Решение по заявлению Москвинов А.Г. о признании действий незаконными



                                                   

                                              РЕШЕНИЕ

                              Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года                   Динской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                                             Максименко О.А.;

при секретаре                               Ермоленко Т.С.

с участием заявителя                   Москвинова А.Г.

представителя заявителя            Фалевич С.Л.

представителя заинтересованного лица Погороднего И.В.                         

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Москвинова А. Г. о признании незаконными действий Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;

                                              УСТАНОВИЛ:

Москвинов обратился в суд с просьбой признать действия Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в отказе в предоставлении информации, затрагивающей мои права и законные интересы, на который сослалось Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в обоснование приостановления регистрации права - незаконными. Обязать Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю предоставить копию заявления администрации МО Динской район о приостановлении государственной регистрации права, на основании которого была приостановлена государственная регистрации права на земельный участок с кадастровым номером . В обоснование указал, чтов соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.08.2010 года, он является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: ст. Динская, <адрес>. В соответствии с действующим законодательством, им в Администрацию МО Динской район было подано заявление о выкупе земельного участка под принадлежащим мне имуществом. На основании постановления главы администрации МО Динской район от 11.07.2011 года № 1520 «О предоставлении Москвинову А.Г. в собственность за плату земельного участка», Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район был составлен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером , под принадлежащим мне недвижимом имуществом. После полной оплаты приобретаемого земельного участка, договор купли - продажи был подписан сторонами. 06.09.2011 года, договор купли - продажи с приложением полного пакета документов был сдан на государственную регистрацию в Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем последним была выдана расписка в получении соответствующих документов, и в книгу учета входящих документов внесена запись № 286. 03.10.2011 года, из уведомления о приостановлении государственной регистрации, а так же из пояснений сотрудников Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ему стало известно, что в Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостанавливает государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в связи с подачей заявления администрации МО Динской район. При устной просьбе предоставить копию документа, на который ссылается государственный орган в обоснование приостановления государственной регистрации права, или хотя бы ознакомиться с его содержанием, ему пояснили, что не могут это сделать. Причину отказа ему сообщить так и не смогли - «просто не можем».

На письменное обращение о предоставлении информации (в том числе и за плату в соответствии с тарифами) затрагивающей непосредственно его права и законные интересы и на который ссылается государственный орган, он так же получил отказ - ответ от 13.10.2011 года . Действия Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выразившиеся в отказе в предоставлении информации незаконны, не обоснованы, существенным образом нарушают его права и законные интересы.

Часть 1, статьи 5 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 от 27.07.2006 года, устанавливает, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Совокупность правомочий на поиск и получение информации объединяются в одном понятии - доступ к информации (возможность получения информации и возможность ее использования - ст. 2 ФЗ РФ № 149 от 27.07.2006 года). Поиск информации можно рассматривать как право обращения к обладателю, владеющему информацией на законных основаниях. Получить информацию означает стать ее законным обладателем (владельцем). Право на доступ к информации установлено в целом ряде федеральных законов.

Согласно действующему законодательству одним из основных способов поиска информации является обращение гражданина (просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод), то есть направленные в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное заявление, а также устное обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Право на доступ к информации - это субъективное право, а там, где есть субъективное право, неизбежно присутствует юридическая обязанность как его противоположный полюс.

Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению. В части 2 статьи 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы. Данная конституционная обязанность закрепляется и в федеральном законодательстве.

В силу части 1-2, статьи 8 Федерального закона, граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Отказ в предоставлении или неполное предоставление информации заинтересованному лицу возможно только на основании Федерального законодательства, (законодательство о государственной тайне и иная охраняемая законом тайна). Причина ограничений права на доступ к информации должна быть объявлена заинтересованному лицу со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона, с указанием, какие именно документы и материалы (или их части) не будут выданы для ознакомления. При этом ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 3 ФЗ РФ № 149 от 27.07.2006 года установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в соответствии с которыми, Федеральным законом задекларирована свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, а так же её достоверность и своевременность ее предоставления.

Кроме того, частью 2 статьи 5 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установлено, что при рассмотрении обращения органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Такие законоположения так же подразумевают доступ заинтересованного лица к информации, затрагивающей его права и законные интересы.

Он, воспользовавшись своим Конституционным правом на получение информации, непосредственным образом затрагивающей его права и законные интересы, не может её получит из любых источников, а тем более, от государственного органа, который ограничивает его права именно на основании документа, на который ссылается. Ссылается на ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 от 27.07.2006 года; Указ президента РФ: «О дополнительных гарантиях граждан на информацию» от 31 декабря 1993 года N 2334.

В судебном заседании заявитель, его представитель Фалевич С.Л. настаивали на удовлетворении заявленных требований, указав, что нарушены права заявителя на доступ к информации.

Представитель заинтересованного лица Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии со ст. 7.8 Закона № 122 они имеют право выдавать выписки и копии договоров. Основания приостановления государственной регистрации они не разъясняют, администрация может сама приостановить сделку, если она является стороной сделки. Было направлено письмо заявителю о том, что имеются претензии, и администрация приостановила регистрацию. Они все рассмотрели в срок и отправили ответ. Регистрация была приостановлена. Они не имеют права выдавать документы, которые касаются администрации.

Выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными по следующим основаниям:

Согласно ст.ст. 8,9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ограничение доступа к информации допускается в случаях, устанавливаемых федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом). Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона предусмотрена возможность получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

На основании положений ст.ст. 19, 20 вышеназванного Федерального закона государственная регистрация прав приостанавливается регистратором с указанием причин и рекомендаций по их устранению. В случае невыполнения предъявляемых требований, в государственной регистрации отказывается, и отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован в суд.

Таким образом, на основе положений указанных выше норм государственная регистрация носит открытый характер и лицо, государственная регистрация прав которого приостановлена либо отказано в выдаче информации, не лишено возможности узнать о причинах принятого решения и получить документы, послужившие основанием для его принятия, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Как установлено судом, Москвинов А.Г. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.08.2010 года, является собственником гаража, расположенного по адресу: ст. Динская, <адрес>. Земельный участок под гаражом, Москвинов А.Г. по договору купли-продажи выкупил у администрации МО Динской район. Договор купли - продажи с приложением необходимых документов сдал на государственную регистрацию своего права собственности на данный земельный участок в Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

03.10.2011 г. Москвинову А.Г. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании его заявления.

В предоставлении копии данного заявления ему было отказано, по той причине, что требуемый документ предоставлен в единственном экземпляре и после государственной регистрации будет помещён в дело правоустанавливающих документов. Как видно из письма службы Росреестра, в действительности заявление о приостановлении государственной регистрации было подано администрацией муниципального образования.

Таким образом, судом установлено, что собственнику недвижимого имущества Москвинову А.Г., подавшему документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, необоснованно отказано в получении копии заявления о приостановлении государственной регистрации, на основании которого государственная регистрация земельного участка приостановлена, поскольку Москвинов А.Г. как собственник недвижимого имущества не лишен права на получение документов, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации его права собственности на земельный участок. Запрет на получение такого рода документов, федеральным законом не установлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ

                                              РЕШИЛ:

Заявление Москвинова А. Г. о признании незаконными действий Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю признать обоснованным.

Обязать Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выдать Москвинову А. Г. копию заявления администрации муниципального образования Динской район № 11.01. от 23.10.2011 г., послужившее основанием для приостановления государственной регистрации права собственности Москвинова А. Г. на земельный участок <адрес> ст. Динской Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

     

Судья