Решение по иску Дзина В.В. о признании права собственности



                                                                    

      РЕШЕНИЕ

                                       Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года                   Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего         Максименко О.А.

при секретаре                           Ермоленко Т.С.

с участием:

представителя истцов             Барановского Е.Н.

представителя третьего лица ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Краснодарскому краю                         Шматкова Р.Е

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзина В.В., Краснокутской Р.С. к администрации муниципального образования Динской район о признании права собственности на земельные доли;

                          УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с просьбой признать за ними право собственности на земельную долю, площадью 1,6 Га, из земель сельскохозяйственного назначения, в границах ЗАО «Птицефабрика Динская» Динского района Краснодарского края. В обоснование исковых требований указали, что на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в период с ноября 1992 года по ноябрь 1993 года была осуществлена приватизация предприятия птицефабрика «Динская», путем преобразования его в акционерное общество закрытого типа «Птицефабрика Динская». В ходе реорганизации в соответствии с действовавшим в то время законодательством было принято решение о приватизации, создана внутрихозяйственная комиссия по реорганизации в составе представителей администрации птицефабрики, трудового коллектива, администрации Динского района и комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Была произведена оценка имущества предприятия, в том числе и земли, утвержден план реорганизации с указанием земельного участка 1721 га. В соответствии с заявкой на приобретение земельного участка в собственность определена нормативная цена земли птицефабрики, заключен учредительный договор о создании АОЗТ между комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края и работниками птицефабрики в количестве 876 человек, утвержден и
зарегистрирован Устав АОЗТ «Птицефабрика Динская». В соответствии со ст. 5 закона РФ «О земельной реформе» от 23.11.1994 года колхозам, другим кооперативным Сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других предприятий земельные участки могут передаваться я коллективную (совместную или долевую) собственность. Согласно ст. 3 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до 24.12.1993 года (Указ Президента РФ от 24.12.1993 года № 2287), устанавливались следующие формы собственности на землю: государственная, собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). Согласно ст. 6 Земельного кодекса РСФСР совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям в случае преобразования этих предприятий в акционерные общества, земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность(совместную или долевую), а согласно ст.9 Земельного кодекса земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно- долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельхозпредприятий, акционерных обществ, в том числе, созданных на базе государственных сельхозпредприятий. Вопрос о получении земельных участков в коллективно- долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника в соответствии с ч.ч. 4, 7 ст.7 Кодекса.
Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и
приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РФ; при этом должны были составляться списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 г. № 213.
Во исполнении указанных положений законодательства трудовым коллективом птицефабрики «Динская» решением от 11.01.1993 г. были утверждены земельные доли работников птицефабрики в размере 1, б га и список лиц, имеющих право на получение земельной доли в коллективно- долевую собственность, в число которых вошли и истцы, являясь работниками птицефабрики. Учредительной конференцией трудового коллектива 24.10.1991 г. (с изменениями и дополнениями от 11.01.1993 г.) был утвержден Устав АОЗТ «Птицефабрика «Динская», в соответствии с п.2 которого акционерное общество создано на основе «добровольного объединения работниками птицефабрики причитающегося им земельного и имущественного паев», а согласно п.37 Устава, земельные доли акционеров, принадлежащие им на праве коллективно-долевой собственности и составляющие на момент создания общества 1335 га сельхозугодий, были переданы в уставной капитал общества (поскольку, п.23 названного Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий запрещалось работникам получать земельную долю в натуре при выходе из хозяйства в случае, если земельные площади птицефабрик были достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства).

Статьей 9 Земельного кодекса РСФСР было установлено, что
соответствующему сельскохозяйственному предприятию должен быть выдан государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования, с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право собственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли. Пунктами 2, 6 Указа Президента РФ от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было установлено, что решения по приватизации и перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Местной администрации предписывалось обеспечить выдачу гражданам, ставших собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. В соответствии с Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренными Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей, рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей, подготавливают пакет документов по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли, организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли; высшие органы управления сельскохозяйственных коммерческих организаций утверждают пакет документов для выдачи свидетельств и представляют их в администрацию района:
администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения указанных документов в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли; районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивает по заявке комиссии по приватизации земли и реорганизации хозяйства проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации, оформляет и выдает свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, а также регистрирует эти свидетельства.

Однако, по неизвестным истцам причинам предписания названного законодательства ни внутрихозяйственной комиссией, ни администрацией АОЗТ, ни районным Советом народных депутатов, ни районной администрацией, ни районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, не были выполнены. Вместо этого, земли, подлежащие передаче им в коллективно-долевую собственность, были переданы администрацией района АОЗТ «птицефабрика «Динская» на праве постоянного пользования, о чем они не знали, а администрацией АОЗТ им были выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю и имущественный пай, которые не имеют юридической силы. Этим они были введены в заблуждение и, полагая, что являются собственниками земельных долей на законных основаниях, не предпринимали возможных мер по оформлению своего права собственности в установленном законодательством порядке. Между тем, согласно Положению о реформировании сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.07.1994 г. № 874 «О реформировании
сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации хозяйства должна была на первом этапе реформирования предприятия провести информационную кампанию, в ходе которой довести до сведения всех собственников земельных долей полную информацию о правах собственников земельных долей, способах их реализации, а также обо всех проводимых мероприятиях, обеспечить всех собственников земельных долей бланками документов, необходимых для закрепления их прав, проводить для них семинары с объяснением им законодательства о приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий. Это положение также не выполнялось. В результате, в настоящее время истцы лишены возможности пользоваться предоставленным им законодательством Российской Федерации правом собственности на земельные доли в составе общей долевой собственности, поскольку не имеют документов установленной формы, удостоверяющих это право, и не имеют возможности их получить. Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в
государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В связи с этим считают, что действовавшим законодательством РФ о приватизации им было предоставлено право общей долевой собственности на земельный участок, находившейся в ведении птицефабрики «Динская», но это право было нарушено бездействием уполномоченных органов и должностных лиц и поэтому они не могут его реализовать.

В судебном заседании представитель истцов Барановский Е.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Краснодарскому краю Шматков Р.Е. полагался на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Динской район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил в суд заявление, по которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (уведомление, л.д. 55). Представил в суд письменные возражения, в которых указал, что, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Приватизация в колхозах и совхозах Краснодарского края осуществлялась на основании постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86«О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией иутверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем - постановлением главы администрации района.
Безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов
ипенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории (пункт 9
постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91№ 86
«Опорядке реорганизации колхозов и совхозов».

Согласно пункту 18 Рекомендаций по подготовке ивыдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.95 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).

Согласно ст. 18Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доказательства того, что земельный участок передавался в долевую собственность граждан при реорганизации птицефабрики «Динская», истцами не представлены.

Согласно пункту 22 Положения о реорганизации колхозов, совхозов иприватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленногокомплекса», специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие,плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные пакты маралов ипятнистых оленей) реорганизовывались по особым условиям с сохранениемцелостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализация производства.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 07 июня 1993 года № 206 «О перечне сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений края, реорганизация и приватизация которых проводятся по «Особым условиям» постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.92 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий иорганизаций агропромышленного комплекса» птицефабрика «динская» входила в перечень овощеводческих хозяйств с мелиоративными системами и его реорганизация проводилась при обязательном соблюдении целостности сложившейся специализации, дробление и выход из хозяйства не допускался.

Кроме того, согласно приложенному к исковому заявлению письму Министерства Сельского хозяйства Российской федерации обязательным условием реорганизации птицефабрики «Динская» являлось сохранение целостности производственных структур. В связи с этим заявители не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года М 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли исредств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;
передача пая в качестве вступительного взноса вкооператив;
продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

Согласно УставуЗАО «Птицефабрика «Динская» АОЗТ создано на основе добровольного объединения работниками земельных и имущественных паев. С момента внесения имущественных паев и земельных долей в уставный капитал ЗАО «Птицефабрика Динская», оно стало их собственником, а бывшие члены колхоза и иные учредители - его акционерами в соответствии, со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР». Данная позиция подтверждается также судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2011 № ВАС-17668/10 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть, точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такогонедвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (частьЗ статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-Ф3 «О государственном кадастре недвижимости»).

Учитывая вышеизложенное, истец должен был указать, на какой земельный участок просит признать право долевой собственности) т.е. указать его кадастровый номер.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании нормативных правовых актов, которые были официальноопубликованы. Истцы знали о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации и реорганизации колхозов и совхозов, однако в суд обратились лишь в 2011 году, т.е, спустя более 16 лет.
В соответствии со статей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. На требования истцов о признании права собственности на земельную долю распространяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ. Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Уважительных причин пропуска срока исковой давности истцами не названо.

Представитель ответчика администрации МО Динской район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, ранее представил в суд заявление, по которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагался на усмотрение суда.

По решению суда дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц.

Выслушав представителя истцов, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам:

Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания трудового коллектива госпредприятия птицефабрика «Динская» от 17.11.1992 г. данное предприятие было реорганизовано в АОЗТ «Птицефабрика Динская», был принят Устав, а затем 11.01.1993 г. утвержден список лиц, имеющих право на получение земельной доли. Данные акты и решения были вынесены трудовым коллективом во исполнение постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323. В последующем главой местного самоуправления был утвержден список членов предприятия, имеющих право на получение земельного пая.

Из представленных истцами справок, выданных конкурсным управляющим ЗАО ПФ «Динская», видно, что они были наделены земельной долей, как акционеры, в размере 1.6 га на основании постановления главы администрации Динского района от 25.08.2004 г. Право на приватизацию земли истцами, как и другими сособственниками, было реализовано на основополагающих нормативно правовых актах - Закона о приватизации, а так же Указа Президента РФ и соответствующих постановлений Правительства РФ. Таким образом, гарантированное право членов хозяйства не может быть поставлено в зависимость от отмены постановления органа местного самоуправления о наделение акционеров земельными долями. Об этом же свидетельствует и ранее вынесенное решение Динского районного суда от 04.03.2005 г. по иску других акционеров АОЗТ «Птицефабрика Динская», которым за акционерами было признано право собственности на земельную долю в размере 1.6 га за каждым в ЗАО «Птицефабрика Динская». Оценивая имеющееся уже аналогичное решение, суд основывается при принятии решения по данному делу на положениях ст. 61 ГПК РФ, где обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку в настоящем деле участвуют по существу те же лица, а именно акционеры ЗАО «Птицефабрики Динская», то нет оснований к отказу в иске в праве собственности, уже признанного судом ранее за такими же акционерами. Кроме того, обоснован довод истцов в той части, что согласно ранее действовавшего Земельного Кодекса РСФСР совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям в случае преобразования этих предприятий в акционерные общества, земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность, а согласно ст. 9 земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. Данные положения были выполнены при реорганизации хозяйства, где работали истцы, что свидетельствует о законности заявленных требований.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, судья

                                                              РЕШИЛ:

Исковые требованияДзина В.В., Краснокутской Р.С. к администрации муниципального образования Динской район о признании права собственности на земельные доли удовлетворить.

Признать за Дзина В.В., Краснокутской Р.С. право собственности на земельную долю, площадью 1,6 Га, из земель сельскохозяйственного назначения, в границах ЗАО «Птицефабрика Динская» Динского района Краснодарского края.

Признать за Краснокутской Р.С. право собственности на земельную долю, площадью 1,6 Га, из земель сельскохозяйственного назначения, в границах ЗАО «Птицефабрика Динская» Динского района Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

Судья: