РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 года. Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Максименко О.А. при секретаре Ермоленко Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к открытому акционерному обществу «Динкомводхоз» о защите прав, законных интересов неопределенного круга потребителей; УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обратилось в суд с просьбой признать действия ОАО «Динкомводхоз» по включению в типовые договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей и по не предоставлению полной информации об исполнителе неопределенному кругу потребителей противоправными. Обязать ОАО «Динкомводхоз» прекратить указанные действия и довести в десятидневный срок через средства массовой информации о решении суда. В обоснование исковых требований указало, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах в период с 14.06.2011г. по 11.07.2011 г. проводилась плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Динкомводхоз» с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок. В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. Так, в нарушение требований ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенные ОАО «Динкомводхоз» с потребителями, содержат условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей: 1.В пункте 2.1. договора указано, что в состав коммунальных услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод входит бесперебойная подача питьевой воды надлежащего качества в пределах норм потребления. Пункт 3.1.1. договора устанавливает обязанность исполнителя предоставлять «Абоненту» коммунальные услуги в пределах установленных норм потребления. Что противоречит пункту 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (раздел 2 требования к предоставлению коммунальных услуг) где указано «при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю». В соответствии с п. «а» п. 49 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.2. Пункт 3.2.3. договора устанавливает право исполнителя произвести отключение «Абонента» от своих сетей в одностороннем порядке в случае неоплаты более 6 месяцев, что противоречит подпункту «в» п.81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 в котором указано «в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения». Таким образом, из изложенного следует что, потребителю ни при каких условиях не может быть приостановлено или ограничено предоставление услуги холодного водоснабжения, водоотведения и отопления. Следовательно, нарушено право потребителя на бесперебойную подачу холодной воды. 3. Пункт 4.2.4. договора устанавливает обязанность «Абонента» беспрепятственно пропускать представителей «Исполнителя» для осмотра внутридомовых, внутридворовых сетей, исправности приборов учета, наличия в целостности пломб, проверки достоверности показаний приборов учета, что противоречит подпункту «г» п.50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 где указано, что «исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб». А в соответствии с пп.е п.52 потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний приборов учета. Кроме того, исполнитель услуги ОАО «Динкомводхоз» допустило нарушение в сфере защиты прав потребителей выразившееся в непредоставлении потребителям необходимой и достоверной информации. Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод содержат недостоверную информацию об адресе (месте нахождения абонентского отдела) исполнителя услуги. В договорах на отпуск питьевой воды и прием сточных вод не представлена потребителям следующая информация об исполнителе: - режим работы; - имя, отчество руководителя; - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд. В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнитель обязан (указать в договоре) предоставить потребителю информацию об исполнителе: режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а также сведения о максимально допустимой мощности приборов, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд. В соответствии со ст.10 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, в том числе адрес (место нахождения). В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Таким образом, ответчиком в типовые договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. В соответствии с п.1 ст.40 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами). Согласно п.2 указанной статьи государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей. Представитель истца в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, по которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с нахождение в командировке. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что ОАО «Динкомводхоз» не имеет в собственности артезианские скважины, они являются собственностью Динского сельского поселения. Суммарный дебет всех скважин не позволяет обеспечивать питьевой водой в объемах, необходимых каждому потребителю. Включение в договор данного пункта является безусловным основанием признания ОАО «Динкомводхоз» банкротом, так кА каждый потребитель обратился бы в суд за своим объемом. Динское сельское поселение ежегодно выделяет средства для бурения и обустройства новых артезианских скважин, но ввиду улучшения благоустройства потребителей и крайнюю изношенность подводящих водоводов и отсутствие собственных средств на бурение скважин не позволяет обеспечить водой в объемах, необходимых потребителю. ОАО «Динкомводхоз» своих абонентов не отключало от водопроводной сети. Не чаще один раз в год ОАО «Динкомводхоз» осуществляет проверку правильности снятия показаний счетчика. Количество контролеров сокращено до минимума. В отношении замечаний о не предоставлении информации для потребителя, выявленные нарушения устранены, в местах скопления людей вывешены таблички с информацией. В октябре вступает в силу постановление № 354, где министерству регионального развития правительством дано поручение разработать типовой договор на оказание коммунальных услуг. ОАО «Динкомводхоз» создано путем замещения активов МУП ЖКХ, и по решению собрания кредиторов находится в стадии ликвидации с 04.03.2011 года. При передаче основных видов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение) вновь созданному предприятию, все нарушения, отраженные в заявлении, будут устранены. По решению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно п. 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (раздел 2 требования к предоставлению коммунальных услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю». В соответствии с п. «а» п. 49 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. В соответствии с подпунктом «в» п.81 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», «в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения». В силу подпункта «г» п.50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», «исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб». В соответствии с пп.е п.52 потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний приборов учета. В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнитель обязан (указать в договоре) предоставить потребителю информацию об исполнителе: режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а также сведения о максимально допустимой мощности приборов, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд. В соответствии со ст.10 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, в том числе адрес (место нахождения). Согласно п.1 ст.16 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Как следует из материалов делаТерриториальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах в период с 14.06.2011г. по 11.07.2011 г. проводилась плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Динкомводхоз» с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок. В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. Так, в нарушение требований ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенные ОАО «Динкомводхоз» с потребителями, содержат условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей. В нарушение вышеуказанных «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», в пункте 2.1. договора указано, что в состав коммунальных услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод входит бесперебойная подача питьевой воды надлежащего качества в пределах норм потребления. Пункт 3.1.1. договора устанавливает обязанность исполнителя предоставлять «Абоненту» коммунальные услуги в пределах установленных норм потребления. Пункт 3.2.3. договора устанавливает право исполнителя произвести отключение «Абонента» от своих сетей в одностороннем порядке в случае неоплаты более 6 месяцев. Пункт 4.2.4. договора устанавливает обязанность «Абонента» беспрепятственно пропускать представителей «Исполнителя» для осмотра внутридомовых, внутридворовых сетей, исправности приборов учета, наличия в целостности пломб, проверки достоверности показаний приборов учета. Кроме того, исполнитель услуги ОАО «Динкомводхоз» допустило нарушение в сфере защиты прав потребителей выразившееся в непредоставлении потребителям необходимой и достоверной информации. Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод содержат недостоверную информацию об адресе (месте нахождения абонентского отдела) исполнителя услуги. В договорах на отпуск питьевой воды и прием сточных вод не представлена потребителям следующая информация об исполнителе: - режим работы; - имя, отчество руководителя; - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (л.д. 11-29). Таким образом, судом установлено, что ответчиком в типовые договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. Кроме того, договоры содержат недостоверную информацию об адресе (месте нахождения абонентского отдела) исполнителя услуги, в договорах отсутствует полная, необходимая и достоверная информация об исполнителе: режиме работы; имени, отчестве руководителя, а также сведения о максимально допустимой мощности приборов, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, тем самым нарушаются права неопределенного круга потребителей. При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к открытому акционерному обществу «Динкомводхоз» о защите прав, законных интересов неопределенного круга потребителей удовлетворить. Признать незаконными действияоткрытого акционерного общества «Динкомводхоз» по включению в типовые договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод условийо бесперебойной подаче питьевой воды надлежащего качества в пределах норм потребления; об обязанности исполнителя предоставлять «Абоненту» коммунальные услуги в пределах установленных норм потребления; о праве исполнителя произвести отключение «Абонента» от своих сетей в одностороннем порядке в случае неоплаты более 6 месяцев; об обязанности «Абонента» беспрепятственно пропускать представителей «Исполнителя» для осмотра внутридомовых, внутридворовых сетей, исправности приборов учета, наличия в целостности пломб, проверки достоверности показаний приборов учета, и по не предоставлению полной информации об исполнителе и услуге неопределенному кругу потребителей. Обязать открытое акционерное общество «Динкомводхоз» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, разместить информацию о принятом решении на информационном стенде предприятия. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней. Судья