РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года Динской районный суд Краснодарского края в составе: судьи Максименко О.А.; при секретаре Ермоленко Т.С. с участием представителя заявителя помощника прокурора Динского района Ильинова А.Б.; заинтересованного лица Будко А.В.; рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Динского района о признании незаконным решения призывной комиссии Динского района Краснодарского края от 09.07.2010 г. об освобождении Будко А.В. от призыва на военную службу; УСТАНОВИЛ: Прокурор Динского района обратился в суд с просьбой признать решение призывной комиссии Динского района Краснодарского края от 09 июля 2010г. об освобождении Будко А.В. от призыва на военную службу незаконным, возложить на военный комиссариат Краснодарского края и призывную комиссию Динского района Краснодарского края обязанности в виде организации мероприятий, связанных с призывом Будко А.В. на военную службу, возложить на Будко А.В. обязанность явиться на призывную комиссию Динского района Краснодарского края, сдать выданный ему военный билет (№ выдан 26.11.2010 отделом ВК Краснодарского края по Динскому району) и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу. В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой района совместно с Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Динскому району, от призыва на военную службу.В ходе проверки установлено, 09 июля 2010г. призывной комиссией вышеназванного муниципального образования принято решение об освобождении Будко А.В. от призыва на военную службу в связи с признанием его «В» - ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в последующем отделом военного комиссариата Краснодарского края по Динскому району ему выдан военный билет (№ выдан 26.11.2010 отделом ВК Краснодарского края по Динскому району).Данное решение принято незаконно. В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии помимо прочих, также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу. В соответствии с п.п. 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Руководители территориальных органов управления здравоохранением, руководители медицинских организаций и военные комиссары обеспечивают своевременное медицинское обследование (лечение) граждан. В соответствии с п. 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы. В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Минобороны России и Минздрава России от 23 мая 2001 г. № 240/168, списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования. В соответствии с частями 2, 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, правильность освобождения граждан от призыва на военную службу проверяет призывная комиссия субъекта Российской Федерации, на рассмотрение которой представляются личные дела данной категории призывников, которая до 15 июля (31 декабря), то есть, до окончания сроков призыва граждан на военную службу, предусмотренных ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принимает решение об утверждении или отмене (в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе) решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу. То есть, согласно указанных требований закона, решения призывных комиссий муниципальных образований приобретают обязательный характер только после их утверждения призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Согласно п. 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решения, указанных в пункте ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами, личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы в муниципальных образованиях. Прокурорской проверкой установлено, что указанный призывник на основании решения призывной комиссии Динского района от 08.04.2002г. (протокол 6 7/78) признан годным к военной службе, но не призван на военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки на основании п.2 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с прохождением обучения на очной форме в Кубанском государственном университете физической культуры). Аналогичное решение о годности его к военной службе и отсрочке указанная призывная комиссия принимала 18.10.2004г и 14.10.2005г. После чего, по результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии от 09.07.2010г призывник признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья освобожден от ее прохождения. Данное решение призывной комиссии принято на основании медицинских документов из ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского», а именно заключение кардиолога от имени врача указанного медицинского учреждения ФИО5 период обследования: 24.06.2010-55.06.2010г. медицинская карта №, о наличии у него гепертонической болезнь II ст.2ст.. Риск3., а также заключения от имени врача отделения ультразвуковой диагностики данного медицинского учреждения ФИО6 от 24.06.2010 о наличии у него дилатации левых отделов сердца, гипертрофии миакарда левого желудочка, диастолической дисфункции левого желудочка. При этом в медицинской карте амбулаторного пациента Будко А.В. № имеются иные выводы медицинских работников, а именно установлен диагноз: вегетативная дистония по кардинальному типу. Проведенным ультразвуковым исследованием Будко А.В. признан здоровым. Врачи ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» ФИО5 и ФИО6 пояснили, что по результатам проведенных исследований заболеваний препятствующих прохождению военной службы у Будко А.В. не выявлено. Таким образом, решение призывной комиссии Динского района Краснодарского края об освобождении данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, так как вынесено по документам не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не ему дающим право освобождения от прохождения военной службы. В судебном заседании помощник прокурора Динского района Ильинов А.Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо Будко А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что он порядок прохождения призывной комиссии не нарушал. Представители заинтересованных лиц военного комиссариата Краснодарского края и администрации муниципального образования Динской район в судебное заседание о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом телефонограммой. По решению суда дело рассмотрено в отсутствие военного комиссариата Краснодарского края и администрации муниципального образования Динской район. Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд находит необходимым признать заявление обоснованным по следующим основаниям: В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно ч. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии помимо прочих, также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу. В соответствии с п.п. 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Руководители территориальных органов управления здравоохранением, руководители медицинских организаций и военные комиссары обеспечивают своевременное медицинское обследование (лечение) граждан. В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Минобороны России и Минздрава России от 23 мая 2001 г. № 240/168, списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования. В соответствии с частями 2, 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, правильность освобождения граждан от призыва на военную службу проверяет призывная комиссия субъекта Российской Федерации, на рассмотрение которой представляются личные дела данной категории призывников, которая до 15 июля (31 декабря), то есть, до окончания сроков призыва граждан на военную службу, предусмотренных ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принимает решение об утверждении или отмене (в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе) решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу. Согласно п. 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решения, указанных в пункте ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами, личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы в муниципальных образованиях. Как установлено судом, Будко А.В. на основании решения призывной комиссии Динского района от 08.04.2002г. признан годным к военной службе, но не призван на военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки на основании п.2 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с прохождением обучения на очной форме в Кубанском государственном университете физической культуры). Аналогичное решение о годности его к военной службе и отсрочке указанная призывная комиссия принимала 18.10.2004г и 14.10.2005г. После чего, по результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии от 09.07.2010г призывник признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от ее прохождения. Данное решение призывной комиссии принято на основании медицинских документов из ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского», а именно заключения кардиолога от имени врача указанного медицинского учреждения ФИО5 - период обследования: 24.06.2010-25.06.2010г., медицинская карта № о наличии у него гепертонической болезни II ст. 2 ст.. Риск 3., а также заключения от имени врача отделения ультразвуковой диагностики данного медицинского учреждения ФИО6 от 24.06.2010 о наличии у него дилатации левых отделов сердца, гипертрофии миакарда левого желудочка, диастолической дисфункции левого желудочка. Между тем, в медицинской карте амбулаторного пациента Будко А.В. № имеются иные выводы медицинских работников, а именно установлен диагноз: вегетативная дистония по кардинальному типу. Проведенным ультразвуковым исследованием Будко А.В. признан здоровым. Как видно из объяснений врачей ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» ФИО5 и ФИО6 по результатам проведенных исследований заболеваний препятствующих прохождению военной службы у Будко А.В. не выявлено. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии Динского района Краснодарского края об освобождении Будко А.В.от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, поскольку вынесено по документам не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим право ему освобождения от прохождения военной службы. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ РЕШИЛ: Заявление прокурора Динского района о признании незаконным решения призывной комиссии Динского района Краснодарского края от 09.07.2010 г. об освобождении Будко А.В. от призыва на военную службу признать обоснованным. Признать незаконным решение призывной комиссии Динского района Краснодарского края от 9 июля 2010 года об освобождении Будко А.В. от призыва на военную службу. Обязать военный комиссариат Краснодарского края, призывную комиссию Динского района Краснодарского края организовать и провести мероприятия, связанные с призывом Будко А.В. на военную службу, изъять у Будко А.В. военный билет № выданный ДД.ММ.ГГГГ отделом ВК Краснодарского края по Динскому району. Обязать Будко А.В. явиться на призывную комиссию Динского района Краснодарского края, сдать выданный им военный билет №, выданный 26.11.2010 г. отделом ВК Краснодарского края по Динскому району и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней. Судья :