РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 февраля 2012 год Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Костюк А.А. при секретаре Никифоровой Л.Н. с участием представителя заявителя Миленковой Л.А. представителя администрации МО Динской район Нинуа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Герко Н.Н. об оспаривании решения управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район УСТАНОВИЛ Герко Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче заключения об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства площадью 68080 кв.м. с кадастровым номером № на вид разрешенного использования «для дачного строительства» для прохождения публичных слушаний, и обязании Управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства МО Динской район выдать указанное заключение. В обоснование заявления указала, что 22 сентября 2011 года она направила в Управление строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства на имя Главного архитектора Динского района заявление с просьбой предоставить ей заключение по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства растениеводческого направления площадью 68080 кв.м. с кадастровым номером № на вид разрешенного использования «для дачного строительства». 15 ноября 2011 года Герко Н.И. пришел ответ исх. № 08-05/2452, которым ей было отказано в изменении вида разрешенного использования по двум причинам: 1. В соответствии со схемой территориального планирования, рассматриваемый участок не предусмотрен для дачного строительства. 2. Участок расположен в охранной зоне автомобильной дороги Динская-Васюринская, в связи с чем, строительство в зоне недопустимо. Заявительница считает, что оба основания для отказа надуманы и не основаны на нормах действующего законодательства по следующим основаниям: Земельный Кодекс РФ устанавливает для земель сельскохозяйственного назначения следующие виды разрешенного использования для дачного строительства. Министерство экономического развития РФ в своем письме от 8 июня 2010 года N Д23-2068 дало разъяснения по вопросу порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения. В письме поясняется: "По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований. Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются (в том числе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Данный порядок в полной мере распространяется и на изменение вида разрешенного использования земельных участков, в результате которого таким участкам устанавливается вид разрешенного использования «для дачного строительства». Аналогичная позиция изложена так же в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации № Д23-1219 от 08.04.2010 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Таким образом, ссылка на схему территориального планирования не может являться основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования, не соответствует ЗК РФ, ГрК РФ, а так же разъяснительным письмам Министерства Экономического развития РФ. Следовательно, в настоящее время собственник земельного участка независимо от того, является он гражданином или юридическим лицом, вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства» на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Ссылка заинтересованного лица на то, что СНиП 30-02-97 запрещает строительство в охранной зоне автомобильной дороги так же не может являться достаточным основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования, поскольку охранная зона, в которой запрещено строительство составляет всего лишь 50 м от автодороги (пункт 4.4 СНиП 30-02-97). Таким образом, препятствий к строительству с учетом 50-ти метрового отступа от автодороги не существует. В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме. Представитель администрации МО Динской район возражал против удовлетворения заявления. Представитель управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие. Изучив заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.10.2009 г. Герко Н.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, земли сельскохозяйственного назначения - для ведения фермерского хозяйства растениеводческого направления, расположенный в границах ЗАО «40 лет октября». 22 сентября 2011 года она направила в Управление строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства на имя Главного архитектора Динского района заявление с просьбой предоставить ей заключение по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка тровым номером № на вид разрешенного использования «для дачного строительства». 15 ноября 2011 года Герко Н.И. пришел ответ, которым ей было отказано в изменении вида разрешенного использования по двум причинам: - в соответствии со схемой территориального планирования, рассматриваемый участок не предусмотрен для дачного строительства. - участок расположен в охранной зоне автомобильной дороги Динская-Васюринская, в связи с чем, строительство в зоне недопустимо. Согласно Приложению к перечню земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Динского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством Лист 8 Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 16 ноября 2005 г. N 1043-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Динского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» земельный участок принадлежащей Герко Н.Н. входит в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Динского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно указанному принципу землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей и включающие в свой состав: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса). Гражданам и их объединениям, заинтересованным в получении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, такие земельные участки могут предоставляться, в частности, для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства согласно Земельному кодексу РФ, Федеральному закону о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (ст. 81 Земельного кодекса). В том числе путем изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка, допускаемого ст. 78 Земельного кодекса РФ. Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. Что, в свою очередь, прямо указывает на то, что земельные участки садоводческим, огородническим и некоммерческим объединениям граждан могут предоставляться только при условии разработанных и утвержденных в установленном порядке схем зонирования территорий. Пунктом 6 ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в границы которой могут входить также и земли сельскохозяйственного назначения. Согласно схемы территориального планирования МО Динской район земельный участок Герко Н.Н. находится в зоне, где строительство запрещено, особо ценные земли. Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида «для ведения сельскохозяйственного хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства (ведения дачного хозяйства)» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона № 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков. Таким образом, дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для дачного строительства (ведения дачного хозяйства)» невозможно. Доводы представителя заявителя о том, что основанием для отказа в выдаче заключения об изменении вида разрешенного использования были иные основания, нежели те, которые изложены в возражениях представителя администрации МО Динской район, а именно, что земельный участок заявительницы отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, не является основанием для удовлетворения заявления. В силу положений ГПК РФ орган местного самоуправления, чьи действия оспариваются, в данном случае администрация МО Динской район и Управление строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район не лишены права представлять и ссылаться на любые доказательства, подтверждающие законность принятых ими решений. При таких обстоятельствах суд полагает заявление не обоснованным. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Герко Н.Н. об оспаривании решения управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики, архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца. Председательствующий: