РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ ст.Динская
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующей Стеценко Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Юриковой О.А.,
представителя заявителя Лавелина С.А.,
представителя должностного лица Департамента имущественных и земельных отношении Краснодарского края Родионовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Соколовского М.А. об обжаловании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Соколовский М.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица. В обоснование заявления указав, что им, с целью организации крестьянского хозяйства, ДД.ММ.ГГГГ в департамент имущественных отношений Краснодарского края было подано заявление о предоставлении в арену сроком на 10 лет, земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: РФ Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Красная Звезда» для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношении Краснодарского края ему было отказано по тем основаниям, что необходимо обратиться в органы местного самоуправления, так как, якобы данный земельный участок департаментом передан по акту приема-передачи для последующего распоряжения. Считает, что данный отказ и сделанные в нем выводы не соответствуют Федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя Лавелин С.А., поддержал заявление в полном объеме, просил суд его удовлетворить.
Представитель должностного лица Департамента имущественных и земельных отношении Краснодарского края Родионова М.А., просила суд отказать в удовлетворении заявления, считала его не обоснованным, сделав ссылку на ст.1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-К3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края», указала, что администрациимуниципального образования Динской район переданы по актам приема - передачи: от ДД.ММ.ГГГГ - 2 земельных участка, от ДД.ММ.ГГГГ 18 земельных участков, от ДД.ММ.ГГГГ 144 земельных участка, от ДД.ММ.ГГГГ 1 земельный участок, от ДД.ММ.ГГГГ 1 земельный участок. Заявление Соколовского М.А., направленное в департамент, не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Так, в заявлении не обоснованы размеры предоставляемого земельного участка (не указано число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), не обоснован срок аренды испрашиваемого земельного участка (статьей 30 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» установлены минимальные сроки аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для определенных видов сельскохозяйственной деятельности). К заявлению не приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Письмо департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №.12 о разъяснении законодательства в части предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края, не может быть признано решением об отказе в предоставлении земельного участка, ввиду отсутствия в нем позиции департамента о недопустимости передачи заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка. Документы, приложенные Соколовским М.А. к своему заявлению в департамент имущественных отношений Краснодарского края, не соответствуют документам, предусмотренным Приложением № к Порядку. Заявление о предоставлении земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства не соответствует установленной форме. Кроме этого, Соколовский М.А. не представил документы, подтверждающие то, что земельный участок испрашивается для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности и может быть предоставлен без проведения торгов. Таким образом, заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов, а также доводы, изложенные в заявлении, на которые заявитель ссылается, как на основания своих требований, документально не подтверждены.
Заслушав доводы представителя заявителя, представителя Департамента, и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах. Правила данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные п.4 статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределении земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п.1 ст. 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу ст. 12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», граждане которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или в аренду), условия предоставления (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» закреплено право гражданина на получение ответа на его обращение по существу поставленных в обращении вопросов.
Из представленных суду материалов следует, что Соколовский М.А. обратился с заявлением в Департамент имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении в аренду земельного участка для создания крестьянского фермерского хозяйства.
Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно предоставленной суду Выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, правообладателем земельного участка № с кадастровым номером 23:07:0602008:3, площадью 270048 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Красная Звезда» является- Субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Ограничений (обременений) не зарегистрировано.
Ссылка Департамента о передаче муниципальному образованию Динской район полномочий по распоряжению земельным участком необоснованна, так как Департаментом не были представлены суду доказательства того, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка органом государственной власти принято решение о передаче отдельных государственных полномочий Краснодарского края органу местного самоуправления Динской район, позволяющее последнему им распорядится. Доказательством обратного служит ответ управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район в адрес суда об отсутствии акта приема-передачи на данный земельный участок.
Таким образом, Соколовский М.А. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка государственной собственности в исполнительный орган - Департамент, имеющий исключительные полномочия в силу закона на принятие решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Общий порядок предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок принятия решений по данным заявлениям в Краснодарском крае регламентирован Постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства» согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти по управлению и распоряжению государственным имуществом, находящимся в собственности Краснодарского края, в течении двух недель со дня получения документов, принимает решение в форме правового акта о предоставлении земельного участка в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.
В свою очередь, перечень информации, который должен быть указан в заявлении о предоставлении земельного участка установлен вышеуказанной нормой закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно заявлению Соколовского М.А. о предоставлении земельного участка и приложению к нему, заявителем представлена информация и пакет документов, позволяющий Департаменту рассмотреть вопрос о подготовке соответствующего акта.
По мнению представителя Департамента, форма заявления Соколовского М.А. не соответствовала по форме приложению к постановлению главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако указанные представителем Департамента нормы регулируют отношения, связанные с уже созданными и зарегистрированными крестьянскими хозяйствами. Однако законодателем на федеральном уровне предоставлено право гражданам испрашивать земельные участки и для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть еще до их регистрации. Отсутствие разработанной органом государственной власти формы заявлений в отношении такого вида заявителей не может быть признано обоснованным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как согласно требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. Кроме того, специальной нормой федерального закона закреплено содержание таких заявлений, что позволяет соответствующим органам принимать решения.
Как указано департаментом, к заявлению Соколовского М.А. не было приложено соглашение о создании крестьянского фермерского хозяйства, однако, пунктом 1 ст. 4 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрен случай когда такое соглашение не требуется, выяснение чего возможно во время рассмотрения заявления гражданина. Что отражено и в ст. 10 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
По смыслу вышеуказанных норм законодательства, при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка, орган государственной власти должен принять решение о предоставлении либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка соответственно указав при этом причины его принятия. При отсутствии у заявителя каких-либо документов препятствующих принятию положительного решения, Департамент обязан указать какие именно документы необходимо предоставить заявителю. Департаментом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не было указано на какие-либо нарушения допущенные Соколовским М.А при составлении заявления, из чего следует что объективные причины для отказа в предоставлении земельного участка в аренду заявителю у Департамента отсутствуют.
При таких обстоятельствах, действие Департамента выразившееся в непринятии решения и направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ исх. № не соответствует закону, -нарушает права заявителя.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение должностными лицами установленного законом порядка принятия решения, совершения действий; не соответствие содержания оспариваемого решения, действия требованиям закона. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать действия должностного лица - Департамента имущественных и земельных отношении Краснодарского края,- незаконными.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Краснодарского края заключить с Соколовским М.А. договор аренды на земельный участок № с кадастровым номером № расположенный по адресу: РФ Краснодарский край, Динской район, <адрес> для сельскохозяйственного использования, сроком на 10 лет.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Судья: подпись