Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010г. ст. Динская Краснодарского края
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Быстрова А.Н. с участием
прокурора Янкина Ю.А.,
представителей Совета муниципального образования
Динской район Годовальник В.Н., Шахова Д.А.,
представителя Администрации МО Динской район Нинуа А.А.
при секретаре Лямкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Динского района в интересах неопределённого круга лиц к Совету муниципального образования Динской район о приведении нормативно-правового акта в соответствие с требованиями законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Динского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением к Совету муниципального образования Динской район о приведении нормативно-правового акта в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование заявления и в судебном заседании участвующим в деле прокурором указывается, что прокуратурой Динского района при проведении проверки соответствия действующему законодательству нормативно-правовых актов, принятых решениями Совета муниципального образования Динской район выявлен ряд нарушений. Решением Совета муниципального образования Динской район от 28.10.2009 № 1027-61/1 утверждено Положение о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Оспариваемое решение противоречит нормам действующего Федерального законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям. Пунктом 1.1 раздела 1 Положения установлено, что сторонами районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители территориальных организаций профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; представители территориального объединения работодателей; представители администрации муниципального образования Динской район. Между тем, в соответствии со ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, ст.ст. 30 и 31 ТК РФ регламентировано представление интересов работников первичными профсоюзными организациями, в отдельных случаях - иным представителем (представительным органом). Соответственно, согласно ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Таким образом, указанными положениями решения Совета необоснованно ограничен круг представителей работников и работодателей в социальном партнерстве, что не согласуется с федеральным законодательством. В рамках предоставленных ст.23 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, прокуратурой района 07.09.2010г. принесён протест на решение Совета МО Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1, утверждающего Положение о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Решением от 29.09.2010г. № 112-7/2 в удовлетворении протеста отказано. В результате принятия Советом МО Динской район противоречащего требованиям действующего законодательства нормативного правового акта нарушены требования законодательства о местном самоуправлении, конституционные права граждан. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы неопределенного круга лиц. В связи с вышеизложенным прокурор просит: - признать раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого решением Совета муниципального образования Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1 «О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» противоречащим требованиям федерального законодательства; - обязать Совет муниципального образования Динской район привести в соответствие с требованиями ст.ст. 29, 30, 31, 33 Трудового кодекса Российской Федерации раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого решением Совета МО Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1 «О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», путём дополнения п.1.1 следующим: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; первичными профсоюзными организациями; руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
Представители Совета муниципального образования Динской район Годовальник В.Н. и Шахов Д.А., полагали необходимым в удовлетворении заявления прокурора требований, при этом пояснив, что Решением Совета МО Динской район от 28.10.ктября 2009 г. № 1027-61/1 утверждено Положение о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Положение принято в соответствии со статьей 35 Трудового Кодекса РФ и законом Краснодарского края от 7 августа 2000 года № 310 - КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае». В соответствии со ст. 35 ТК РФ от 30.12.2001г. N 197-ФЗ в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации,положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. В соответствии со ст.11 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. N 310-КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия) образуется территориальными (в муниципальных образованиях Краснодарского края) организациями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления в Краснодарском крае на равноправной основе по решению сторон. Положение о территориальной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае. Территориальная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением о территориальной комиссии, регламентом, утвержденным планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих вопросов. В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Динская районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства в муниципальном образовании Динской район сторонами которого являются: - представители территориальных организаций профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; - представители территориального объединения работодателей; - представители администрации муниципального образования Динской район. Таким образом, по мнению представителей Совета МО Динской район Положение о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствует закону Краснодарского края, принятому в пределах полномочий субъекта РФ, отнесенных к его ведению Федеральным законодательством. В целях обозначения имеющихся противоречий в действующем законодательстве Советом муниципального образования Динской район направлено предложение в план нормотворческой и контрольной деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края на 2011г., которое будет рассмотрено в марте следующего года. В связи с изложенным полагают, что заявление прокурора не может быть удовлетворено до внесения соответствующих изменений в Закон Краснодарского края от 7 августа 2000 г. N 310-КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае".
Представитель Администрации МО Динской район Нинуа А.А. также полагал необходимым в удовлетворении заявления прокурора Динского района отказать, указав на обстоятельства, приведенные представителями Совета. Кроме того, представитель указал, что прокуратура в данном случае не воспользовалась, предусмотренными законом РФ «О прокуратуре РФ» полномочиями, по оспариванию Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. N 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае».
Суд, выслушав прокурора, представителей Совета муниципального образования Динской район, представителя Администрации МО Динской район Нинуа А.А., исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета МО Динской район от 28.10.ктября 2009 г. № 1027-61/1 утверждено Положение о Динской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В разделе 1 данного Положения указано, что «Динская районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнёрства в муниципальном образовании Динской район сторонами которого являются: представители территориальных организаций профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; представители территориального объединения работодателей; представители администрации муниципального образования Динской район» (л.д. 11-16).
Указанные Решение и Положение опубликованы в газете «Трибуна» 24 ноября 2009г. за №145 (10983).
Установлено и не оспаривалось участниками судебного разбирательства то обстоятельство, что оспариваемое Положение утверждено Советом в соответствии со статьей 35 Трудового Кодекса РФ и законом Краснодарского края от 7 августа 2000 года № 310 - КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае».
Так, на основании ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Закона Краснодарского края от 07.08.2000 г. N 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае» территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия) образуется территориальными (в муниципальных образованиях Краснодарского края) организациями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления в Краснодарском крае на равноправной основе по решению сторон. Положение о территориальной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае.
В то же время, требования федерального законодательства, а именно ст. 29 ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
На основании ст. 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Кроме того, согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
В соответствии со ст. 33 ТК РФ, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм Трудового Кодекса РФ, в их совокупности, приводит суд к выводу, что раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого Решением Совета муниципального образования Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1 «О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» противоречит требованиям федерального законодательства, ограничивая круг представителей работников и работодателей в социальном партнерстве.
Вместе с тем, нельзя не учесть, что оспариваемое прокурором Положение, утверждённое Решением Совета МО Динской район, принято в соответствии с положениями Закона Краснодарского края от 7 августа 2000г. N 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае», который в настоящее время не признан неконституционным и является действующим нормативно-правовым актом.
Удовлетворяя заявление прокурора Динского района, суд исходит из следующего:
Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие, основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде.
В частности, ст.37 Конституции РФ провозглашает свободу труда, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих соответствующим требованиям, право на индивидуальные и коллективные споры. Указанной конституционной норме корреспондирует и конституционный принцип равенства, закрепленный статьей 19 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 5 Трудового кодекса РФ определяет понятие трудового законодательства, которое состоит из законов, причем как федеральных, так и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.3 ст.5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ, а в силу требований ч.9 указанной статьи законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам.
Таким образом, Трудовой кодекс РФ определяет иерархию источников трудового права и устанавливает механизм, гарантирующий приоритет Трудового кодекса как перед законами субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, так и перед актами органов местного самоуправления.
Кроме того, ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный выше указанным кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации или иной федеральный закон.
Разрешая возникшие спорные правоотношения и приходя к выводу об обоснованности и правомерности заявления прокурора Динского района, суд руководствуется вышеприведенными нормами Конституции РФ, которая в силу ст.15 Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а также ст.ст.5 и 6 ТК РФ, которые являются императивными нормами.
Таким образом, анализ исследованных в судебном заседании обстоятельств дела приводит суд к убеждению, что раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого решением Совета муниципального образования Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1 «О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Трудовому кодексу РФ, в связи с чем заявление прокурора Динского района подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194 - 199 и 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Динского района в интересах неопределённого круга лиц к Совету муниципального образования Динской район о приведении нормативно-правового акта в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить.
Признать раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого решением Совета муниципального образования Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1 «О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» противоречащим требованиям федерального законодательства.
Обязать Совет муниципального образования Динской район привести в
соответствие с требованиями ст.ст. 29, 30, 31, 33 Трудового кодекса Российской
Федерации раздел 1 Положения о Динской районной трёхсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, утверждённого решением Совета
муниципального образования Динской район от 28.10.2009г. № 1027-61/1
«О Положении о Динской районной трёхсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений», путём дополнения п. 1.1 следующим:
профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации,
предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или
иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом Российской Федерации; первичными профсоюзными
организациями; руководитель организации, работодатель - индивидуальный
предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.
Судья А.Н. Быстров