Решение по делу по иску Прокурора Динского района в интересах РФ к администрациям сельских поселений Динского района и МИФНС № 14 по КК о признании действий незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 год      Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                              Костюк А.А.

при секретаре                                               Никифоровой Л.Н.

с участием помощника прокурора Динского района Мозговой А.Ю.

представителей ответчиков администрации МО Динской район Нинуа А.А., администрации Новотитаровского сельского поселения Власовой О.В., администрации Старомышастовского сельского поселения Гресь Н.А., администрации Красносельского сельского поселения Польской О.В., администрации Первореченского сельского поселения Головакий А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Динского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю, администрации МО Динской район, администрации Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района о признании незаконным соглашения

УСТАНОВИЛ

Прокурор Динского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю, администрации МО Динской район, администрации Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района, выразившиеся в заключении соглашения № 10 от 19.11.2010 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, в части п. 4 ст. 6 указанного Соглашения, признав вышеуказанное соглашение ничтожным (недействительным), обязав Межрайонную инспекцию ФНС России № 14 по Краснодарскому краю, администрацию МО Динской район, администрации Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомьшастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района внести изменения в соглашение № 10 от 19.11.2010 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, исключив п. 4 ст. 6 Соглашения.

В обоснование иска указал, что В ходе проведения прокуратурой Динского района проверки соблюдения Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю налогового законодательства Российской Федерации установлен факт заключения налоговым органом с органами местного самоуправления Динского района соглашений о взаимодействии, условия которых противоречат требованиям действующего законодательства.

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Динскому району, в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС России № 14 по Краснодарскому краю 19.11.2010 с администрацией муниципального образования Динской район и 10 органами местного самоуправления сельских поселений Динского района заключено соглашение № 10 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Соглашение).

Согласно ст. 7 указанного Соглашения, данное Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует бессрочно.

В силу п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст.102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ, система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового кодекса РФ, на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено.

Выполнение органами местного самоуправления <адрес> функций по вручению налогоплательщикам уведомлений и (или) требований об уплате налогов и сборов, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований <адрес>, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, соглашение о взаимодействии от 19.11.2010 № 10 противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, и необоснованно возлагает на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления Динского района, что является недопустимым.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании прокурор поддержал иск.

Представитель администрации МО Динской район в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель администраций Старомышастовского сельского поселения и Первореченского сельского поселения в судебном заседании полагались на усмотрение суда.

Представитель администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представив письменный отзыв, в котором не признает исковые требования по следующим основаниям.

Соглашение № 10 от 19.11.2010 г. заключенное между ИФНС России по Динского району, администрацией МО Динской район и 10 органами местного самоуправления сельских поселений Динского района не противоречит действующему налоговому законодательству.

Согласно п. 4 ст. 6 спорного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Исходя из буквального толкования указанного пункта Соглашения органы местного самоуправления оказывают только содействие налоговым органам в осуществлении их функций, при этом из текста Соглашения явно не следует, что органы местного самоуправления сами вручают требования об уплате налогов. Так, в рамках данного пункта Соглашения, специалистами Администрации Новотитаровского сельского поселения было оказано содействие ИФНС России по Динского району в виде упаковки конвертов с уведомлениями, а не их рассылке. Вручение налоговых уведомлений и требований налогоплательщикам проводится только специалистами налоговых органов.

Действия органов местного самоуправления по оказанию содействия налоговым органам являются законными, так как не противоречат действующему законодательству.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также п. 1 ст. 8 Устава Новотитаровского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится в том числе и формирование. Утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Исполнение местного бюджета является самостоятельной стадией бюджетного процесса муниципального образования. Согласно ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией. На исполнительные органы местного самоуправления возлагаются функция по организации исполнения местного бюджета. Собственные доходы бюджетов поселений формируются за счет имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), которые поступают в бюджеты поселений. Таким образом, органы местного самоуправления заинтересованы в повышении собираемости указанных налогов. При этом по указанным налогам числятся наибольшие суммы недоимки и задолженности, которые возникают в связи с трудностями их администрирования. Проблема эта не раз рассматривалась Правительством РФ.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечено, что следует расширить участие органов местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями, заключенными с налоговыми органами. Также, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Во исполнение вышеуказанного послания, постановления Правительства РФ и поручения Федеральной налоговой службой России разработано типовое соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы.

В целях эффективной реализации спорного Соглашения стороны реализуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

- разработка и утверждение планов совместной работы;

- проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

При этом типовым Соглашением предусмотрено, что Сторонам не препятствуется установление иных, не предусмотренных настоящим Соглашением, форм сотрудничества в соответствии с законодательством РФ.

На основании статьи 58 НК РФ обязанность по уплате местных налогов возникает у налогоплательщика после получения уведомления (извещения).

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Однако, учитывая, что налогоплательщик - собственник имущества, или земельного участка не всегда проживает по месту нахождения своей собственности или данные о регистрации налогоплательщика устарели, вручение уведомления вызывает определенную сложность.

Следовательно, действия органов местного самоуправления по оказанию содействия налоговым органам в рамках спорного соглашения являются законными и обоснованными.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель администрации Динского сельского поселения в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а так же письменный отзыв, на иск следующего содержания.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлению» к вопросам местного значения относится формирование, утверждение и исполнение бюджета и контроль за его исполнением. Бюджет формируется за счет налогов. И соответственно органы местного самоуправления заинтересованы в сборе местных налогов. Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы от 19.11.2010 года заключалось, в том числе и для решения проблемы своевременного вручения налоговых уведомлений налогоплательщикам.

Согласно ст. 58 НК РФ обязанность по уплате налогов возникает с момента получения извещения. Отправление налогового уведомления по почте заказным письмом оказалось неэффективным, так как зачастую письма возвращаются с отметкой «истек срок хранения». Наиболее эффективным способом вручения уведомлений является лично под расписку. Органы местного самоуправления могут оказать реальную помощь в решении вышеуказанной проблемы.

Утверждение прокурора о том, что выполнение органами местного самоуправления Динского района функций по вручению налогоплательщикам уведомлений (требований) об уплате налогов и сборов, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств, является недостоверным. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет полномочия органов местного самоуправления, которые обязательны к исполнению. При этом в случае безусловного исполнения этих обязательств, ограничений на проведение иных мероприятий, взятых на себя органами местного самоуправления в добровольном порядке на основании заключенных соглашений, а в данном случае не требующих расходов местного бюджета, не противоречит законодательству. Тем более, что данные мероприятия в рамках реализации соглашения направлены исключительно на пополнение доходов местного бюджета.

Представитель администрации Нововеличковского сельского поселения в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель администрации Пластуновского сельского поселения в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель администрации Южно-Кубанского сельского поселения в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ, система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового кодекса РФ, на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения либо муниципального района, а так же обязанность, согласно ч. 9.2 ст. 85 НК РФ, ежегодно в срок до 01 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

Как установлено в судебном заседании, 19 ноября 2010 года между Межрайонной инспекцией ФНС России № 14 по Краснодарскому краю и администрацией муниципального образования Динской район, а так же органами местного самоуправления сельских поселений Динского района заключено соглашение № 10 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, согласно которому органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу.

В силу п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

При этом, вышеуказанные условия п. 4 ст. 6 Соглашения противоречат изложенному выше действующему законодательству о налогах и сборах и на органы местного самоуправления возлагаются функции отнесенные, законом к компетенции налоговых органов, и которые обязаны без каких либо соглашений ежегодно в срок до 01 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

В данном случае прокурор в силу положений ст. 45 ГПК РФ наделен полномочиями на обращение в суд с таким иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск прокурора Динского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю, администрации МО Динской район, администрации Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района о признании действий незаконными - удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Краснодарскому краю при заключении Соглашения о взаимодействии - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Динскому району, администрации муниципального образования Динской район, администраций Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района, выразившиеся в заключении соглашения № 10 от 19.11.2010 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, в части п. 4 ст. 6 указанного Соглашения.

Признать ничтожным (недействительным) соглашение от 19.11.2010 № 10 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, в части п. 4 ст. 6, заключенное между Межрайонной инспекцией ФНС России № 14 по Краснодарскому краю (ранее Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Динскому району), администрацией муниципального образования Динской район, администрациями Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 14 по Краснодарскому краю, администрацию муниципального образования Динской район, администрации Васюринского, Динского, Красносельского, Мичуринского, Нововеличковского, Новотитаровского, Первореченского, Пластуновского, Старомышастовского, Южно-Кубанского сельских поселений Динского района внести изменения в соглашение № 10 от 19.11.2010 о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, исключив п. 4 ст. 6 Соглашения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

       

Председательствующий: