РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ год Динской районный суд <адрес> в составе: председательствующей Колесниковой Т.Н. при секретаре Юриковой О.А. с участием ст. помощника прокурора Динского района Ильинова А.Б., представителя управления по вопросам семьи и детства администрации МО Динской район Диденко Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Динского района в интересах Копылова С.В. к администрации МО <адрес>, департаменту по финансам, бюджету и контролю <адрес> и департаменту семейной политики <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: прокурор <адрес> в интересах Копылова С.В. обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения в обоснование иска указав, что прокуратурой Динского района, на основании заявления Копылова С.В., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Копылов С.В. остался без попечения родителей, ввиду чего относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жильем. До настоящего времени его не получил, что нарушает его соответствующие права, закрепленные законодательством. При обращении в прокуратуру Динского Копылов С.В. указал, что в настоящее время проживает в доме опекуна со своей супругой и двумя малолетними детьми. В судебном заседании старший помощник прокурора Динского района Ильинов А.Б., уточнил заявленные требования, просил суд обязать администрацию МО Динской район предоставить Копылову С.В. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», а департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департамент семейной политики Краснодарского края обязать осуществить финансирование муниципального образования Динской район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечений родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит представлению Копылову С.В.. Истец Копылов С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель третьего лица - управления по вопросам семьи и детства администрации МО <адрес> в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика - администрации МО <адрес> в судебное заседание не явилась, представив возражения, согласно которым просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку в 2011 году денежные средства на указанные цели не выделялись. Пояснив, что администрацией МО <адрес> исполняются все функции и обязательства, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а также просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. Так в соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов. На основании п. 3 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика - департамента по финансам, бюджету и контролю <адрес> в судебное заседание не явился, представив возражения, согласно которым считал департамент по финансам, бюджету и контролю <адрес> ненадлежащим ответчиком, т.к. департамент семейной политики <адрес> является уполномоченным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», а также просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика - департамента семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, представив возражения, согласно которым исковые требования признали частично, не возражая против признания права Копылова С.В. на обеспечение его жилым помещением, в рамках краевой целевой программы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относительно категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. выделение субвенций из краевого бюджета муниципальным образованиям по подпрограмме «Дети-сироты» в краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. производится в соответствии с имеющейся очередностью. В 2009-2010г.г. денежные средства для приобретения соответствующего жилья в рамках указанной подпрограммы <адрес> не выделялись. В 2011 году были определены субвенции для приобретения жилых помещений для 25 человек из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках освоения которых в настоящее время проводятся соответствующие конкурсные процедуры и в ближайшее время вышеуказанные лица будут обеспечены жильем. Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим по следующим основаниям: судом установлено, прокуратурой <адрес>, на основании заявления Копылова С.В., 1978 года рождения проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», Закона краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проведения которой установлено, что Копылов С.В. остался без попечения родителей в связи тем, что его родители: мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. По данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Копылов С.В. 1987 г.р., ФИО8 1986 г.р., ФИО9 2008г.р., ФИО10 2006г.р. собственниками строений в <адрес> не числятся и ранее не числились, данные обстоятельства так же подтверждены справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время Копылов С.В. зарегистрирован по адресу: РФ, <адрес>, ст. Пластуновская, <адрес>, ввиду чего необходимо считать, что Копылов С.В. жилым помещением на данный момент не обеспечен. Таким образом, Копылов С.В. относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей. При обращении в прокуратуру Динского Копылов С.В. указал, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. На основании закона, ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании п. 3 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» путем приобретения (строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан по договорам социального найма осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании п. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Определение объема субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма путем приобретения (строительства) осуществляется на основании методики утвержденной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 805-КЗ (приложение №). Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе <адрес> о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых <адрес> субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год из расчета: - количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании <адрес> в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет; - норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, установленного на начало финансового года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. - нормы общей площади жилого помещения (ст. <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлен размер социальной нормы общей площади жилья - 33 кв. м. - на одного гражданина). В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, судом установлено, что необходимые финансовые средства на указанные цели, муниципальному образованию <адрес>, органами государственной власти <адрес> в 2011 году, не предоставлялись. В результате чего, муниципальное образование <адрес> не имело возможности реализовать государственные полномочия по предоставлению жилья муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, включая Копылова С.В., который не имеет закрепленного жилого помещения, в размерах соответствующих действующему законодательству. При таких обстоятельствах доводы прокурора <адрес> нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требованияпрокурора <адрес> в интересах Копылова С.В. к администрации МО <адрес> и департаменту по финансам, бюджету и контролю <адрес> и департаменту семейной политики <адрес>о предоставлении ему жилого помещения, - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Копылову С.В. жилое помещение по договору социального найма, по мере поступления в бюджет муниципального образования <адрес> денежных средств из соответствующего бюджета, согласно очередности, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, за счет средств бюджета <адрес>. Обязать департамент по финансам, бюджету и контролю <адрес> и департаментсемейной политики<адрес> осуществить финансирование муниципального образования <адрес> для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечений родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит представлению Копылову С.В.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней. Председательствующая:
№-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» путем приобретения (строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан, по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании п. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе <адрес> о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых <адрес> субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год. В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.