РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Максименко О.А.
при секретаре Ермоленко Т.С.
с участием:
представителя заявителя помощника прокурора Динского района Мозговой А.Ю.
представителя заинтересованного лица Степанова В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Динского района о признании незаконным действий органа местного самоуправления;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Динского района обратился в суд с просьбой признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования Динской район № 1355 от 25.06.2010 г. «О подготовке празднования Дня Динского района и станицы Динской 11-12 июня 2011 г.», указав, что прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Динской район бюджетного законодательства РФ и установлено, что оспариваемым постановлением утвержден план основных мероприятий по благоустройству населенных пунктов муниципального образования Динской район до июня 2011 года, согласно приложению № 3; органам местного самоуправления муниципального образования Динской район рекомендовано предусмотреть в бюджете 2011 года денежные средства, необходимы для проектирования и строительства объектов, согласно приложения № 3; принять меры к безусловному выполнению плана основных мероприятий в указанные сроки, что влечет понуждение глав сельских поселений к обязательному включению непланируемых дополнительных расходов при формировании местных бюджетов. Приложение № 3 к указанному постановлению представляет собой план мероприятий по благоустройству территории сельских поселений Динского района. Положения п. 5, п. 6, п. 7 постановления главы администрации муниципального образования Динской район от 25.06.2010 № 1355 противоречат требованиям ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Кроме того, указанными положениями постановления нарушен принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющий право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, составление проектов бюджетов исключительно прерогатива местных администраций муниципальных образований.
В порядке ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, принятие нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принятие постановления главы администрации муниципального образования Динской район от 25.06.2010 № 1355 «О подготовке празднования Дня Динского района и станицы Динской 11-12 июня 2011 года» привело к нарушению бюджетного законодательства РФ, а также к нарушению прав администраций сельских поселений Динского района, в части нарушения самостоятельности бюджета при расходовании бюджетных средств муниципальных образований входящих в состав Динского района.
В судебном заседании помощник прокурора Динского района Мозговая А.Ю. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - муниципального образования Динской район Степанов В.Г. возражал против удовлетворения заявления, указав, что прокуратурой Динского района пропущен 3-х месячный срок обращения в суд, поскольку оспариваемое постановление было вынесено в июне 2010 года. Кроме того, постановление не является правовым актом и не может быть обжаловано прокурором в порядке гл. 25 ГПК РФ. Постановление носит рекомендательный характер и не обязательно к исполнению.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям:
Согласно положений статей 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы по организации деятельности в рамках полномочий, перечисленных в указанных выше нормах, в том числе и по дорожной деятельности, территориального планирования муниципального района, проведению мероприятий общественно-культурного назначения.
Как установлено судом, глава администрации муниципального образования Динской район 25.06.2010 г. вынес постановление № 1355 «О подготовке празднования Дня Динского района и станицы Динской 11-12 июня 2011 г.», где п.п. 5-7 утверждён план основных мероприятий по благоустройству населённых пунктов муниципального образования, рекомендовано руководителям организаций и органам местного самоуправления муниципального образования предусмотреть в бюджете 2011 года денежные средства необходимые для проектирования и строительства объектов и принять меры к выполнению плана основных мероприятий в указанные сроки.
Прокурор Динского района принёс протест главе администрации муниципального образования Динской район на оспариваемое постановление с требованием его отмены, ссылаясь на то, что п.п. 6-7 указанного выше постановления противоречат требованиям закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и нарушен принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющий право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
Глава администрации муниципального образования Динской район рассмотрел протест и отказал в его удовлетворении, указав, что план мероприятий составлялся с учётом предложений, представленных администрациями сельских поселений, а указание на планирование в бюджете 2011 года денежных средств, необходимых на проектирование и строительство объектов, указанных в приложении № 3 к постановлению и выполнение этих планов носит рекомендательный характер.
Как видно из представленных в судебном заседании представителем заинтересованного лица материалов, в июне 2010 г. по запросу администрации муниципального образования, сельскими поселениями были представлены перечни объектов и работ, планируемых к строительству и сдаче до июня 2011 года.
Доводы прокурора Динского района о нарушении бюджетного законодательства РФ и принципа самостоятельности бюджетов сельских поселений при принятии оспариваемого постановления, не состоятельны.
Как установлено судом в пунктах 6 и 7 оспариваемого постановления сельским поселениям рекомендовано предусмотреть в бюджете 2011 года денежные средства необходимые для проектирования и строительства объектов. Названные положения постановления не обязательны для исполнения и не влекут понуждение глав сельских поселений к обязательному включению непланируемых дополнительных расходов при формировании местных бюджетов.
Более того, все мероприятия и сроки их выполнения включены в приложение № 3 к постановлению по предложению самих администраций сельских поселений, что также не может свидетельствовать о нарушении муниципальным образованием самостоятельности органов местного самоуправления сельских поселений.
Вместе с тем, суд не может согласиться с утверждением представителя заинтересованного лица о пропуске прокурором 3-х месячного срока обращения, поскольку оспариваемое постановление вынесено 25.06.2010 г., а уже в августе этого же года прокурор принёс протест на постановление, в сентябре 2010 года протест был рассмотрен и оставлен без удовлетворения, после чего в ноябре 2010 года прокурор был вынужден обратиться в суд с соответствующим заявлением, которое определением Динского районного суда от 02.12.2010 г. оставлено без движения. При таких обстоятельствах, суд не усматривает пропуска процессуального срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Динского района о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Динской район № 1355 от 25.06.2010 г. «О подготовке празднования Дня Динского района и станицы Динской 11-12 июня 2011 г.» признать необоснованным.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.
Судья :