РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 год Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Халимова А. Р. при секретаре Ермаковой Л. И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Лысенко Р. В. к администрации муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения; УСТАНОВИЛ: Прокурор Динского района обратился в суд в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Лысенко Р. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении прокурор просил обязать: администрацию МО «Динской район» - предоставить Лысенко Р. В. жилое помещение по договору социального найма, по мере поступления в бюджет МО «Динской район» денежных средств из соответствующего бюджета в порядке очередности, в соответствие с нормой предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на недвижимое имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края; департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - осуществить финансирование МО «Динской район» для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа с целью приобретения соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Лысенко Р.В. В обоснование искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Лысенко Р. В. остался без попечения родителей, ввиду чего относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жильем. До настоящего времени Лысенко Р. В. жилье не получал, что нарушает его соответствующие права, закрепленные законодательством. При обращении в прокуратуру Динского района Лысенко Р. В. указал, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться. В судебном заседании представитель прокурора Динского района - старший помощник прокурора Ильинов А. Б. поддержал заявленные прокурором требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что Лысенко Р. В. относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО8 по решению Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Согласно ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. Жилье Лысенко Р. В. по договору социального найма не предоставлялось, закрепленного за ним жилья нет. Лысенко Р. В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что его отец пропал безвести. Мать умерла когда ему было 8 лет. После смерти матери, его направили в Нововеличковскую школу-интернат. Окончив школу, поступил в Кореновское <данные изъяты>. По окончании учебы, стал работать. Своего жилья у него нет. Оно мне не предоставлялось. Живет на съемной квартире. Состою на учете на получение жилья с 4.04.2011 года. Представитель ответчика - администрации МО «Динской район» в судебное заседание не явился, представил в суд заявления о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, согласно которым просит суд в удовлетворении иска, в части требований, касающихся администрации МО «Динской район» отказать, поскольку в 2011 году денежные средства на указанные цели не выделялись. В возражениях пояснено, что администрацией МО «Динской район" исполняются все функции и обязательства, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так в соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов. На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30.07.2009 г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан, по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год. В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Представитель ответчика - департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил возражения, согласно которым считает департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края ненадлежащим ответчиком, т.к. департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», а также просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика - департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица - управления по вопросам семьи и детства администрации Динского района Диденко Л. Н. поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить, пояснив, что Лысенко Р. В. состоит на учете в администрации МО Динской район как нуждающийся в жилье с 4.04.2011 года. Своего жилья не имеет, оно за ним не закреплялось. В судебном заседании установлено, что Лысенко Р. В. является сиротой, остался без попечения родителей в связи тем, что его мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО8 по решению Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Лысенко Р. В. признается гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку проживает в домовладении, собственником которого не является, жилого имущества в собственности у неё нет, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Динской район» ему не предоставлялось. Изучив исковое заявление, выслушав представителя прокурора Динского районам Ильинова А. Б., объяснения лиц, участвующих в деле, учитывая мнение представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: Копией заявления Лысенко Р. В., согласно которого последний просил прокурора Динского района обратиться в его интересах в суд с исковым заявлением, с целью предоставления жилья. В заявлении пояснено, что Лысенко Р. В. обладает статусом сироты, т.к. его мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО8 по решению Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим; у его родителей жилья не было; ему жилье не выделялось (л.д. 10); Копией постановления администрации МО «Динской район» № 677 от 04.04.11г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, подтверждается, что ребенок-сирота Лысенко Р. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по адресу: ст. Васюринская, <адрес>, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по единому общему списку по<адрес> льготного списка «Дети-сироты», с дачи подачи заявления 21.03.11г. (л.д. 11); Копией заявления Лысенко Р. В. от 21.03.11г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подданного в адрес руководителя органа местного самоуправления МО «Динской район» (л.д. 12); Согласно копии паспорта, устанавливающего личность Лысенко Р. В., он ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: Динской район, ст. Васюринская, <адрес>, №, <адрес> (л.д. 13); В соответствии с копией свидетельства о перемене имени, Алиев ФИО2 переменил фамилию, имя, отчество на Лысенко Р. В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14); Копией уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.03.2011 г. подтверждается, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Лысенко Р. В. отсутствуют (л.д. 15); Из копии справки Динского районного отделения филиала по Краснодарскому краю ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Дфинскому району от 17.03.11г. выясняется, что Лысенко Р. В. не числится собственником строений в Динском районе Краснодарского края (л.д.16); Согласно копии постановления главы местного самоуправления Динского района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 назначена попечителем несовершеннолетнего Лысенко Р. В., мать которого умерла, а отец признан безвестно отсутствующим (л.д. 17); Согласно копии постановления главы местного самоуправления Динского района от 18.02.03г., установлено попечительство над несовершеннолетним ФИО11-ФИО4; попечителем назначена ФИО12 (л.д. 19); Согласно копии постановления главы местного самоуправления Динского района от 23.11.99г., учреждена опека над несовершеннолетним ФИО11-ФИО4.; опекуном назначена ФИО10; за ФИО11-ФИО4 закреплено право пользования и проживания в жилом помещении по адресу : ст. Васюринская, <адрес> (л.д. 20); Согласно копии постановления главы местного самоуправления Динского района от 02.07.03г., внесены изменении я в постановление главы местного самоуправления Диснкого района от ДД.ММ.ГГГГ, заменив фамилию, имя, отчество Алиев ФИО2 на фамилию, имя, отчество Лысенко Р. В. (л.д. 18); Из копии свидетельства о смерти ФИО7 следует, что она умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); В соответствии с копией решения Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Алиева ФИО3, признан безвестно отсутствующим (л.д. 22); В соответствии со справкой управления по вопросам семьи и детства администрации МО «Динской район» от 08.12.11г., за ФИО13 жилье не закреплялось (л.д. 32-36); Копией справки Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 07.12.2011 г. подтверждается, что Лысенко Р. В. жилое помещение по адресу: ст. Васюринская, <адрес> не принадлежит на праве собственности, не подлежит наследованию по закону или завещанию; Лысенко Р. В. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 39); Копией справки Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.12.2011 г. подтверждается, что за Лысенко Р. В. закреплено право пользования и проживания в жилом помещении по адресу: ст. Васюринская, <адрес> (л.д. 42-44); Копией уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.12.2011 г. подтверждается, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Лысенко Р. В. отсутствуют (л.д. 45). В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. На основании закона, ст. 4 Федерального закона от 21.12.96 г, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30.07.2009г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан по договорам социального найма осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Определение объема субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма путем приобретения (строительства) осуществляется на основании методики утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ (приложение № 4). Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год из расчета: - количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет; - норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю, установленного на начало финансового года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. - нормы общей площади жилого помещения (ст. 33 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлен размер социальной нормы общей площади жилья - 33 кв. м. - на одного гражданина). В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.03г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, судом установлено, что необходимые финансовые средства на указанные цели, муниципальному образованию Динской район, органами государственной власти Краснодарского края в 2011 году, не предоставлялись. В результате чего, муниципальное образование Динской район не имело возможности реализовать государственные полномочия по предоставлению жилья муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, включая Лысенко Р. В., который не имеет жилого помещения, в порядке и размерах соответствующих действующему законодательству. При таких обстоятельствах доводы прокурора Динского района нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Лысенко Р. В. к администрации муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Динской район» Краснодарского края предоставить Лысенко Р. В. жилое помещение по договору социального найма, в порядке очередности и по мере поступления в бюджет муниципального образования «Динской район» Краснодарского края денежных средств из соответствующего уровня бюджета, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Динской район» Краснодарского края. Обязать департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаментсемейной политикиКраснодарского края обеспечить финансирование муниципального образования «Динской район» Краснодарского края для приобретения соответствующего жилого помещения Лысенко Р. В.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись А. Р. Халимов