к делу № 2-2276/11 Р Е Ш ЕН И Е Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года станица Динская Краснодарского края Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующей Вишневецкой М.В. при секретаре Кашпур А.А. с участием представителя истца Свиридовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к Муниципальному унитарному предприятию ЖКХ Нововеличковского сельского поселения о защите прав, законных интересов неопределенного круга потребителей, У С Т А Н О В И Л: Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к МУП ЖКХ Нововеличковского сельского поселения, в котором просит признать действия ответчика по включению в типовые договоры на оказание услуг по водоснабжению условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей и по не предоставлению полной информации об исполнителе неопределенному кругу потребителей противоправными, обязать ответчика прекратить указанные действия, а также довести до сведения решение суда в десятидневный срок через средства массовой информации. Свои требования истец мотивировал тем, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах в период с 12.10.2011 года по 31.10.2011 года проводилась плановая выездная проверка в отношении МУП ЖКХ Нововеличковского сельского поселения с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок. В ходе проведения проверки выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. Так, в нарушение требований ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» договора на оказание услуг по водоснабжению, заключенные МУП ЖКХ Нововеличковское с потребителями, содержат условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, а именно: п. 2.1.4 договора устанавливает обязанность «Заказчика» извещать «Исполнителя» о неисправностях водяного счетчика и заменить в срок не более 30 дней, после снятия контролером последнего водяного счетчика, что противоречит п. 52 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, в котором отсутствует обязанность потребителя иметь прибор учета, а также п. 1 ст. 157 ЖК РФ; п. 2.1.11. устанавливает обязанность «3аказчика» соблюдать лимит использования питьевой воды, согласно степени благоустройства, в соответствии с п.п. 9, 49 названных Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах необходимых потребителю, а также исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; п.п. 2.1.7 и 2.1.8. договора устанавливают обязанность «3аказчика» в 10-ти дневный срок сообщить «Исполнителю» об изменении численности семьи и характеристик по водопотреблению, а также сообщать «Исполнителю» не позднее 10 дней наименование, почтовые и платежные реквизиты и условия водоснабжения в случаях их изменения, что противоречит п.п. «ж» п. 52 Правил, где указано, что потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений; п. 2.4.4. договора устанавливает обязанность «Исполнителя» обеспечивать абонентам питьевой водой в объемах и качестве, с учетом реальных возможностей «Исполнителя» в части состава и состояния основных фондов, обеспеченности материально-техническими ресурсами, что противоречит п.п. «а» и «б» п. 49 Правил, где указано, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором; п. 2.5.2. договора устанавливает право «Исполнителя» прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев или нарушений требований п.п.2.1.1.-2.1.11. договора (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений), а также в период аварийно-восстановительных работ, профилактических или непредвиденных обстоятельств, не зависящих от «Исполнителя»; п. 3.1. договора установлено, что при просрочке оплаты свыше 3-х месяцев абонент отключается от системы водоснабжения до полного погашения задолженности, что противоречит п.п. «д» п. 50 Правил, согласно которому исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа; а также п. «в» п. 81 Правил, согласно которому, в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения, таким образом, потребителю ни при каких условиях не может быть приостановлено или ограничено предоставление услуги холодного водоснабжения, водоотведения и отопления, что нарушает права потребителей на бесперебойную подачу холодной воды; п. 2.5.4. и 3.4. договора устанавливают право «Исполнителя» при несвоевременном внесении «Заказчиком» платы за предоставленные услуги начислять пеню в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки, а в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плачу за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыполненных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплату по день фактической выплаты включительно, увеличение установленного размера пени не допускается. Кроме того, ответчик допустил нарушение в сфере защиты прав потребителей выразившееся в не предоставлении потребителям необходимой и достоверной информации. В договоре на оказание услуг по водоснабжению не представлена потребителям следующая информация: сведения о государственной регистрации; режиме работы; сведения о руководителе; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, что прямо предусмотрено ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п.п. «п» п. 49 указанных Правил. Таким образом, ответчиком. В нарушение требований п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» в типовые договоры на оказание услуг по водоснабжению включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года. Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил признать действия МУП ЖКХ Нововеличковского сельского поселения по включению в типовые договоры на оказание услуг по водоснабжению условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей и по не предоставлению полной информации об исполнителе неопределенному кругу потребителей недействительными, обязать ответчика прекратить указанные действия и довести в срок, установленный судом, через средства массовой информации о решении суда. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в принятии решения полагается на усмотрение суда. В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Изучив исковое заявление, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В силу ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге. Согласно п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе: режиме работы, фамилию, имя и отчество руководителя, а также сведения о максимально допустимой мощности приборов, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд. Кроме того, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено следующее: при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. 9); исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (п. 49); потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (п.п. «ж» п. 52); исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором (п.п. «а, б» п. 49); исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа (п.п. «д» п. 50), в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (п. «в» п. 8). Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправлении. По смыслу п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Как следует из материалов дела,Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах в период с 12.10.2011 года по 31.10.2011 года проводилась плановая выездная проверка в отношении МУП ЖКХ Нововеличковского сельского поселения с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок. В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, что отражено в акте проверки № 410 от 12.10.2011 года. Установлено, что в нарушение требований ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» договоры на оказание услуг по водоснабжению, заключенные МУП ЖКХ Нововеличковское с потребителями, содержат условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, а именно: пункт 2.1.4 договора устанавливает обязанность «Заказчика» извещать «Исполнителя» о неисправностях водяного счетчика и заменить водяной счетчик в срок не более 30 дней, после снятия контролером последнего показания водяного счетчика; пункт 2.1.11. устанавливает обязанность «Заказчика» соблюдать лимит использования питьевой воды, согласно степени благоустройства; пункты 2.1.7 и 2.1.8. договора устанавливают обязанность «Заказчика» в 10-ти дневный срок сообщить «Исполнителю» об изменении численности семьи и характеристик по водопотреблению, а также сообщать «Исполнителю» не позднее 10 дней наименование, почтовые и платежные реквизиты и условия водоснабжения в случаях их изменения; пункт 2.4.4. договора устанавливает обязанность «Исполнителя» обеспечивать абонента питьевой водой в объемах и качестве, с учетом реальных возможностей «Исполнителя» в части состава и состояния основных фондов, обеспеченности материально-техническими и финансовыми ресурсами; пункт 2.5.2. договора устанавливает право «Исполнителя» прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев или нарушений требований пунктов 2.1.1.- 2.1.11 договора (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений), а также в период аварийно-восстановительных работ, профилактических или непредвиденных обстоятельств, не зависящих от «Исполнителя»; пунктом 3.1. договора установлено, что при просрочке оплаты свыше 3-х месяцев абонент отключается от системы водоснабжения до полного погашения задолженности; пункты 2.5.4. и 3.4. договора устанавливают право «Исполнителя» при несвоевременном внесении «Заказчиком» платы за предоставленные услуги начислять пеню в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки (л.д. 23-34). Таким образом, судом установлено, что ответчиком в типовые договоры на оказание услуг по водоснабжению включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года. Кроме того, в договоре отсутствует полная, необходимая и достоверная информация о государственной регистрации, режиме работы; сведения о руководителе; сведения о диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службах; форме оплаты коммунальных услуг; параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, тем самым нарушены права неопределенного круга потребителей. Анализ представленных суду доказательств в их совокупности, приводит суд к убеждению что, требования истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к Муниципальному унитарному предприятию ЖКХ Нововеличковского сельского поселения муниципального образования Динской район о защите прав, законных интересов неопределенного круга потребителей удовлетворить. Признать незаконными действияМуниципального унитарного предприятия ЖКХ Нововеличковского сельского поселения муниципального образования Динской район по включению в типовые договоры на оказание услуг по водоснабжению условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей и по не предоставлению полной информации об исполнителе неопределенному кругу потребителей. Обязать Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ Нововеличковского сельского поселения муниципального образования Динской в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, разместить информацию о принятом решении в средствах массовой информации муниципального образования Динской район. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней. Председательствующая: