РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 год Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Халимова А. Р. при секретаре Ермаковой Л. И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Ященко Е. А. к администрации муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения; УСТАНОВИЛ: Прокурор Динского района обратился в суд в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Ященко Е. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении прокурор просил обязать: администрацию МО «Динской район» - предоставить Ященко Е. А. жилое помещение по договору социального найма, по мере поступления в бюджет МО «Динской район» денежных средств из соответствующего бюджета в порядке очередности, в соответствие с нормой предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на недвижимое имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края; департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - осуществить финансирование МО «Динской район» для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа с целью приобретения соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Ященко Е. А. В обоснование искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Ященко Е. А. осталась без попечения родителей, ввиду чего относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жильем. До настоящего времени Ященко Е. А. жилье не получила, что нарушает ее соответствующие права, закрепленные законодательством. При обращении в прокуратуру Динского района ФИО4 указала, что в настоящее время фактически не имеет жилого помещения, в которое она могла бы вселиться. В судебном заседании представитель прокурора Динского района - старший помощник прокурора Ильинов А. Б. поддержал заявленные прокурором требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что ФИО6 относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать ФИО7 решением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО8 указан со слов матери. Согласно ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. Жилье Ященко Е. А. по договору социального найма не предоставлялось. Ященко Е. А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, при этом разъяснила, что ее мать, ФИО7, в ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Отца она не знала. После лишения матери родительских прав ее направили учиться в школу- интернат в <данные изъяты>. Окончив школу, поступила в <данные изъяты>, жила в общежитии. В 2006 году окончила училище. Приехала жить к бабушке в пос. Новый ст. Старомышастовской. Дом этот барачного типа, без каких-либо удобств, отапливается дровами, туалет и вода во дворе. Кроме нее, ее дочери, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и бабушки, в квартире зарегистрированы и проживают ее тетя и дядя. Хозяин дома, директор завода, оформил его как складское помещение, которое намерен сносить. Нам дан срок один год, чтобы выселиться. Другого жилья у нее нет, оно ей не выделялось. Представитель ответчика - администрации МО «Динской район» в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, просила отказать прокурору в части требований, касающихся администрации МО «Динской район», при этом пояснила, что Ященко Е. А., относящаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, была поставлена администрацией МО «Динской район» на учет как нуждающаяся в жилом помещении 20.12.2010 года. В силу Законодательства, администрация МО «Динского района» выполняет все обязательства по обеспечению детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, в пределах средств, выделенных муниципальному образованию для этих целей. В 2011 году денежные средства на эти цели не выделялись. Представитель ответчика - департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, так же представил возражения, согласно которым считает департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края ненадлежащим ответчиком, т.к. департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», а также просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика - департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица - управления по вопросам семьи и детства администрации Динского района Диденко Л. Н. поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить, пояснив, что Ященко Е.А. состоит на учете в администрации МО «Динской район» как нуждающаяся в жилье с 20.12.2010 года. Своего жилья не имеет, оно за ней не закреплялось. В судебном заседании установлено, что Ященко Е. А.. является сиротой, осталась без попечения родителей в связи тем, что ее мать ФИО7 решением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО8 записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Ященко Е. А. признается гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку проживает в домовладении, собственником которого не является, жилого имущества в собственности у неё нет, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Динской район» ей не предоставлялось. Изучив исковое заявление, выслушав представителя прокурора Динского районам Ильинова А. Б., объяснения лиц, участвующих в деле, учитывая мнение представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: Копией заявления ФИО6 от 187.10.11г., согласно которого последняя просила прокурора Динского района обратиться в ее интересах в суд с исковым заявлением, с целью предоставления жилья. В заявлении пояснено, что ФИО10 обладает статусом сироты, т.к. ее мать ФИО7 решением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО8 записан в свидетельстве о рождении со слов матери; обучалась в школе-интернате в <адрес>; у матери зарегистрированного за ней жилья не было; ей жилье не выделялось (л.д. 10); Копией постановления администрации МО «Динской район» № 2758 от 20.12.10г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, подтверждается, что ребенок-сирота Ященко Е. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая по адресу: ст. Старомышастовская, <адрес>, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по единому общему списку по<адрес> льготного списка «Дети-сироты», с дачи подачи заявления 09.12.10г. (л.д. 11); Копией заявления Ященко Е. А от 09.12.10г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подданного в адрес руководителя органа местного самоуправления МО «Динской район» (л.д. 12); Согласно копии паспорта, устанавливающего личность Ященко Е. А., она ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка ст. <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, ст. Старомышастовская, <адрес> (л.д. 13); Из копии свидетельства о рождении ФИО2 следует, что родилась она ДД.ММ.ГГГГ в ст. <адрес>, ее родителями записаны: ФИО8 и ФИО2 (л.д. 14); Как устанавливается из копии свидетельства о заключении брака, ФИО11 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после чего ФИО14 была присвоена фамилия ФИО13 (л.д. 15); Копией уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 25.11.2010 г. подтверждается, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Ященко Е. А. отсутствуют (л.д. 16); Из копии справки ФГУП «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по Динскому районну от 26.12.10г. выясняется, что в филиале отсутствуют сведения о наличии какого - либо имущества на территории Динского района у Ященко Е. А. (л.д.17 ); В соответствии с копией решения Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 лишена родительских прав в отношении дочери Ященко Е. А. (л.д. 18); Согласно копии постановления главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя Ященко Е. А. определена в детское интернатное учреждение; за ней закреплено право пользования и проживания в жилом помещении по адресу: ст. Старомышастовская, <адрес> (л.д. 19); В соответствии со справкой управления по вопросам семьи и детства администрации МО «Динской район» от 08.12.11г., за Ященко Е. А. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ст. Старомышастовская, <адрес> (л.д. 36-40); Копией уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.12.2011 г. подтверждается, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Ященко Е. А. отсутствуют (л.д. 41). В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. На основании закона, ст. 4 Федерального закона от 21.12.96 г, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона вышеуказанным лицам, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30.07.2009г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан по договорам социального найма осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Определение объема субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма путем приобретения (строительства) осуществляется на основании методики утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. N 805-КЗ (приложение № 4). Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год из расчета: - количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет; - норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю, установленного на начало финансового года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. - нормы общей площади жилого помещения (ст. 33 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлен размер социальной нормы общей площади жилья - 33 кв. м. - на одного гражданина). В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.03г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, судом установлено, что необходимые финансовые средства на указанные цели, муниципальному образованию Динской район, органами государственной власти Краснодарского края в 2010 году, не предоставлялись. В результате чего, муниципальное образование Динской район не имело возможности реализовать государственные полномочия по предоставлению жилья муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, включая Ященко Е. А., которая не имеет жилого помещения, в порядке и размерах соответствующих действующему законодательству. При таких обстоятельствах доводы прокурора Динского района нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Динского района Краснодарского края в интересах Ященко Е. А. к администрации муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Динской район» Краснодарского края предоставить Ященко Е. А. жилое помещение по договору социального найма, в порядке очередности и по мере поступления в бюджет муниципального образования «Динской район» Краснодарского края денежных средств из соответствующего уровня бюджета, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Динской район» Краснодарского края. Обязать департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаментсемейной политикиКраснодарского края обеспечить финансирование муниципального образования «Динской район» Краснодарского края для приобретения соответствующего жилого помещения Ященко Е. А.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись А. Р. Халимов