К делу Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2010 года Динской районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующей Дубовик С.А.
при секретаре Усаниной О.Ю.
с участием истца Примак Г.И.
ответчика представителя ГУ УПФ РФ в Динском районе – Морозовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Примак Геннадия Ильича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о перерасчете трудовой пенсии, взыскании недоплаты по трудовой пенсии с учетом индексации и взыскании судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Примак Г.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Динском районе о перерасчете трудовой пенсии, взыскании недоплаты по трудовой пенсии с учетом индексации и взыскании судебных издержек, указав, что с Дата обезличена года ему назначена трудовая пенсия по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ (редакция от 30.06.2009г.).
Нормами вышеуказанных подпунктов, пунктов и статей, указывает истец, предусмотрено: назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Таким образом, истец считает, что, имея стаж работы в подземных и вредных для здоровья условиях труда 10 лет и страховой стаж не менее 20 лет, он имеет право выхода на пенсию по достижении возраста 50 лет.
Истец согласен с расчетами стажа, произведенного ответчиком на Дата обезличена года, которые им не оспариваются.
Однако, он не согласен с применением ответчиком ФЗ № 113-ФЗ от 21.071997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» для расчета его пенсии.
По мнению истца, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (редакция от Дата обезличена года), требуемый общий трудовой стаж составляет 20 лет, продолжительность специального трудового стажа составляет 10 лет.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (редакция от 30.06.2009 года) конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Таким образом, указывает истец, оценка его пенсионных прав могла осуществляться с применением отношения имеющегося и полного стажа вместо общего трудового стажа - специального трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Исходя из изложенного, истец считает, что при расчете его пенсии не должно применяться отношение неполного стажа к требуемому, так как требуемая продолжительность специального стажа 10 лет, у него на Дата обезличена год выработана.
В связи с изложенным выше, истец просит суд признать за ним право на пенсионное обеспечение с применением расчетного стажевого коэффициента 0,55 исчисленного из специального стажа 10 лет, имеющихся при 10 годах требуемого с даты назначения, то есть с Дата обезличена года, обязав ответчика не применять для начисления его пенсии и расчета ее страховой части отношение неполного стажа к требуемому. Взыскать с ответчика в его пользу недоплату по пенсии с учетом индексации за период с Дата обезличена года по день вынесения решения суда, а также судебные издержки за оказание ему юридических услуг в размере 1.800 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные им требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УПФ РФ в Динском районе иск не признала, просила суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, представив письменные возражения на иск, которые судом приобщены к материалам дела.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
с 01.01.1992 года в России пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
С 01.02.1998 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. № 113- ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», в соответствии с которым был предусмотрен принципиально новый расчет пенсий неработающих граждан.
С 1 января 2002 года в результате проведенной реформы вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Вместе с тем, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П, исчисление трудовой пенсии можно было производить по нормам прежнего законодательства.
С 1 января 2010 года принят Федеральный закон № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который объединил в себе нормы пенсионного законодательства, предусмотренные ранее действующими вышеперечисленными законами, в соответствии с которыми осуществлялось пенсионное обеспечение, а также предусмотрел новые положения, согласно которых возможно увеличение пенсий некоторых категорий граждан.
Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрено проведение валоризации (повышения) расчетного пенсионного капитала по состоянию на Дата обезличенаг. и как следствие, увеличение размера страховой части трудовой пенсии.
По вопросу применения к расчету пенсии стажевого коэффициента по специальному стажу работы действуют следующие нормы пенсионного законодательства.
Согласно статье 16 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и сверх того один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии (для лиц, отработавших требуемый стаж с подземными условиями труда, общий стаж - 20 лет). При этом согласно второй части указанной статьи при назначении пенсии в соответствии со статьей 12 Закона (в т.ч. работа с подземными условиями труда), увеличение размера пенсии на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа, сверх необходимого для установления пенсии (то есть проценты за отработанные сверх требуемых годы специального стажа добавлялись к процентам за отработанные сверх требуемых годы общего стажа).
Указанное положение к расчету пенсии Примак Г.И. неприменимо на том основании, что требуемый общий трудовой стаж им не выработан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. № 113- ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера часть вторая статьи 16 Закона № 340-1 не применяется. Определение размера стажевого коэффициента для лиц, отработавших стаж с подземными условиями труда, также производился с применением сниженных требований по общему стажу — из 20 лет общего стажа.
Иными словами, пенсионным законодательством, действовавшим до Дата обезличена года, выбор стажевого коэффициента по специальному стажу работы не был предусмотрен.
Впервые возможность выбора варианта стажевого коэффициента по общему стажу или стажу на соответствующих видах работ, была введена в результате пенсионной реформы, проведенной с 01.01.2002г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27, могла осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Суд считает, что указанный выбор исчисления стажевого коэффициента был возможен только в том случае, если у застрахованного лица имеется полный требуемый общий стаж, который в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного закона определялся из общего стажа для мужчин не менее 25 лет. В противном случае применить стажевый коэффициент по специальному стажу работы не представлялось возможным.
Примак Г.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости, в связи с работой с подземными условиями труда, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 16.04.2009г.
По состоянию на 01.01.2002 года - дату, по состоянию на которую проводится конвертация пенсионных прав, общий стаж Примак Г.И. составляет 18 лет 2 месяца 26 дней, в том числе стаж работы с подземными условиями труда - 10 лет 8 месяцев 15 дней, выработанный в районах Крайнего Севера.
Таким образом, по вопросу выбора варианта определения стажевого коэффициента по общему стажа работы или по стажу на соответствующих видах работ для исчисления расчетного размера Трудовой пенсии Примак Г.И. суд приходит к следующему выводу:
При исчислении расчетного размера его пенсии в соответствии с Законом № 340-1 применение положения об увеличении размера пенсии на один процент заработка за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии невозможно на том основании, что общий требуемый стаж им не выработан, так как законом № 113-ФЗ выбор варианта стажевого коэффициента не предусмотрен.
При исчислении расчетного размера пенсии истца, в соответствии с Законом № 173-ФЗ произвести конвертацию его пенсионных прав из стажевого коэффициента по специальному стажу также не представляется возможным на том основании, что не выполнено одно из двух условий, а именно отсутствует требуемый общий стаж работы - 25 лет.
С 01.01.2010г. вступил в силу Федеральный закон № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Указанным Федеральным законом приняты новые положения по исчислению расчетного размера трудовой пенсии, позволяющие увеличить пенсии отдельных категории граждан.
Так, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 закона № 173-ФЗ в новой редакции, стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 настоящего закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанного в статьях 27-28 закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа. При этом исчисление периодов трудовой деятельности производится в календарном порядке.
Согласно пункта 9 статьи 30 закона № 173-Ф3 в новой редакции, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 указанного закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В связи с этим, право на оценку пенсионных прав, исходя из стажа на соответствующих видах работ, зависит от наличия по состоянию на 01.01.2002г. страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ.
Иными словами, согласно пункта 2 статьи 30 закона № 173-ФЗ, оценка пенсионных прав может производиться в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, согласно которой стаж исчисляется в календарном порядке (у истца общий стаж составляет 18 лет 2 месяца 26 дней), а также в соответствии с пунктом 4 указанной статьи, согласно которой периоды работы в районах Крайнего Севера исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере (в льготном исчислении общий стаж Примак Г.И. составляет 23 года 7 месяцев 3 дня). При этом, для определения права на применение пункта 9 указанной статьи не имеет значения по какому пункту исчислена продолжительность стажа.
Указанное положение в пенсионном законодательстве является принципиально новым, не предусмотренным пенсионным законодательством, действовавшим до Дата обезличена года.
Таким образом, в связи с тем, что в льготном исчислении общий трудовой стаж Примак Г.И. по состоянию на Дата обезличенаг. достигает требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, у него возникло право на выбор стажевого коэффициента и вместо стажевого коэффициента по общему стажу работы возможно будет применение стажевого коэффициента по стажу на соответствующих видах работ.
Из пояснений представителя ответчика следует, что программное обеспечение не позволяло произвести указанный перерасчет пенсии Примак Г.И. с Дата обезличенаг.
В настоящее время программное обеспечение приведено в соответствие с новым пенсионным законодательством, в связи с чем подобной категории пенсионеров производится пересмотр оценки пенсионных прав с учетом вышеуказанных положений.
Как указала представитель ГУ УПФ РФ в Динском райне, оценка пенсионных прав по состоянию на Дата обезличенаг. Примак Г.И. пересмотрена и будет произведена доплата сумм пенсии за период с Дата обезличенаг.
На основании изложенного суд считает, что расчет пенсии, приведенный Примак Г.И. в исковом заявлении, предусмотрен новым пенсионным законодательством, вступившим в силу с Дата обезличенаг. Исчисление размера трудовой пенсии в указанном порядке с момента назначения до Дата обезличенаг. невозможно на том основании, что указанный расчет не был предусмотрен ранее действовавшим пенсионным законодательством.
Кроме того, в приложенном к исковому заявлению расчету суммы пенсии с применением стажевого коэффициента 0,55 содержатся ошибки. Суммы пенсии с Дата обезличена года указаны неверно, так как с Дата обезличена года уже производился пересмотр расчетного размера пенсии Примак ГН. и за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. была произведена доплата сумм пенсии в мае месяце. Неверно подсчитана сумма выплаты за апрель 2009 года. Сумма индексации подсчитана отдельной суммой, в то время как она учитывается при подсчете размера пенсии и уже содержится в ней.
На основании изложенного, расчет положенных и предполагаемых сумм пенсии Примак Г.И. состоит в следующем:
Расчет суммы возмещения за нестраховые периоды:
Период службы в армии по призыву - 2 года 1 месяц 22 дня.
Стоимость нестрахового года в 2009 году - 7274 руб. 40 коп.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Федерального закона РФ от 21.03.2005 года № 18-Ф3: (7174 руб. 40 коп. * 2 года + 7274 руб. 40 коп. * 1/12 года + 7274 руб. 40 коп.*22/30*12 года)/186=83 руб. 87 коп.
Расчет размера пенсии по требованию Примак Г.И.:
РП = 55% * 1,2 * 1671 = 1102руб. 86 коп.
ПК=(1102руб.8бкоп.- 450руб.)*186=121431 руб. 96 коп.
СЧ = (121431 руб. 96 коп. * 1,307 * 1,177 * 1,114 * 1,127 * 1,16 * 1,204 * 1,269+50201 руб. б9коп.) / 186+83руб. 87коп.=2588руб.51 коп.
СЧ = 1950 руб.
Общий размер пенсии с апреля 2009 года - 4538 руб. 51 коп.
Сумма пенсии за 15 дней (с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.): 4538 руб. 51 коп. / 30*15= 2269руб.25коп.
Год | Месяц | БЧ | СЧ | Общий размер пенсии | Получено | Разница |
2009 | 16-30 апрель | 975,0 | 1294,25 | 2269,25 | 2062,16 | 207,09 |
2009 | Май | 1950,00 | 2588,51 | 4538,51 | 4124,32 | 414,19 |
2009 | Июнь | 1950,00 | 2588,51 | 4538,51 | 4124,32 | 414,19 |
2009 | Июль | 1950,00 | 2588,51 | 4538,51 | 4124,32 | 414,19 |
2009 | Август | 1950,00 | 2782,65 | 4732,65 | 4287,39 | 445,26 |
2009 | Сентябрь | 1950,00 | 2782,65 | 4732,65 | 4287,39 | 445,26 |
2009 | Октябрь | 1950,00 | 2782,65 | 4732,65 | 4287,39 | 445,26 |
2009 | Ноябрь | 1950,00 | 2782,65 | 4732,65 | 4287,39 | 445,26 |
2009 | Декабрь | 2562,00 | 2782,65 | 5344,65 | 4899,39 | 445,26 |
всего | 31083,01 | 28235,43 | 3675,96 |
В связи с вышеизложенным, суд считает, что истцом неверно определена сумма возмещения за нестраховые периоды, что повлекло неверный расчет размера пенсии истца - 84 руб. 09 коп. вместо правильных - 83 руб. 87 коп.
Также, истцом неверно определено количество дней, подлежащих выплате пенсии, что повлекло неверно определенные суммы к выплате пенсии в апреле 2009 года -14 дней вместо необходимых 15 дней.
Отдельной суммой им подсчитана сумма индексации пенсии, в то время как индексация проводится на базовую и страховую часть и уже включена в общий размер пенсии, что повлекло фактически удвоение сумм индексации.
С Дата обезличенаг. требуемый истцом расчет размера пенсии произведен на том основании, что указанный расчет установлен новым вступившим в силу пенсионным законодательством, в результате чего, истец получит сумму недополученной пенсии за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в июле 2010 года. Задержка в выплате обусловлена поэтапной доработкой программного комплекса по назначению и выплате пенсий по реализации нового законодательства.
Кроме того, отсутствует расчет размера пенсии с Дата обезличенаг., в связи, с чем непонятен размер страховой части трудовой пенсии, указанный за период с января по апрель 2010 года.
Сумма, полученная истцом с января по апрель 2010 года указана неверно, так как за указанный период произведен перерасчет пенсии и выплатой разницы сумм пенсии в мае 2010 года.
Расчет размера пенсии Примак Г.И. с Дата обезличенаг. по механизму расчета, приведенному в исковом заявлении и принятом вступившим в силу новым пенсионным законодательством - Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ): начальный пенсионный капитал определяется в вышеуказанном порядке, затем подсчитывается сумма валоризации.
Пенсионный капитал, исчисленный с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы, по состоянию на Дата обезличенаг. в размере 121431 руб. 96 коп., увеличен на 16 % (6% за 6 лет специального стажа до Дата обезличенаг.+ 10%).
121431 руб. 96 коп. * 16%= 19429 руб. 11 коп.
Сумма валоризации пенсионного капитала исчисляется следующим образом: 19429 руб. 11 коп. / 186 = 104 руб. 46 коп., что на Дата обезличенаг. с учетом индексаций составляет 384 руб. 38 коп. (104 руб. 46 коп. * 3,6784).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, только стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об отказе Примак Г.И. в удовлетворении заявленных им исковых требований, то в соответствии с вышеуказанной статьей в его пользу не подлежат взысканию понесенные им расходы при составлении искового заявления в суд и составления перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Примак Геннадия Ильича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о перерасчете трудовой пенсии, взыскании недоплаты по трудовой пенсии с учетом индексации и взыскании судебных издержек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Дубовик С.А.