Решение о признании органов местного самоуправления незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена Динской районный суд

Краснодарского края

в составе:

председательствующего Семенихина Ю.В.

при секретаре Макеевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... о признании действий органов местного самоуправления незаконными и обязании их устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с просьбой признать незаконным действия администрацией ..., выразившиеся в неисполнении требований Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.07.2005 год № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушающие конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обязать администрацию ... устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства, а именно: - принять правовые акты, регулирующие вопросы сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - производить меры по санитарной очистке территории ...; - временное складирование, сбор отходов производства и потребления производить на открытых, специально оборудованных для этого площадках на территории всего сельского поселения. В обоснование заявленных требований указал, что на территории Динского сельского поселения временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. В соответствии со ст. 44, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.

Неправомерные действия администрации ... по выполнению требований законодательства, в частности организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, как одно из основных условий реализации предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантией на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Ссылается на ст. 22 ФЗ РФ от 30.03.1999г № 52 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12-14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. № 80, ст. 44,51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14, 15, 16 ФЗ от 6.10.2003г. № 131-ФЗ, Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), Постановление Правительства РФ от 10.02.1997г. №155.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требовании, указав, что администрацией ... не выполняются требования законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, на территории поселения только частично организованы места сбора мусора, принимаемого от населения.

Представитель заинтересованного лица - администрации ... возражал против удовлетворения требовании, указав, что в жилом поселке вывоз мусора осуществляется три раза в день, а в частном секторе мусор вывозиться два раза в месяц. Администрация регулярно проводит совещания с представителями ТОСов, от граждан не поступали заявления с просьбой вывозить мусор чаще. В настоящее время администрация оснащена специальным транспортом для своевременного вывоза ТБО, вывоз мусора осуществляет предприятие «...». Администрация обязана предоставить места для сбора ТБО, организовать сбор и транспортировку мусора, что и делается. В жилом поселке организованны места сбора твердых бытовых отходов: в ст. Динской на ..., ..., ..., ..., на перекрестке ..., ... и ..., ..., ..., ..., ..., ... а, ... и ..., в районе ДК ..., возле администрации .... На остальной территории ... места под размещение контейнерных площадок по сбору ТБО не определены, сбор организован движущимися мусоровозами по утвержденным графикам.

Выслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит необходимым удовлетворить заявление по следующим основаниям:

Согласно ст.22 ФЗ РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления должна производится в соответствии со ст.ст.12-14 ФЗ от 24.06.1998г. « Об отходах производства и потребления». Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003г. №80 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы « Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03». Данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), и предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкции, эксплуатацией объектов рекультивацией земель. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. Временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить на открытых, приспособленных для хранения отходов площадка.

В соответствии со ст. ст.14, 15, 16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ поселение наделено полномочиями в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что включает также и принятие нормативно-правовых актов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора, санитарной очистке территории поселения.

В части, не противоречащей действующему законодательству, в части ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. Санитарные правила предписывают организовывать работу по сбору, хранению, вывозу бытовых отходов, уборке территории на основании генеральной схемы населенного пункта, утвержденной решением органа местного самоуправления. В частности должен быть утвержден список лиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, очередность их уборке в летний и зимний период; список территорий, подлежащих уборке силами предприятий и организаций; мероприятия по защите окружающей среды от загрязнения и т.д.

В населенных пунктах, входящих в состав муниципальных образований, правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления распространяется не только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но и на граждан, проживающих на данной территории и пользующихся коммунальными услугами по вывозу мусора и иных отходов.

Судом установлено, что администрация ... наделена полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Вывоз мусора в соответствие с нормами СанПиН 42-128-4690-88, должен осуществляться в частном секторе не менее 2-х раз в неделю. Вместе с тем, расположение мусорных баков не соответствует нормам СанПиН, т.е. не оборудованы должным образом площадки с твердым покрытием, нет ограждения и т.д. При этом в зимнее время отходы должны храниться в контейнерах не более трех суток, а в летнее не более одних суток. В настоящее время, как установлено судом, в нарушение норм законодательства, население осуществляет складирование мусора в жилой зоне вблизи своих домов и без ограждений, что прямо противоречит санитарным номам. Одновременно какие-либо нормативные правовые акты, регулирующие порядок и правил сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, санитарной уборки территории Динского сельского поселения, администрацией сельского поселения не приняты, хотя в соответствии с законом от 06.10.2003 г. 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение земельными участками, создание предприятий по утилизации и переработке отходов и иные полномочия, которые могут быть и должны быть реализованы путем законодательного творчества - разработки и принятия соответствующих актов органов самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258ГПК РФ,

РЕШИЛ:

РЕШИЛ:

Иск Прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... о признании действий органов местного самоуправления незаконными и обязании их устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации ..., выразившееся в неисполнении требований Федерального закона РФ № 131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нарушающее конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Обязать администрацию ... устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства, а именно:

организовать работу предприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора;

принять правовые акты, регулирующие вопросы сбора и вывозы бытовых отходов и мусора;

производить меры по санитарной очистке территории ...;

Временное складирование, сбор отходов производства и потребления производить на открытых, специально оборудованных для этого площадках на территории всего ....

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

Судья