Решение по заявлению прокурор в интересах Федосовой В.С. о предоставлении жилого помещения



      РЕШЕНИЕ

                                Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года         Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего      Максименко О.А.

при секретаре                        Шаповаловой О.В.

с участием помощника прокурора Динского района      Ильинова А.Б.

представителя администрации МО Динской район     Нагибиной О.В.

представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Динской район                   Диденко Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Федосовой В. С. о предоставлении жилого помещения;

                                  УСТАНОВИЛ

Прокурор Динского района обратился в суд с просьбой в интересах Федосовой В.С. обязать администрацию муниципального образования Динской район предоставить Федосовой В.С. жилое помещение по договору социального найма, по мере поступления в бюджет муниципального образования Динской район денежных средств из соответствующего бюджета, в порядке очередности. В соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края. Обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования Динской район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечений родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит представлению Федосовой В. С.. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Динского района, на основании задания прокуратуры Краснодарского края, а также заявления Федосовой В. С. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Закона краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что Федосова В.С. проживает по адресу: <адрес>, ст. Динская, Динского района. Федосова В.С. осталась без попечения родителей в связи тем, что ее мать ФИО5 решением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО6 записан со слов матери. Таким образом, Федосова В.С. относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей. При обращении в прокуратуру Динского района Федосову В.С. указала, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое она могла бы вселиться.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

На основании закона ст. 4 Федерального закона от 21.12.96 г, № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30.07.2009г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан по договорам социального найма осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов.

На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Определение объема субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма путем приобретения (строительства) осуществляется на основании методики утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ (приложение № 4).

Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год из расчета: - количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет; - норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю, установленного на начало финансового года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; - нормы общей площади жилого помещения (ст. 33 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлен размер социальной нормы общей площади жилья - 33 кв. м. - на одного гражданина).

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.03г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Необходимые финансовые средства на указанные цели муниципальному образованию Динской район органами государственной власти Краснодарского края в 2010 году не представлялись. В результате муниципальное образования Динской район не может реализовать государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа, включая Федосову В.С., которая не имеет закрепленного жилого помещения, в размерах соответствующих действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов гражданина при выявлении нарушения обеспечения его права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Кроме того, на основании ст. 10 Федерального закона от 21.12.96г, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Федосова В.С. на основании ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей» оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федосова В.С. самостоятельного заработка не имеет. При этом она не обладает специальными познаниями в области юриспруденции и, как следствие, не способна подготовить исковое заявление, отвечающее требованиям гражданско-процессуального законодательства. В случае обращения за квалифицированной юридической помощью она должна понести значительные материальные расходы, которыми не располагает в силу указанных причин.

В соответствии со ст. 26 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, в соответствии с законодательством оказывается бесплатно лишь в определенных случаях и определенным категориям граждан. Исходя из указанных требований закона, юридическая помощь по искам о предоставлении жилого помещения, оказывается на платной основе.

Таким образом, Федосова В.С. не имеет материальной возможности обратиться за юридической помощью по указанному вопросу к адвокату и оплатить услуги гарантированной ст. 48 Конституции РФ юридической помощи, а значит, не может реализовать право на судебную защиту, что является уважительной причиной, по которой она сама не может обратиться в суд в защиту своих интересов и отстаивать там свои права.

В судебном заседании помощник прокурора Динского района Ильинов А.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации МО Динской район Нагибина О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований в части требований, касающихся администрации МО Динской район, в письменном отзыве указала, что согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г., № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г.
№ 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований     наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30.07.2009 г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан, по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов.

На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В 2011 году указанные денежные средства на данные цели не выделялись, а также администрацией МО Динской район исполняются все функции и обязательства, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений.

Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации МО Динской район Диденко Л.Н. заявленные требования поддержала.

Заявитель Федосова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом судебной повесткой. Представила в суд заявление, по которому просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил письменные возражения на исковые требования, согласно которым считал себя ненадлежащим ответчиком, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

По решению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим по следующим основаниям:

Прокуратурой Динского района, на основании задания прокуратуры Краснодарского края, а также заявления Федосовой В. С. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Закона краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что Федосова В.С. проживает по адресу: <адрес>, ст. Динская, Динского района. Федосова В.С. осталась без попечения родителей в связи тем, что ее мать ФИО5 решением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО6 записан со слов матери. (л.д. 16-20).

По данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Динскому району, Федосова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не числится собственником строений в Динском районе, это подтверждаются справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (л.д. 14-15, 37). По сообщению Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Динской район, за Федосовой В.С. закреплено право проживания в жилом помещении, принадлежащем опекуну, расположенном в ст. Нововеличковская Динского района по <адрес> (л.д. 32-36).

Установлено, что в настоящее время Федосова В.С. зарегистрирована в ст. Динской Динского района по <адрес> (л.д. 13).

Постановлением Администрации МО Динской район № 2205 от 04.10.2010 года Федосова В.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 27.09.2010 года, согласно льготного списка «Дети-сироты» она значится под номером 138 (л.д. 11-12).

Таким образом, Федосова В.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на сегодняшний день не обеспечена.

При обращении в прокуратуру Динского района Федосова В.С. указала, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое она могла бы вселиться.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.03г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Необходимые финансовые средства на указанные цели муниципальному образованию Динской район органами государственной власти Краснодарского края в 2011 году не представлялись. В результате МО Динской район не может реализовать государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям оставшимся без попечения родителей, включая Федосову В.С., которая не имеет жилого помещения, в размерах соответствующих действующему законодательству.

При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Признать заявление прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Федосовой В. С. о предоставлении жилого помещенияобоснованным.

Обязать департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию муниципального образования Динской район обеспечить Федосову В. С. жилым помещением по договору социального найма, в порядке очередности и по мере поступления денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 дней.

Судья