Решение по иску Шахова Л.Г. о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Максименко О.А.

при секретаре Ермоленко Т.С.

с участием истицы Шаховой Л.Г.

представителя истицы Осколович С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаховой Л.Г. к администрации муниципального образования Динской район о признании права собственности на недвижимое имущество;

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с просьбой установить, что она фактически приняла наследство после ее сестры, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право собственности на квартиру, общей площадью 23,9 кв.м., жилой- 15,0 кв.м., расположенную по адресу: Динской район, ст. Новотитаровская, <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что она является родной сестрой ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В связи с трудовой деятельностью в качестве фармацевта аптеки Динского района ее сестра в 1986 году получила однокомнатную квартиру, находящуюся по вышеуказанному адресу. За время проживания она осуществляла текущие ремонты, переклеивала обои, красила полы, окна, следила за санитарным состоянием квартиры. Указанная квартира находилась в муниципальной собственности, состояла на балансе МУП «Управляющая компания». На основании договора найма жилого помещения от 24.10.1986 года с ее сестрой был заключен договор социального найма от 08.04.2008 года, которым данная квартира была передана в пользование сестры. В связи с болезнью сестра дала ей полномочия по нотариальной доверенности собрать необходимые документы и представлять е интересы при заключении договора приватизации указанной квартиры. Однако в связи со смертью сестры подписать договор приватизации квартиры и зарегистрировать его не успела. На основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ она является единственной наследницей имущества сестры. После смерти сестры она вступила во владение наследственным имуществом и приняла меры для его сохранности. Она проживает в квартире сестры, следит за санитарным состоянием квартиры, оплачивает коммунальные услуги, все предметы интерьера посуды, бытовых приборов перешли в ее пользование. Все эти действия свидетельствуют о ее фактическом принятии наследства. Ссылается на ст. 2, 10, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», ст. 11, 12, 218 ГК РФ.

В судебном заседании истица, представитель истицы ФИО4 настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Динской район в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, по которому исковые требования не поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, выслушав истицу, представителя истицы, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследника.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества.

Из показаний свидетеля ФИО5 видно, что он знал ФИО1 более 20 лет, как фельдшера их станицы, часто к ней обращался за помощью, помогал ей по хозяйству. У нее не было ни мужа, ни детей. Шахова Любовь ее близкая родственница, она ежегодно приезжала к ней в отпуск. Весной 2009 года они занялись оформлением документов для приватизации квартиры ФИО1. ФИО1 дала доверенность своей сестре Шаховой. В сентябре 2009 года ФИО1 умерла, Шахова занималась похоронами. Он помогал Шаховой после похорон по хозяйству. После смерти ФИО1 Шахова проживает в ее квартире, оплачивает все коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора найма жилого помещения, заключенного с Домоуправлением №, предоставлена в наем <адрес> ст. Новотитаровской, жилой площадью 14,4 кв.м., принадлежащая Д/У. С 08.04.2008 года она по договору социального найма жилого помещения № 535-н, заключенному с МУП «Управляющая компания», является нанимателем данной квартиры (договор, акт сдачи-приемки, л.д. 16-20).

В материалах дела имеется копия технического паспорта, выписка из лицевого счета жилого помещения, из которых видно, что собственником спорной квартиры на основании выписи из реестра от 29.07.2009 года является Муниципальное образование Динской район, общая площадь квартиры составляет 23,9 кв.м., жилая- 15,0 кв.м. (л.д. 6-11, 43-45).

Согласно свидетельства о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 13). ФИО6 приходится ей родной сестрой (свидетельства о рождении, л.д. 12). В настоящее время истица носит фамилию мужа- «Шахова» (справки о заключении брака, л.д. 47).

В июне 2009 года ФИО1 составила завещание, согласно которому, все свое имущество, какое окажется принадлежащей ей на день смерти, завещала Шаховой Л.Г. (л.д. 14).

По сообщению Администрации муниципального образования Динской район, 29.07.2009 года в администрации зарегистрировано заявление и приняты документы от ФИО1 на передачу в собственность, в порядке приватизации квартиры, расположенной в ст. Новотитаровской по <адрес> (л.д. 15).

Постановлением администрации муниципального образования Динской район № 1735 от 22.09.2009 года, приватизирована, в том числе, муниципальная квартира, общей площадью 23,9 кв.м., жилой площадью 15,0 кв.м. нанимателем которой является ФИО1 Управлению имущественных и земельных отношений поручено исключить указанную квартиру из реестра муниципальной собственности района, Управлению строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики заключить договоры о передаче в собственность жилых помещений. (л.д. 35-42).

Таким образом, в судебном заседании установлено, с октября 1986 года, ФИО1 на основании договора социального найма являлась нанимателемквартиры № 2 в <адрес> ст. Новотитаровской Динского района. В июле 2009 года она обратилась в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о передаче ей в собственность указанной квартиры, в порядке приватизации. 22.09.2009 года администрацией муниципального образования Динской район вынесено постановление о приватизации квартиры, однако, договор о передаче в собственность ФИО1 данного жилого помещения не был заключен, в связи с ее смертью.

Как следует из объяснений Шаховой Л.Г. и подтверждается показаниями свидетеля, после смерти ФИО1 истица фактически приняла наследство, состоящее из <адрес> ст. Новотитаровской Динского района, она проживает в квартире, следит за ее санитарным состоянием, оплачивает коммунальные услуги, то есть, вступила во владение и пользование наследственным имуществом.

Поскольку на момент открытия наследства Шахова Л.Г. являлась единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО1, по сведениям нотариуса Динского нотариального округа ФИО7, наследственное дело после смерти ФИО1, не заводилось (л.д. № 33), суд приходит к выводу, что по смыслу ч. 2 ст. 218 ГК РФ истица приобрела право собственности на вышеназванную квартиру, которое подлежит государственной регистрации.

То обстоятельство, что регистрация права собственности на квартиру ФИО1 не была произведена, не может служить основанием к отказу в признании права собственности на это имущество за наследником, поскольку при жизни ФИО1 выразила свою волю и подала все необходимые документы в Администрацию муниципального образования Динской район для передачи ей в собственность квартиры, в порядке приватизации, фактически процедура приватизации квартиры была завершена, следовательно, спорная квартира может считаться наследственным имуществом и Шахова Л.Г., как наследник, приобрела право собственности на нее.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шаховой Л.Г. к администрации муниципального образования Динской район о признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать Шахову Л.Г. фактически принявшей наследство после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Шаховой Л.Г. право собственности на <адрес>, общей площадью 23,9 кв.м., в <адрес> ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

Судья: