Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Максименко О.А.
при секретаре Ермоленко Т.С.
с участием истца Лилейкина А.А.
представителя ответчика Управлению Пенсионного фонда в Динском районе Морозовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лилейкина А.А. к Пенсионному Фонду РФ, филиалу Пенсионного фонда в Динском районе о нарушении прав и свобод и компенсации морального вреда;
УСТАНОВИЛ
Лилейкин А.А. обратился в суд с просьбой признать незаконным взыскание с пенсии, равной прожиточному минимуму, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 39000000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что с его трудовой пенсии в размере прожиточного минимума-4680 рублей, незаконно производятся ежемесячные взыскания по исполнительному листу в размере 1800 рублей. Ему с трудом хватало на месяц 4680 рублей, с учетом обязательных коммунальных платежей, лекарств и т.п. Данная пенсия является его единственным источником дохода и данным незаконным взысканием Пенсионный фонд поставил под угрозу его жизнь и здоровье. Указанными незаконными действиями Пенсионный фонд РФ нарушил его права и свободы, гарантированные ч.1 ст. 20, ст. 21, ч.1 ст. 39, ч.1 ст.41 Конституции РФ и причинил ему существенный моральный вред.
В судебном заседании истец увеличил исковые требования, указав, что просит суд, кроме того, обязать Пенсионный Фонд РФ возвратить в полном объеме заведомо незаконно взысканные суммы денег из его пенсии.
В судебном заседании 21.12.2010 г. истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда в Динском районе Морозова Л.А. возражала против удовлетворения исковых требований. В письменных возражениях указала, что ФИО4 с 30.01.2010г. является получателем трудовой пенсии по старости и социальной доплаты к пенсии. 11 мая 2010 года в Управление Пенсионного фонда в Динском районе поступило Постановление от 05.05.2010г. № 33/22057-2010 об обращении взыскания на пенсию должника Лилейкина А.А., согласно которого в обязанность УПФР в Динском районе вменено удерживать из пенсии должника сумму долга и расходы по совершению исполнительных действий в размере 18419 руб. 43 коп, в пользу взыскателя ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИФНС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «0 трудовых пенсиях в РФ» удержания из пенсии производятся на основании исполнительных документов. Согласно пункту 2 указанной статьи удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. В соответствии с пунктом 3 той же статьи удержано может быть не более 50 процентов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 01.10.2007г. № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения является обращения взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений. Исходя из норм статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», право на социальную доплату к пенсии имеет пенсионер, не осуществляющий работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Федеральный закон от 17.07.1999г, № 178-ФЗ «О социальной защите граждан» не содержит специальных норм, регулирующих вопросы проведения удержаний по исполнительным документам из сумм социальных доплат к пенсии. В этой связи при осуществлении социальных доплат к пенсии применяются общие правила, установленные Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Статьей 101 указанного закона определен исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Социальная доплата к пенсии в этом перечне не поименована. Следовательно, удержания по исполнительным документам из сумм федеральной социальной доплаты к пенсии могут производиться только в том случае, если в резолютивной части исполнительного документа указано, что взыскание обращено на все виды доходов должника либо прямо установлено, что взыскание обращается на суммы федеральной социальной доплаты к пенсии. На основании изложенного удержания по исполнительному документу производятся в размере 20 процентов только из суммы установленной пенсии Лилейкина А.А. (удержания начаты с июня 2010 года). Федеральная социальная доплата к пенсии выплачивается Лилейкину А.А. в полном объеме.
Под моральным вредом в уголовном судопроизводстве, подлежащим материальной компенсации, понимаются физические и нравственные страдания, испытываемые гражданами в связи с совершенными против них деяниями, преследуемыми уголовным законом. Такого рода моральный вред подлежит компенсации как в рамках уголовного судопроизводства, так и в гражданско-процессуальном порядке. Доказательства характера причиненных физических и нравственных страданий истцом не представлены. Кроме того, удержания производятся в связи с неисполнением истцом обязательств по оплате различных видов договоров: за предоставление истцу денежного кредита, электроэнергии и др., то есть против истца не были совершены деяния, преследуемые по закону, напротив, он сам является должником перед различными организациями. Управление Пенсионного фонда РФ в Динском районе приступило к исполнению обязанности необходимых удержаний в связи с вступлением в силу судебных постановлений и приказов, обязательных к исполнению. В связи с чем удержание указанных сумм нельзя считать причинением ему морального вреда, а Управление Пенсионного фонда - нарушителем. Согласно ст. 6 ФЗ Федерального закона от 01.10.2007г. № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежит неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 14 указанного закона, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде. Постановление от 05.05.2010 года № 33/22057-2010 обжаловано Лилейкиным не было, в связи с чем, оснований для его невыполнения не имеется. В данном случае истцу следует обжаловать именно постановление от 05.05.2010 года.
Представитель ответчика Пенсионного Фонда РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (уведомление, л.д. 46). По решению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика. В письменных возражениях указал, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом абзацем четвертым статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. Согласно статье 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как не участвует в правоотношениях с гражданами, в том числе с Лилейкиным А.А., по поводу назначения и выплаты пенсии.
Компетентным органом, осуществляемым выплату пенсии, включая организацию ее доставки, применительно к исковому заявлению Лилейкина А.А. является территориальный орган ПФР, а именно Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ одним из оснований для осуществления территориальным органом ПФР удержания из пенсии является исполнительный документ. Перечень исполнительных документов определен статьей 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». К их числу, в частности, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы, а также постановления судебного пристава-исполнителя. При этом согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» требования судебного пристава-исполнителя подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. По сообщению Отделения ПФР по Краснодарскому краю Лилейкин А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем пенсии по старости с 30 января 2010 года. С 1 июня 2010 года из пенсии Лилейкина А.А. на основании постановления об обращении взыскания на пенсию должника от 15 марта 2010 года № 33/222057-2010, производятся удержания в размере 50 % пенсии, согласно исполнительным документам: - исполнительный лист № А32-20926/08-11/312 от 16 июня 2010 года, долг в сумме 4924 рубля, взыскатель ИФНС России по Динскому району; - исполнительный лист № А32-20926/2008-1 1/312 от 10 ноября 2009 года, долг 1000 рублей, взыскатель ИФНС России по Динскому району; - судебный приказ № 2-2843/09 от 25 мая 2009 года, долг 10786,75 рублей, взыскатель 000 «<данные изъяты>»; - исполнительный лист № 2-309/04 от 17 декабря 2004 года, долг 1708,68 рублей, взыскатель ОАО «<данные изъяты>» в Лице Динского УЭС. Долг по вышеуказанным исполнительным документам составляет 18 419,43 рублей, расходы по совершению исполнительных действий составляют 1289,36 рублей. Удержанные суммы перечисляются на депозитньий счет Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в Динском районе. Размер пенсии и федеральной социальной доплаты (ФСД), установленных Лилейкину А.А., составляет: в июне 2010 года: пенсии -3570,6 рублей, ФСД - 1109,4 рублей; в июле 2010 года: пенсии - 3570,6 рублей, ФСД - 1109,4 рублей; в августе 2010 года: пенсии -3603,64 рубля, ФСД - 1076,36 рублей; в сентябре 2010 года: пенсии - 3603,64 рубля, ФСД - 1076,36 рублей; в октябре 2010 года: пенсии -3603,64 рубля, ФСд- 1076,36 рублей; в ноябре 2010 года: пенсии -3603,64 рубля, ФСД - 1076,36 рублей; Из пенсии Лилейкина А.А. удержано: в июне 2010 года: 1785,3 рублей; в июле 2010 года: 1785,3 рублей; в августе 2010 года: 1801,82 рубль; в сентябре 2010 года: 1801,82 рубль; в октябре 2010 года: 1801,82 рубль; в ноябре 2010 года: 1801,82 рубля. По состоянию на 1 декабря 2010 года из пенсии удержано 10777,88 рублей. Остаток суммы, подлежащей взысканию, составляет 8930,91 рублей.
Удержания из ФСД не производятся. На основании изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Статьей 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определен перечень исполнительных документов. К их числу, в частности, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, судебные приказы, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удержания из пенсии производятся на основании исполнительных документов. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии.
Согласно ст. 6 ФЗ Федерального закона от 01.10.2007г. № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежит неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, с Лилейкина А.А. на основании исполнительных листов Арбитражного суда № А32-20926/08-11/312 от 10 ноября 2009 года и от 16 июня 2009 года взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5924 рубля, взыскателем является ИФНС России по Динскому району. На основании судебного приказа № 2-2843/09 мирового судьи С/У № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2009 года, с него взыскана задолженность в размере 10786,75 рублей в пользу «<данные изъяты>». На основании исполнительного листа мирового судьи С/У № 137 Динского района Краснодарского края № 2-309/04 от 17 декабря 2004 года он имеет задолженность в размере 1708,68 рублей перед ОАО «<данные изъяты>» в Лице Динского УЭС. Общий долг по вышеуказанным исполнительным документам составляет 18 419,43 рублей (л.д. 16-22).
Лилейкин А.А. с 30.01.2010г. является получателем трудовой пенсии по старости в сумме 3570, 60 рублей и федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 1109, 40 рублей (копия удостоверения, справка, л.д. 4).
11 мая 2010 года в Управление Пенсионного фонда в Динском районе поступило Постановление судебного пристава-исполнителя Динского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов от 05.05.2010г. № 33/22057-2010 об обращении взыскания на пенсию должника Лилейкина А.А., согласно которого в обязанность УПФР в Динском районе вменено производить удержания из пенсии Лилейкина А.А. ежемесячно в размере 50% до погашения суммы долга в размере 18419 руб. 43 коп, а также исполнительского сбора по вышеуказанным исполнительным документам, сумма которого составила 1289,36 рублей. (постановления, л.д. 13-15).
Как следует из объяснений истца и представителя ответчика, из пенсии Лилейкина А.А. удержано: в июне 2010 года: 1785,3 рублей; в июле 2010 года: 1785,3 рублей; в августе 2010 года: 1801,82 рубль; в сентябре 2010 года: 1801,82 рубль; в октябре 2010 года: 1801,82 рубль; в ноябре 2010 года: 1801,82 рубля. По состоянию на 1 декабря 2010 года из пенсии удержано 10777,88 рублей. Остаток суммы, подлежащей взысканию, составляет 8930,91 рублей. Удержания из федеральной социальной доплаты не производятся.
Таким образом, судом установлено, что Лилейкин А.А. на основании ряда исполнительных документов имеет задолженность перед ИФНС России по Динскому району, ООО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты> на общую сумму 18419 руб. 43 коп., Постановлением судебного пристава-исполнителя с него также взыскан исполнительский сбор в размере1289,36 рублей. С июня 2010 года Управление Пенсионного фонда в Динском района на основании постановление судебного пристава-исполнителя Динского районного отдела УФССП от 05.05.2010г. производит удержания из пенсии Лилейкина А.А. ежемесячно в размере 50% до погашения вышеуказанной суммы задолженности.
Статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определен исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Пенсия по старости в указанный перечень не входит.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда в Динском районе на законном основании производит удержания из пенсии истца.
При таких обстоятельствахзаявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ;
РЕШИЛ:
Исковые требованияЛилейкина А.А. к Пенсионному Фонду РФ, филиалу Пенсионного фонда в Динском районе о нарушении прав и свобод и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Судья: