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предоставляются гражданам, молодым семьям, молодым специалистам в порядке и на условиях, которые предусмотрены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858) (далее - Федеральные правила), в размере, не превышающем 70 процентов от расчетной стоимости строительства, определенной в соответствии с пунктом 9 приложения N 1 к Федеральным правилам. В целях развития жилищного строительства в сельской местности, создания рынка доступного жилья и достижения целевых показателей Программы считать, что строительство нового жилья, в том числе быстровозводимого, а также приобретение жилья на первичном рынке является приоритетным по сравнению с приобретением жилых помещений на вторичном рынке. Право на получение социальной выплаты за счет краевого бюджета имеют граждане, работающие по трудовым договорам либо осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Постановлением главы администрации муниципального образования Динской район № 367 она не была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, 3.02.2010 г. признана лишь нуждающейся в улучшении жилищных условий без постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Наряду с заявлением от 3.02.2010 г. она предоставила следующие документы: - постановление главы администрации № 367 от 3.02.2010 г.; -копию паспорта, свидетельствующую также об отсутствии у неё членов семьи, сведения из УФРС России и БТИ об отсутствии в собственности недвижимого имущества; выписку из лицевого счета жилого помещения по адресу регистрации ответчицы; копию договора займа на 600 тыс. руб. При условии отсутствия у Козловой недвижимого имущества, она не могла предоставить копии домовой книги и копии финансового лицевого счета, могла лишь предоставить копию лицевого счета по адресу своей регистрации в муниципальном общежитии.
Таким образом, органы местного самоуправления проверяли достоверность содержащихся сведений в предоставленных ею документах, в которых отражена достоверная информация об отсутствии у неё недвижимого имущества и её намерение приобрести жилого помещение в сельской местности, которую ответчица избрала для постоянного проживания. Предоставление субсидии, то есть частичной денежной компенсации на приобретение жилья лицам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий - это не получение жилого помещения гражданином, нуждающимся в его предоставлении.
Вопреки вышеуказанным нормам в исковом заявлении прокурор края делает вывод о том, что она не имела права на получение указанной социальной выплаты, перечисление бюджетных средств незаконно. 4 мая 2009 года глава администрации муниципального образования Динской район лишь ходатайствовал о регистрации её по адресу: ст. Динская, <адрес>.
При этом, на учет в качестве нуждающейся её в жилом помещении глава муниципального образования Динской район до настоящего момента не поставил. В комнату общежития по данному адресу она не вселялась и не проживала в нем, за приобретением в собственность жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась. В браке не состоит, детей не имеет, на территории Динского района члены её семьи, являющиеся собственниками и нанимателями жилых помещений, не проживают, что лишает её возможности зарегистрироваться по адресу проживания членов её семьи. Недвижимого имущества, в том числе и на территории Динского района, она не имеет, соответственно не имеет иной возможности зарегистрироваться по месту жительства, определение которого дано ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Учитывая, что с 22.07.2005 г. по 2.09.2010 г. она работала в должности помощника прокурора Динского района, местом жительства ответчицы являлась территория Динского района, поэтому она обратилась в органы местного самоуправления по вопросу регистрации на территории Динского района.
В соответствии с требованиями законодательства, в частности ст. 6 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня пребывания на новое место жительства обратиться с заявлением по установленной форме, при этом предъявить паспорт; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ) для регистрации по вышеуказанному адресу достаточно было письменного ходатайства главы администрации муниципального образования Динской район. Дополнительно, МУП «Васюринское» в лице органов местного самоуправления заключило договор социального найма жилого помещения 6.05.2009 г., который она подписала, но свои правом пользоваться жилым помещением не воспользовалась. Кроме неё в данной комнате зарегистрировано аналогичным образом еще 11 человек.
Данная регистрация была необходима для включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как решением жилищной комиссии от 12.10.2006 г., в связи с отсутствием у неё регистрации по месту работы в Динском районе, отказано в реализации её права на жилище. Выписка из лицевого счета жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда, выданная паспортистом МУП «Васюринское» ФИО11 27.01.2010 г. подтверждает, что ранее она зарегистрированная в Тимашевском районе, зарегистрирована в <адрес>.97/1 <адрес> ст. Динской с 6.05.2009 г. Собственником данного помещения является муниципальное образование Динской район, общая площадь жилого помещения 9,9 кв.м. На заключении договора социального найма жилого помещения не настаивала. Для регистрации ответчицы по указанному адресу МУП «Васюринское», могло предоставить ей ордер или иной документ. Руководство данного предприятия решило заключить договор, хотя заявления собственника - главы администрации муниципального образования Динской район было достаточно.
Учитывая вышеизложенное, заключение с ней договора социального найма является дублирующим правоустанавливающим документом, на основании которого регистрация ответчицы по месту жительства не производилась.
Решением Совета муниципального образования Динской район № 203-15/1 от 31.01.2006 г. «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы общей площади жилого помещения на территории муниципального образования Динской район Краснодарского края» утверждены следующие площади:- норма предоставления общей площади жилого помещения на одного члена семьи на территории Динского района 16-18 кв.м.; - учетная норма общей площади на одного члена семьи (постановка на жил. учет) на территории Динского района 8-10 кв.м. Минимальный предел установлен для граждан, проживающих в благоустроенных жилых помещениях, максимальный предел - для граждан, проживающих в жилых помещениях с частичными удобствами, к которым относится жилое помещение в общежитии.
Таким образом, органами местного самоуправления ей не могло быть предоставлено жилое помещение, общей площадью 9,9 кв.м, менее нормы предоставления общей площади жилого помещения - 18 кв.м. Кроме этого, площадь 9,9 кв.м также менее учетной нормы общей площади на одного члена семьи (постановки на жилищный учет). Несмотря на наличие предоставленного ей жилого помещения менее установленных норм, органы местного самоуправления её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не поставили, соответственно, права граждан, указанных в ч.1 ст. 51 и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ она не нарушила. Данная категория граждан должна быть поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в отношении неё главой администрации муниципального образования принято лишь одно решение - признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, что соответствует фактическим обстоятельствам. То обстоятельство, что она не вселилась в общежитие и не проживала в комнате № <адрес> ст. Динской не является основанием для снятия её с регистрационного учета. Доводы истца противоречат ст. 7 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Указывая на нарушение органами местного самоуправления установленного п.7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, Законом Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при которых она не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нарушает только её права, по поводу защиты которых она может самостоятельно обратиться в суд и не являются основанием для отказа ей в признании участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», а также нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В данном случае, в соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, администрацией муниципального образования Динской район и департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обеспечены условия для осуществления ею права на жилище, в том числе с использованием бюджетных средства для улучшения её жилищных условий путем предоставления в установленном порядке субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
В письменном отзыве Козлова О.В. указала, что прокурор Краснодарского края обратился в Динской районный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления; о признании недействительной сделки - заключения договора социального найма жилого помещения, совершенной администрацией муниципального образования Динской район в лице МУП «Васюринское»; о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления Динского района.
В соответствии с ч1. ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно п.2 ч.1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Доводы искового заявления необоснованны по следующим основаниям:
Основанием для регистрации по адресу: ст. Динская, <адрес>. 82 явилось не только ходатайство главы администрации муниципального образования Динской район от 4.05.2009 г., но и договор социального найма жилого помещения от 6.05.2009 г. № 616-н, заключенный между ей и МУП «Васюринское» о передаче нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящей из 1 комнаты, общей площадью 9,9 кв.м. Нарушения ст. 6 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня пребывания на новое место жительства обратиться с заявлением по установленной форме, при этом предъявить паспорт; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), - отсутствуют. Вопреки положений ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда, в исковом заявление прокурора Краснодарского края цитируется иносказательно данная норма «жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется исключительно по договору социального найма». Более того, ст. 6 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определены документы, являющиеся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, - ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ. Ссылки на ч.ч.2,3,4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, перечисляющие категории граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма не носят запрещающий характер для граждан, не являющихся малоимущими. Более того, ч.5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определяет запрет предоставления жилых помещений по договорам социального найма только иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. К данной категории граждан она не относится, так как является гражданкой Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (нуждающимися в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основанием для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма 6.05.2009 года, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, явилось то, что она, работая в Динском районе, не являлась нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В порядке ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
С заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию муниципального образования Динской район обращалась в начале апреля месяца 2009 г. На основании письменного ходатайства главы администрации Динской район от 4.05.2009 г. №01-30/428 перед начальником отдела УФМС РФ по Краснодарскому краю о регистрации меня по адресу: ст. Динская, <адрес> заключения договора социального найма жилого помещения от 6.05.2009 г. она была уверенна в том, что документ, подтверждающий принятие решения о принятии её на учет имеется в администрации муниципального образования Динской район. Наличие данных документов, являющихся достаточными для регистрации по указанному адресу, подтверждало постановку её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, тем более что имелось достаточно оснований, предусмотренных ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В её действиях нарушения ст. 52 Жилищного кодекса РФ отсутствуют. В силу ст.57 Жилищного кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонта или реконструкции не подлежат. Данное положение применяется в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П., которым установлено, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Учитывая, что жилища она вообще не имела и не имеет до настоящего момента, с места предыдущей регистрации по <адрес>, х. Беднягина, Тимашевского района вынуждена была выписаться, то на 6 мая 2009 года она не только не имела жилого помещения, но и вынуждена была оставаться без регистрации даже по месту пребывания. Её попытки быть включенной в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в прокуратуре Краснодарского края и получить гарантированное ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» жилое помещение были безрезультатны. Так, председателем жилищной комиссии прокуратуры Краснодарского края от 3.11.2006 г. № 6-1284-06 на основании решения жилищной комиссии от 12.10.2006 г. прокурор Динского района уведомлялся о том, что решение о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении неё отложено, иная возможность приобрести жилое помещение у неё отсутствовала. В случае отказа администрацией муниципального образования Динской район в предоставлении ей жилого помещения и регистрации по адресу: ст. Динская, <адрес>, с мая 2009 года по настоящее время она вообще не имела бы регистрации на территории Российской Федерации. По состоянию на 6 мая 2009 года, исходя из данных УФМС по краю в Динском районе, в указанном жилом помещении зарегистрированы были не только ФИО8, ФИО9 и она, но также ФИО12, другие граждане, которые на 26.08.2010 года сняты с регистрационного учета. Несмотря на то, что в своих объяснениях ФИО5 указывает о регистрации указанных лиц, истец не предоставил в суд реальные сведения о лицах, имевших регистрацию по адресу: ст. Динская, <адрес> за 2009 -2010 г.г., приобщив к исковому заявлению справку по состоянию на 26.08.2010 г., в которой отсутствуют сведения обо всех гражданах, зарегистрированных в 2009-2010 г.г. по указанному адресу.
Статья 2 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дает определение места жительства.
Статья 3 данного Закона обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
Доводы истца об обязанности гражданина предусматривать постоянное проживание в жилом помещении, где он зарегистрирован, не предусмотрены нормами действующего законодательства, в том числе статьей 67 Жилищного кодекса РФ, определяющей права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность за то, что она не проживала по адресу своей регистрации в ком. № по <адрес> ст. Динской действующими нормами законодательства не предусмотрена. Соответственно, основания для снятия её с регистрационного учета по данному адресу отсутствуют. Законодательством предусмотрен четкий перечень случаев, при которых в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 5.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» производится снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства, которые в данном случае также отсутствуют. При заключении администрацией муниципального образования Динской район в лице МУП «Васюринское» договора социального найма жилого помещения от 6.05.2009 г. № 616-н ей не было известно о том, что предоставляемое жилое помещение не свободно от прав иных лиц. Данная обязанность, предусмотренная ст. 65 Жилищного кодекса, возлагается на наймодателя, то есть на администрацию муниципального образования Динской район. При данных обстоятельствах администрацией муниципального образования Динской район нарушены только её права, в защиту которых она может обратиться самостоятельно. Доводы о незаконности постановления главы администрации муниципального образования Динской район от 03.02.2010 г. № 367 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» необоснованны по следующим основаниям:
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семей собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Она относится к категории нанимателей жилого помещения, не является собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения для которых предусмотрено условие по обеспечению общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения общая площадь комнаты № <адрес>. 97 по <адрес> соответствует 9,9 кв.м, однако, на данную площадь претендовали кроме ранее зарегистрированных ФИО8, ФИО9 зарегистрированные наряду с ней на основании договоров социального найма ФИО12 и другие лица, соответственно, общая площадь комнаты делится на всех лиц, зарегистрированных в данной комнате, что существенно ниже учетной нормы - 8 кв.м площади жилого помещения на одного гражданина, определенной решением Совета Динского сельского поселения Динского района от 10.02.2009 № 229 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договорам социального найма».
Кроме этого, данное решение Совета Динского сельского поселения распространяется только на муниципальный жилой фонд Динского сельского поселения, с которым договоры социального найма жилого помещения ею не заключались.
Жилая комната № <адрес>.97 по <адрес> ст. Динской находится в муниципальной собственности администрации муниципального образования Динской район, соответственно, правовые акты, регламентирующие порядок использования и распоряжение муниципальным имущественном муниципального образования Динской район, в том числе учетная норма предоставления площади жилого помещения, должна приниматься Советом муниципального образования Динской район.
В порядке ч.3 ст. 17 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления самостоятельны, что исключает подчиненность администрации муниципального образования Динской район правовым актам, принятым Советом Динского сельского поселения.
Решением Совета муниципального образования Динской район № 203-15/1 от 31.01.2006 г. «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы общей площади жилого помещения на территории муниципального образования Динской район Краснодарского края» утверждена учетная норма общей площади на одного члена семьи (постановка на жил. учет) на территории Динского района: 8-10 кв.м., то есть превышающая предоставленную ей общую площадь 9,9 кв.м.
Нарушение органами местного самоуправления установленного п.7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ м Законом Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при которых она не оформлена на учет, нарушает только её права, по поводу защиты которых она может самостоятельно обратиться в суд и не являются основанием для отказа в признании её участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
В свою очередь, она в соответствии с требованиями Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» имеет право на получение социальной выплаты по следующим основаниям: - постоянно проживает в сельской местности: с 31.05.2000 года по 6.05.2009 года по адресу: Тимашевский район, х. Беднягина, <адрес>, с 6.05.2009 года по настоящее время по адресу: ст. Динская, <адрес>, то есть в течение последних десяти лет; - наличие заемных средств в размере 600 000 рублей получены по договору беспроцентного займа 3.02.2010 г.
Денежная сумма в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченная за счет средств социальной выплаты в сумме 507 000 рублей, внесена ею 30.07.2010 г. и 02.08.2010 г. на её лицевой счет №, открытый в дополнительном офисе ОАО «Крайинвестбанк». В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ она нуждается в улучшении жилищных условий.
Таким образом, имеется достаточно оснований для получения ею социальной выплаты, при этом, она имеет преимущественное право на получение выплаты, так как работала с 2000 г. до 2.09.2010 г. по трудовому договору в сельской местности, которую избрала для постоянного места проживания.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Перечисление денежных средств в сумме 271021 руб. из бюджета Краснодарского края на мой лицевой счет №, открытый в ОАО «Крайинвестбанк», в счет получения социальной выплаты и дальнейшее направление средств федерального бюджета на указанный счет законно и обосновано, не нарушает интересы Российской Федерации и Краснодарского края, а способствует обеспечению условий для осуществления прав на жилище.
Представитель администрации муниципального образования Динской район Нинуа А.А. исковые требования признал, указав, что оспариваемое постановление главы администрации муниципального образования Динской район отменено, так как в ходе проведённой проверки установлено, что договор социального найма комнаты подписан ненадлежащим лицом от имени МУП «Васюринское», которому администрацией муниципального образования делегированы полномочия по распоряжению жилым фондом, комната находится в специализированном жилом фонде и предназначена для заселения детей-сирот. Считает, что регистрация Козловой О.В. по указанному в иске адресу, миграционной службой не могла быть произведена, поскольку письмо главы администрации муниципального образования Динской район с просьбой о регистрации Козловой О.В. по данному адресу носит информационный характер.
Представитель администрации муниципального образования Динской район Деревянко О.А. иск признала, указав, что после вступления в силу ЖК РФ с 2005 года вышел новый порядок учёта граждан, нуждающихся в жилье и в улучшении жилищных условий. Сейчас это единая очередь, граждане не разделяются по категориям. Имеется журнал по программе доступное жильё. Программа распространяется на всех лиц, проживающих на селе, но по разъяснениям в ходе проверки работники прокуратуры и суда не могут ею пользоваться. В администрации муниципального образования жилого фонда нет, у них имеется только специализированный жилой фонд для детей-сирот. Считает, что комната не могла быть выделена ответчице, так как с ней не заключался договор найма.
Представитель третьего лица управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю Пацева И.А. исковые требования в части признания незаконными действий миграционной службы по регистрации Козловой по указанному выше адресу не признала, указав, что считает решение должностного лица ОУФМС России по Краснодарскому краю в Диском районе об оформлении Козловой О.В. 06.05.2009 года регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу законным и обоснованным. В соответствии со ст.16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года №713 гражданин, изменивший место жительства обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение. Также в соответствии с п. 17 Приказа ФМС России от 20.09.2007 года № 208 для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме №6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов. В связи с этим заявление-ходатайство главы муниципального образования Динской район Краснодарского края С.В. Жиленко за № 01-30/428 от 04.05.2010 года может являться документом-основанием для заселения в жилое помещение. В данном случае Козлова О.В. для оформления регистрации по месту жительства представила личный паспорт; заявление о регистрации по месту жительства по Ф6, заверенное главой, а также печатью МУП «Васюринское»; заявление-ходатайство главы МО Динской район Краснодарского края С.В. Жиленко об оформлении вышеуказанной гражданке регистрации по месту жительства. Изучив правильность заполненных документов, 06.05.2009 года гр.Козловой О.В. была оформлена регистрация по месту жительства по вышеуказанному адресу.
Представитель третьего лица департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в судебное заседание не явился, по его просьбе дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. В письменном отзыве указал, что механизм реализации программы определён Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», который базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также чёткого разграничения полномочий и ответственности всех участников программы. Пунктом 14 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов регламентированы полномочия органов местного самоуправления, которые обязаны проверять правильность оформления документов, представленных заявителем и достоверность содержащихся в них сведений. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Таким образом, именно специалисты муниципального образования Динской район, ответственные за данное направление работы, были обязаны провести проверку фактов в отношении Козловой О.В. до включения её в муниципальный список. В том случае, если муниципальным образованием неправомерно изданы нормативные акты, соответственно права на получения социальной выплаты у Козловой не возникло. Давать юридическую оценку оспариваемым договору социального найма и постановлению главы муниципального образования, департамент не вправе.
Представитель третьего лица департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, по его просьбе дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. В письменном отзыве указал, что законом Краснодарского края № 1354-КЗ от 29.12.2007 г. утверждена краевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2008-2012 годы». Разделом 4.1 программы определены мероприятия по предоставлению гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Выплаты предоставляются указанным выше категориям граждан в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, в размере не превышающем 70% от расчётной стоимости строительства, определённой в соответствии с п.9 приложения № 1 к Федеральным правилам. В целях развития жилищного строительства в сельской местности, создания рынка доступного жилья и достижения целевых показателей Программы, считать приоритетным строительство нового жилья и приобретение жилья на первичном рынке по сравнению с приобретением жилья на вторичном рынке. Размер выплаты устанавливается Федеральными правилами. Объем средств направляемых из краевого бюджета определяется для конкретного муниципального образования, подавшего заявку с учётом ряда критериев. Право на получение выплаты за счёт краевого бюджета имеют граждане, работающие по трудовым договорам либо осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания. Предоставление выплаты осуществляется на основании договора, заключенного гражданином с уполномоченным органом, условиями которого являются: обязательство гражданина работать в сельской местности не менее 5-ти лет со дня выдачи свидетельства; право уполномоченного органа в течение 5-ти лет со дня выдачи свидетельства истребовать в судебном порядке от гражданина средства в размере предоставленной выплаты, если трудовой договор расторгнут, гражданин переехал в другую местность, распорядительных действий с объектом недвижимости построенным (приобретённым) с использованием выплаты. Реализация данной Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края на основе соглашений с министерством сельского хозяйства РФ, предусматривающие обязательства по софинансированию за счёт средств краевого и федерального бюджетов. Контроль за использованием бюджетных средств по данной программе входит в обязанности департамента сельского хозяйства, который и выступает главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование программы. На расчётный счёт Козловой О.В. на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 240-2010 выданного Козловой О.В. департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности были перечислены средства краевого бюджета. Исковые требования поддерживает полностью и в случае признания вышеназванного свидетельства о предоставлении социальной выплаты недействительным денежные средства в сумме 271021 руб. подлежат возврату в бюджет Краснодарского края.
Представитель третьего лица управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю представляющего интересы Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, по его просьбе дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. В письменном отзыве указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, считает иск обоснованным и законным.
Представитель третьего лица открытого акционерного общества «Крайинвестбанк» в судебное заседание не явился, по его просьбе дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. В письменном отзыве указал, что согласно п. 16 Приложения № 1 к Приложению № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года), утверждённой Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 и при представлении Козловой О.В. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ОАО «Крайинвестбанк» заключил с Козловой О.В. договор банковского счёта, предназначенного для зачисления указанной выше выплаты и открыл банковский счёт №, на который 04.09.2010 г. поступили денежные средства в сумме 271021 рубль.
Изучив исковое заявление, выслушав представителя истца, ответчицу, представителей ответчиков, представителя третьего лица, допросив свидетеля, исследовав доказательства по делу, суд находит, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В ходе судебного разбирательства установлено, что Козлова О.В. не имела права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, в связи с чем перечисленные средства краевого бюджета на ее расчетный счет подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Как видно из материалов дела, Козлова О.В. 3.02.2010 г. обратилась с заявлением к главе администрации муниципального образования Динской район Жиленко С.В. о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», указав, что планирует улучшить жилищные условия путём приобретения жилого помещения в ст. Динской. Нуждающейся в улучшении жилищных условий признана постановлением главы муниципального образования Динской район № 367 от 03.02.2010 г. (л.д. № 29,30).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предоставлению социальных выплат на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Краснодарского края, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 09.07.2010 № 2 признана получателем социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и включена в сводный список получателей данных социальных выплат по категории «граждане» с выдачей свидетельства установленного образца. Размер социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, подлежащей перечислению Козловой О.В. из краевого бюджета, составляет - 271021 руб., из федерального бюджета - 421979 руб. (в сумме - 613 000 руб.) (л.д. № 11-26). Ранее Козлова О.В. администрацией муниципального образования Динской район была включена в список, граждан, изъявивших улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (л.д. № 27,28).
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 240-2010 на имя Козловой О.В. выдано 20 июля 2010 года департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (л.д. № 56, 58-61).
По информации департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края 04.08.2010 на расчетный счет Козловой О.В. №, открытый в ОАО «Крайинвестбанк», перечислены денежные средства в счет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности из краевого бюджета в сумме 271021 руб. (л.д. № 66).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 " утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", предусматривающая для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам возможность улучшения жилищных условий путём получения социальных выплат на строительство либо приобретение жилья.
Порядок социальных выплат указанным выше категориям граждан осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года) и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением № 1 к указанным выше Правилам.
Согласно пункта 4 раздела 2 приложения № 1 к приложению № 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, гражданин имеет право на получение социальной выплаты в случае, если постоянно проживает в сельской местности, имеет собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании пунктов 4 и 5 раздела 2 приложения № 1 к приложению
№ 16 Правил гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основе решения органа местного самоуправления, принимаемого по заявлению гражданина.
Как установлено судом, Муниципальное унитарное предприятие «Васюринское» в лице ФИО14 06 мая 2009 года заключило с Козловой Оксаной Владимировной договор социального найма комнаты № в <адрес> ст. Динской (.д. № 41-43).
Постановлением администрации муниципального образования Динской район № 367 от 03.02.2010 г. Козлова О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» без постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, проживающая в <адрес>. 97/1 по <адрес> ст. Динской (л.д. №).
Оспариваемый договор социального найма заключен с нарушением требований закона и на основании положений ст. 168 ГК РФ с момента заключения является ничтожной сделкой, поскольку в нарушение требований ст. 49 ЖК РФ заключен с Козловой О.В., которая на момент совершения сделки не была признана нуждающейся в жилом помещении. Более того, предоставленная ответчице комната не могла быть объектом социального найма, на том основании, что по приказу № 140 от 17.12.2009 года управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район включена в специализированный жилищный фонд для социальной защиты отдельных категории граждан (л.д. № 171, 172) и была предназначена для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как установлено судом Козлова О.В. (на момент совершения сделки) являлась помощником прокурора Динского района (приказ Прокуратуры Краснодарского края, трудовой договор, трудовая книжка л.д. № 44-50) и к категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и имеющих право на заключение договора найма специализированного жилого помещения, не относилась. Предоставленное ответчице жилое помещение не было свободно от прав третьих лиц, что является нарушением ст. 65 ЖК РФ. По состоянию на 06.05.2009 по данным отдела УФМС по краю в Динском районе в указанном жилом помещении более 10 лет, с 23.10.1996 и 10.01.1997 соответственно, зарегистрированы ФИО8 и ФИО9 (л.д. №).
В свою очередь, постановление администрации муниципального образования Динской район № 367 от 03.02.2010 г. на основании которого Козлова О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, не может быть признано действительным, поскольку Козлова О.В. таковой не является. На момент рассмотрения дела в суде, оспариваемое постановление отменено главой администрации муниципального образования Динской район, однако, с учётом позиции истца суд считает необходимым рассмотреть вопрос о законности принятого решения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
Решением Совета Динского сельского поселения Динского района
от 10.02.2009 № 229 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения в Динском сельском поселении определена в размере 8 кв.м площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда Козлова О.В. зарегистрирована в жилом помещении площадью 9,9 кв.м, расположенном по адресу: ст. Динская,
<адрес> (л.д. № 34-38), в связи с чем она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд не может согласиться с доводами ответчицы о том, что имелись все основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она относится к категории нанимателей жилого помещения, не является собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения для которых предусмотрено условие по обеспечению общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения общая площадь комнаты № <адрес>. 97 по <адрес> соответствует 9,9 кв.м, однако, на данную площадь претендовали кроме ранее зарегистрированных ФИО8, ФИО9 зарегистрированные наряду с ней на основании договоров социального найма ФИО12 и другие лица, соответственно, общая площадь комнаты делится на всех лиц, зарегистрированных в данной комнате, что существенно ниже учетной нормы - 8 кв.м площади жилого помещения на одного гражданина, определенной решением Совета Динского сельского поселения Динского района от 10.02.2009 № 229 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договорам социального найма», Кроме этого, данное решение Совета Динского сельского поселения распространяется только на муниципальный жилой фонд Динского сельского поселения, а жилая комната № <адрес>.97 по <адрес> ст. Динской находится в муниципальной собственности администрации муниципального образования Динской район. Решением Совета муниципального образования Динской район № 203-15/1 от 31.01.2006 г. «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы общей площади жилого помещения на территории муниципального образования Динской район Краснодарского края» утверждена учетная норма общей площади на одного члена семьи на территории Динского района: 8-10 кв.м., то есть превышающая предоставленную ей общую площадь 9,9 кв.м.
Согласно положений ст. 50 ЖК РФ учётная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, что не исключает установления Динским сельским поселением учётной нормы, отличной от аналогичной нормы, устанавливаемой соответствующим муниципальным образованием и действующей по общему правилу на территории всего муниципального образования для сельских поселений, такую норму не установивших. То обстоятельство, что спорная квартира находится в собственности муниципального образования Динской район, не является препятствием для применения учётной нормы сельского поселения. В данном случае площадь комнаты больше учётной нормы, установленной сельским поселением, что исключает признание Козловой О.В. нуждающейся в жилом помещении. Факт регистрации в комнате ещё двух граждан не может приниматься во внимание, так как жилое помещение по условиям социального найма должно предоставляться свободным от прав третьих лиц. Само по себе отсутствие у Козловой в собственности жилого помещения не является основанием для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание, что договор социального найма вышеназванной квартиры, заключенный между Козловой О.В. и МУП «Васюринское » является ничтожным, т.е. не создаёт для сторон правовых последствий, Козлова О.В. не приобрела право пользования спорной комнатой, следовательно, оснований для сохранения у неё регистрации по данному адресу не имеется.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца о незаконности действий отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в Динском районе по регистрации ответчицы в данной квартире. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» перечень документов являющихся основанием для регистрации гражданина по месту жительства носит открытый характер. Указанная норма не содержит запрет на использование в таком качестве ходатайства собственника жилого помещения (главы администрации муниципального образования Динской район). При наличии у ответчицы договора социального найма у миграционной службы не было оснований для отказа ей в регистрации в комнате № <адрес>.97 по <адрес> ст. Динской. Обстоятельства, связанные с вселением и проживанием Козловой О.В. в спорном жилом помещении при осуществлении процедуры регистрации не устанавливаются и не являются препятствием к этому.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснодарского края к Козловой О.В., администрации Муниципального образования Динской район о признании недействительным договора социального найма, признании неприобретшей права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, признании недействительным постановления органа местного самоуправления, протокола заседания комиссии, свидетельства о предоставлении социальной выплаты и обязании возврата денежной суммы в бюджет Краснодарского края удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения по адресу: ст. Динская, <адрес> от 6 мая 2009 года
№ 616-н, заключенный администрацией муниципального образования Динской район в лице Муниципального унитарного предприятия «Васюринское» с Козловой О.В..
Признать Козлову О.В. не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: ст. Динская, <адрес>.
Обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в Динском районе снять Козлову О.В. с регистрационного учета по адресу: ст. Динская, <адрес>.
Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования Динской район от 3 февраля 2010 года № 367 «О признании Козловой Оксаны Владимировны нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Признать недействительным раздел 4 протокола заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предоставлению социальных выплат на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Краснодарского края, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 9 июля 2010 года № 2 в части включения Козловой Оксаны Владимировны в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Признать недействительным свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
№ 240-2010, выданное 20 июля 2010 года на имя Козловой О.В..
Обязать Открытое акционерное общество «Крайинвестбанк» возвратить в бюджет Краснодарского края денежные средства в размере 271021 (двести семьдесят одну тысячу двадцать один) рубль, перечисленные на расчетный счет Козловой О.В. <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Судья: