решение по заявлению Подольской В.И. о признании незаконными действий должностного лица



К делу № 2-576-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года                                                                    ст. Динская Динского района

                               Краснодарского края

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего:                                                                              Николаевой Т.П.,

при секретаре                                                                                             Семеновой Д.Н.,

с участием:

представителя заявителя по нотариальной доверенности                          Кравченко В.Д.,

представителя заинтересованного лица по доверенности                                Нинуа А.А.,       

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подольской В.И. о признании незаконными действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Подольская В.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным письма первого заместителя главы администрации муниципального образования Динской район Духнова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ей в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила с ОАО «Российским Сельскохозяйственным банком» кредитный договор на сумму <данные изъяты>. Средства, полученные по договору, обязалась использовать на приобретение грузоперевозящего автомобиля полной массой не более 3,5 тонн. На полученные средства она приобрела грузовой фургон марки <данные изъяты>, полной массой <данные изъяты> кг. После чего, ДД.ММ.ГГГГ Подольская В.И. обратилась в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы администрации муниципального образования Динской район Духнов С.Н. отказал ей в предоставлении субсидии. Отказ мотивирован тем, что согласно приказу Минсельхоза России от 13.04.2010г. № 123 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90» возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2009г. субсидируются «Машины сельскохозяйственные» только российского производства.

Подольская В.И. считает, что письмо является незаконным, нарушает ее права и законные интересы по следующим основаниям. Заместитель главы администрации МО Динской район сослался на приказ от 13.04.2010г., согласно которого возмещаются части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным после 01.01.2009г. на приобретение «Машин сельскохозяйственных» только российского производства, в то время как кредитный договор заключен 17.03.2009г.

На момент заключения договора действовал п. «в» ч. 2 «Правил распределения и предоставления в 2009-2011г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утв. Постановление Правительства РФ от 04.02.2009г. № 90 «О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которые вступили в силу 03.02.2009г. Согласно названного нормативного акта по кредитам (займам), полученным: гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», после 01.01.2005г. на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем году, не превышает 700000 рублей.

По мнению истицы, в момент заключения кредитного договора редакция приказа Минсельхоза РФ от 03.03.2009г. № 82 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г.» также не действовала, а начала действовать с момента регистрации в Минюсте РФ с 09.04.2009г. № 13734. При таких обстоятельствах, на момент заключения кредитного договора 17.03.2009г. действовал Приказ Минсельхоза РФ от 01.02.2008г. № 25 «О реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007г. № 999», в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 01.07.2008г. № 299. Этот нормативный акт утверждал перечень сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, которым предусматривалось субсидирование грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, как российского, так и иностранного производства.

Приказ № 25 от 01.02.2008г. утратил силу, в связи с изданием приказа Минсельхоза РФ № 124 от 07.04.2009г. то есть после возникновения правоотношений, а именно после заключения кредитного договора, согласно которому заявитель рассчитывала получить субсидии из федерального бюджета на погашение процентов за пользование кредитом.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил суду, что в силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Его доверитель, Подольская В.И. ДД.ММ.ГГГГ заключила кредитный договор, который имел целевое назначение на приобретение грузоперевозящего автомобиля полной массой не более 3,5 тонн. Получив деньги, она купила грузовой фургон марки <данные изъяты>, полной массой <данные изъяты> кг. На тот момент акты, регламентирующие предоставление субсидий на приобретение автомобилей только российского производства, не действовали. Подольская В.И. не знала и не могла знать, что не получит субсидии, приобретя автомобиль производства Германии. Работники банка никаких претензий по использованию предоставленного кредита не предъявляли. Подольская рассчитывала на помощь государства в погашении процентов. Его доверитель самостоятельно исполняла обязательства по кредиту, но после того, как у Подольской В.И. погиб урожай, материальное положение ухудшилось, и возникла задолженность. Рассчитывая на помощь государства, Подольская В.И. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении субсидии, но ей было отказано. Просит признать письмо первого заместителя главы администрации муниципального образования Динской район Духнова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении Подольской В.И. субсидии по основаниям приобретения автомобиля не российского производства, незаконным.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных Подольской В.И. требований. Полагал доводы заявителя и её представителя ошибочными, так как приказ Минсельхоза РФ от 01.02.2008г. № 25 принят в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 999 «О предоставлении в 2008-2010г.г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005-2009 годах на срок до 8 лет». На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.02.2009г. №90 признано утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. №999, в связи с чем, приказ Минсельхоза РФ от 01.02.2008г. №25 прекратил своё действие. Постановление Правительства РФ от 04.02.2009г. № 90 было опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 23.02.2009г. № 8 ст. 967 и согласно Указу Президента РФ от 25.05.1996г. № 763 вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90 издан Приказ Минсельхоза РФ от 03.03.2009г. № 82 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90» утвердивший перечень направлений использования инвестиционных кредитов (займов), полученных на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники. В соответствии со ст.4 ГК РФ, действие законодательства распространяется на отношения, до введения его в действия, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно Приказу Минсельхоза РФ от 03.03.2009г. № 82 возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитным договорам (договорам займа), заключённым после 01.01.2009г. на приобретение транспортных средств российского производства. В связи с чем, порядок предоставления субсидий в марте-апреле 2009г. чётко был регламентирован действующим законодательством. По его мнению, заявителем и её представителем не доказан факт покупки транспортного средства 26.03.2009г. на денежные средства полученные по кредитному договору от 17.03.2009г., а также, что Подольская В.И. подпадает под категорию граждан ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве».

Заявитель Подольская В.И. и заинтересованное лицо Духнов С.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело с согласия представителей рассмотрено в их отсутствие.

Суд, изучив заявление, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в лице управляющего дополнительного офиса Краснодарского РФ ОАО «Россельхозбанк» в г. Кореновске № 3349/3/03, обязался предоставить Подольской В.И. и Подольскому Н.И. денежные средства в размере <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>% годовых на приобретение грузоперевозящего автомобиля полной массой не более 3,5 тонн <данные изъяты> Свои обязательства банк исполнил, перечислив заявителю денежные средства и ДД.ММ.ГГГГ Подольская В.И. купила грузовой фургон <данные изъяты>, разрешённой максимальной массой <данные изъяты> кг. <данные изъяты> года выпуска с мощностью двигателя <данные изъяты> что подтверждается отметкой в паспорте транспортного средства серии <адрес> (<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Подольская В.И. обратилась в администрацию муниципального образования Динского района с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы администрации муниципального образования Динской район Духнов С.Н. отказал ей в предоставлении субсидии, поскольку под категорию получателей субсидии в 2011г. заявитель не попадала, в связи с приобретением транспортного средства иностранного производства.

Согласно п.в ч.2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»).

субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2005 г. на срок до 5 лет на приобретение грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей;

Приказом Минсельхоза РФ от 13.04.2010 N 123 (ред. от 18.01.2011) «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90» утвержден перечень направлений использования кредитов (займов), полученных на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники, а именно гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (ЛПХ) при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2005 г. на срок до 5 лет на приобретение изделий автомобильной промышленности - в том числе фургонов, полной массой не более 3,5 тонн.

Возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 г. на приобретение изделий автомобильной промышленности российского производства.

Утратившие в настоящее время силу Приказы Минсельхоза России от 3 марта 2009 г. N 82 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90», зарегистрированный Минюстом России 9 апреля 2009г., регистрационный N 13734 и от 4 июня 2009 г. N 216 «О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 03.03.2009 N 82», зарегистрированный Минюстом России 10 июля 2009 г., регистрационный N 14300, также указывали на возмещение затрат по кредитным договорам, заключенным после 01.01.2009г., на приобретение машин только российского производства.

Приказом Минсельхоза РФ от 01.02.2008г. № 25 «О реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007г. № 999», в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 01.07.2008г. № 299, действовавшим на момент заключения Подольской В.И. кредитного договора, утвержден перечень сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, к которому отнесены «изделия автомобильной промышленности» - обозначенные кодами общероссийского классификатора, в том числе фургоны полной массой не более 3,5 тонн,

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 ГК РФ, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Однако эти правила соблюдаются не всегда, и в составе законодательства Российской Федерации имеются акты и нормы, фактически утратившие силу вследствие принятия нового законодательства, но официально не отмененные.

Так, в марте 2009г. приказ от 01.02.2008г. № 25, на который ссылается представитель Подольской В.И., фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90, поскольку действовал в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007г. № 999 «О предоставлении в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005 - 2009 годах на срок до 8 лет».

Постановление правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90 четко указывает на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2009г. для приобретения транспортных средств только российского производства.

Расчет субсидии производится на основании ссудной задолженности на момент обращения. Подольская В.И. обратилась в администрацию МО Динской район с заявлением в 2011г. Уполномоченное должностное лицо, при рассмотрении вопроса о возможности предоставлении субсидии в 2011г., руководствовалось Постановлением главы администрации Муниципального образования Динской район № 830 от 25.04.2011г. которым утвержден порядок предоставления субсидий, основанный на Постановлении правительства РФ от 04.02.2009г. № 90, приказе Минсельхоза РФ № 82 от 03.03.2009г., упомянутых выше, постановлении губернатора Краснодарского края № 242 от 07.04.2010г.

Ссылку представителя заявителя на то, что его доверитель заключала целевой кредитный договор, рассчитывая получить субсидии на погашение процентов по нему, суд находит несостоятельной, поскольку, ни в 2009г., ни в 2010г. Подольская В.И. с заявлением о предоставлении субсидий не обращалась, а целевое назначение кредитного договора предполагает пониженную процентную ставку по нему, а не обязательное субсидирование.

Суд не обсуждает доводы представителя должностного лица о том, что кредит использован не по назначению, и отсутствуют доказательства того, что Подольская В.И. подпадает под категорию граждан ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», поскольку заявителю отказано в предоставлении субсидии по иным основаниям.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Подольской В.И. отказано в предоставлении субсидии на возмещение части затрат по кредитному договору по основанию приобретения автомобиля не российского производства, по законным основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198, 249, 254, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Подольской В.И. о признании незаконными действий должностного лица - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение 30 дней.

Председательствующий:                                                  Т.П. Николаева