РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 год Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Костюк А.А.
при секретаре Никифоровой Л.Н.
с участием помощника прокурора Динского района Янкина Ю.А.
представителя администрации Старомышастовского сельского поселения Динского района Гладенко Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Динского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Старомышастовкого сельского поселения незаконным
УСТАНОВИЛПрокурор Динского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Старомышастовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации 5 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны 8 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, обязав администрацию Старомышастовского сельского поселения устранить выявленные нарушения закона путем оформления охранных документов, в том числе охранных обязательств на объекты культурного наследия местного значения и находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Динского района на основании задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Установлено, что на территории Старомышастовского сельского поселения расположено 13 объектов культурного наследия местного значения, включенных в реестр объектов исторического и культурного значения, из которых 5 находятся в собственности органа местного самоуправления.
По результатам внесенного в 2009 году заявления прокурора, решением Динского районного суда от 14.04.2009 бездействие администрации Старомышастовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, признанно незаконным.
Однако, несмотря на вынесенное решение суда, администрацией Старомышастовского сельского поселения до настоящего времени охранные документы, в том числе охранные обязательства на объекты культурного наследия в учреждении юстиции не зарегистрированы, что подтверждается информацией из органа местного самоуправления и Динского отдела Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 14.1, п. 6 ч 1 ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 48 Федерального закона Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Статьей 36 Закона Краснодарского края № 558-КЗ от 06.02.2003 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрено, что охранное обязательство собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство регистрируется в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно с регистрацией договора купли-продажи.
Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов.
Таким образом, администрация Старомышастовского сельского поселения не принимает мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Правом на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации не пользуется, что влечет не оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, а также государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно с договором купли-продажи.
В судебном заседании прокурор доводы заявления поддержал.
Представитель администрации Старомышастовского сельского поселения в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления, указав, что выявленные недостатки устранят.
Изучив заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.
Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Судом установлено, что на территории Старомышастовского сельского поселения расположено 13 объектов культурного наследия местного значения, включенных в реестр объектов исторического и культурного значения, из которых 5 находятся в собственности органа местного самоуправления.
Администрацией Старомышастовского сельского поселения охранные документы, в том числе охранные обязательства на объекты культурного наследия в учреждении юстиции не зарегистрированы, что подтверждается информацией из органа местного самоуправления и Динского отдела Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 14.1, п. 6 ч 1 ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 48 Федерального закона Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Статьей 36 Закона Краснодарского края № 558-КЗ от 06.02.2003 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрено, что охранное обязательство собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство регистрируется в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно с регистрацией договора купли-продажи.
Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов.
Таким образом, администрация Старомышастовского сельского поселения не принимает мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Правом на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации не пользуется, что влечет не оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, а также государственной регистрации в управлении федеральной регистрационной службы.
При таких обстоятельствах, суд считает заявление обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление прокурора Динского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Старомышастовкого сельского поселения незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Старомышастовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации 5 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охраны 8 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Обязать администрацию Старомышастовского сельского поселения, устранить выявленные нарушения закона путем оформления охранных документов, в том числе охранных обязательств на объекты культурного наследия местного значения и находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: