Решение по иску Прокуратура Динского района о признании незаконными действий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Максименко О.А.

при секретаре Ермоленко Т.С.

с участием:

помощника прокурора Динского района Арутюновой С.А.;

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Динской район Литвиненко А.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Динского района о признании незаконным действий и решения органа местного самоуправления;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Динского района обратился в суд в интересах Кузнецовой Е.М. с просьбой признать незаконными действия должностных лиц администрации муниципального образования Динской район, направленные на осуществление выкупа для муниципальных нужд земельного участка № по <адрес> ст. Динской и постановления главы администрации муниципального образования Динской район № 539 от 09.04.2009 г. «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования Динской район земельного участка, расположенного по адресу: ст. Динская, <адрес>» указав, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения ветерана ВОВ, инвалида 2 группы Кузнецовой Е.М. о нарушении прав на землю. Установлено, что оспариваемым постановлением принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд указанного выше земельного участка, собственником которого является Кузнецова Е.М., для размещения автомобильной дороги местного значения.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением автомобильных дорог местного значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения.

Однако, администрацией муниципального образования Динской район, в нарушение данных требований, вопрос о размещении автомобильной дороги местного значения иным способом, без изъятия земельного участка по адресу: ст. Динская, <адрес>, не рассмотрен. Доказательства о невозможности размещения автомобильной дороги иным способом, в том числе заключения контролирующих служб, у администрации муниципального образования Динской район отсутствуют. Проект размещения дороги при проведении проверки не представлен. Наряду с этим, ст. 63 Земельного кодекса РФ предусмотрено осуществление изъятия земельных участков для муниципальных нужд после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со ст. 62 Земельного кодекса РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия земельных участков, должны быть уведомлены об этом органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии. Изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных и муниципальных нужд наряду с вышеуказанными гарантиями должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд предусмотрен положениями ст.ст. 279-282 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Жилищного кодекса РФ. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Собственник земельного участка - Кузнецова Е.М. должна быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, письменно уведомлена. Юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику земельного участка компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации, в том числе опубликование в газете «Трибуна» решения органа местного самоуправления об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд муниципального образования Динской район земельного участка по адресу: ст. Динская, <адрес>, не может быть признано надлежащим извещением гр. Кузнецовой Е.М. о принятом решении, соответственно, нарушает ее права и предусмотренные законом гарантии. Факт уведомления в установленном порядке Кузнецовой Е.М. о принятом решении не установлен. Решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. О принятых решениях и о произведенной государственной регистрации с указанием ее даты собственник земельного участка должен быть уведомлен в письменной форме органом, принявшим решение об изъятии этого имущества. Однако, управлением имущественных и земельных отношений администрации района в уведомлении гр. Кузнецовой Е.М. от 27.05.2010 о произведенной регистрации обременения земельного участка не указана дата ее осуществления. Отчет об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по вышеуказанному адресу, утвержденный 24.03.2010 председателем ТПП Динского района определил общую рыночную стоимость домовладения гр. Кузнецовой Е.М. на сумму <данные изъяты> рублей, в том числе, дом - <данные изъяты> рублей и земельный участок - <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого соответствует <данные изъяты> рублей. Однако, в выкупную цену не включены все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Учитывая вышеизложенное, проект соглашения о выкупе земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ст. Динская, <адрес>, направленный 07.04.2010 начальником управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, для согласования гр. ФИО4 можно рассматривать как необоснованный.

С учетом выявленных нарушений прокуратурой Динского района 30.04.2010 внесено представление главе администрации МО Динской район об устранений вышеуказанных нарушений. Представление администрацией удовлетворено, виновное должностное лицо - главный архитектор администрации района ФИО5 привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако, реальные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства должностными лицами не принимаются. В настоящий момент никаких действий должностными лицами администрации муниципального образования Динской район в отношении изъятия домовладения гр. Кузнецовой Е.М. по адресу: ст. Динская, <адрес> не производится, соглашение о выкупе сторонами не подписано. Кроме того, в бюджете муниципального образования Динской район по состоянию на 01.03.2011 средства на выкуп для муниципальных нужд земельного участка, находящегося в собственности Кузнецовой Е.М., расположенного в ст. Динской по <адрес> не предусмотрены. В 2009-2010 средства районного бюджета на указанные цели также не выделялись. Также незаконными действиями администрации муниципального образования Динской район нарушаются положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ в части обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Таким образом, незаконные действия должностных лиц администрации муниципального образования Динской район при осуществлении выкупа для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: ст. Динская, <адрес> нарушают права и законные интересы Кузнецовой.

В судебном заседании помощник прокурора Динского района Арутюнова С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. Считает, что срок обращения прокурором Динского района не пропущен.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Динской район Литвиненко А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое постановление принято в связи с необходимостью размещения на территории ст. Динской трансформаторной подстанции, а также в связи с необходимостью размещения автомобильной дороги с организацией придорожной территории, устройства мест парковки автомобильного транспорта. Постановление принято в соответствии с градостроительным заключением, место размещения подстанции соответствует градостроительной документации, иных вариантов размещения данного объекта не имеется. Законность настоящего постановления подтверждена вступившим в законную силу судебным решением. В настоящее время администрацией проведена оценка земельного участка, но Кузнецову не устраивает предлагаемая сумма, и вопрос о выкупе спорного земельного участка будет решаться в судебном порядке. Кроме того, считает, что прокурором пропущен трёхмесячный срок обращения в суд с заявленным требованием.

Изучив заявление, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

Согласно ст. 49 ЗК РФ необходимость размещения объектов транспорта, путей сообщения регионального значения, автомобильных дорог местного значения является основанием для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ), которое подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.

В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).

Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, стоимость объекта определяется в судебном порядке исходя из его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).

Как видно из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования Динской район № 539 от 09.04.2009 г. принято решение изъять для муниципальных нужд муниципального образования Динской район земельный участок, кадастровый номер №, принадлежащего на праве собственности Кузнецовой Евдокии Митрофановне для размещения автомобильной дороги местного значения Соответствующим службам администрации муниципального образования Динской район поручено обеспечить государственную регистрацию постановления в Динском отделе Регистрационной службы РФ, уведомить собственника о принятом решении, определить рыночную стоимость изымаемого земельного участка с расположенными на нём объектами недвижимости, заключить соглашение с Кузнецовой о выкупе земельного участка а в случае недостижения такого соглашения предъявить иск в суд об изъятии участка путём выкупа (л.д. № 10,11). Т.е. главой администрации муниципального образования принято только решение об изъятии путём выкупа принадлежащего Кузнецовой на праве собственности земельного участка. Ст. 11 ЗК РФ право изъятия земельных участков путём выкупа предоставлено органам местного самоуправления. В данном случае изъятие земельного участка необходимо для размещения автомобильной дороги местного значения, что в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса является основанием для принятия такого решения. Кузнецова в силу положений ст. 280 ГК РФ не лишена права владеть, пользоваться и распоряжаться данным земельным участком по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Согласительные процедуры между собственником и муниципальным образованием об условиях изъятия земельного участка, установленные земельным и гражданским законодательством должны проводиться после регистрации решения об изъятии земельного участка в регистрационной службе РФ. По действующему законодательству РФ и это видно из оспариваемого постановления, изъятие земельного участка не может быть проведено без учёта интересов его собственника.

Доводы заявителя о нарушении бюджетного и земельного законодательства при принятии оспариваемого постановления также несостоятельны. Решение о выкупе у Кузнецовой принималось на основе градостроительного заключения, подготовленного управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район с указанием назначения объекта строительства, места его размещения, характеристик земельного участка, с указанием об отсутствии других вариантов резервирования территории под размещение указанного объекта.

Кузнецова надлежащим образом была неоднократно уведомлена об изъятии земельного участка, поскольку ей 07.04.2010 г. направлялся для согласования проект соглашения о выкупе спорного земельного участка, 25.05.2010 г. ей сообщалось о регистрации в службе Росреестра возникшего обременения в связи с изданием оспариваемого постановления. По сведениям почтовой службы, вышеназванные документы были получены Кузнецовой.

То обстоятельство, что в бюджете муниципального образования Динской район не предусмотрены денежные средства на выкуп земельного участка Кузнецовой Е.М., не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления, поскольку выкупная цена земельного участка устанавливается уже после принятия решения о выкупе путём согласительных процедур либо в судебном порядке. В данном случае на момент рассмотрения настоящего заявления соглашение между администрацией муниципального образования Динской район и Кузнецовой Е.М. о выкупной цене её земельного участка не достигнуто, В данном случае стороны не лишены права в судебном порядке установить выкупную цену настоящего земельного участка, в связи с чем определение бюджетных средств для реализации процедуры выкупа земельного участка затруднительно.

Доводы представителя муниципального образования Динской район о том, что прокурором Динского района пропущен, установленный ст. 256 ГПК РФ трёхмесячный срок для обращения в суд с заявленными требованиями несостоятельны, поскольку Кузнецова Е.М. обратилась к прокурору Краснодарского края с заявлением о проведении проверки по поводу изъятия для муниципальных нужд, принадлежащего ей земельного участка. Указанное обращение поступило 04.03.2011 г. в прокуратуру Динского района для проверки, а 11.03.2011 г. прокурор Динского района обратился в суд с указанным выше заявлением.

При таких обстоятельствах, суд не видит оснований для применения последствий, предусмотренных ст. 256 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Динского района о признании незаконным действий должностных лиц администрации муниципального образования Динской район, направленных на осуществление выкупа для муниципальных нужд земельного участка № по <адрес> ст. Динской и постановления главы администрации муниципального образования Динской район № 539 от 09.04.2009 г. «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования Динской район земельного участка, расположенного по адресу: ст. Динская, <адрес>», признать необоснованным.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

Судья :