решение от 14 июня 2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ год <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего                      Костюк А.А.

при секретаре                                        ФИО5

с участием представителя истцов      ФИО6

представителей ответчика главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>                  

ФИО7, ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Д.А., в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Коваленко Д.Д., и Коваленко Д.А. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании незаконными отказов в приватизации и признании права собственности на занимаемое жилое помещение

УСТАНОВИЛ

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконными отказы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Главного управления Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации квартиры и признании за Коваленко Д.А., Коваленко Д.А. и Коваленко Д.А. права общей долевой собственности на трехкомнатную <адрес> общей площадью 65,01 кв.м., в <адрес> в ст. <адрес> в равных долях по 1/3 доли каждому.

В обоснование требований указали, что по окончанию ДД.ММ.ГГГГ Ульяновского филиала Военной академии тыла и транспорта Министерства обороны РФ Коваленко Д.А. проходил службу в различных должностях с 2000 года по ДД.ММ.ГГГГ в Южном региональном центре по делам ГО, ЧС и ЛПСБ; с ДД.ММ.ГГГГ по 2011г. В ГУ МЧС РФ по <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ в звании подполковника вн. службы в должности заместителя начальника отдела эксплуатации и ремонта техники управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по <адрес> был уволен в отставку по состоянию здоровья с выслугой в календарном исчислении 15 лет 11 месяцев 29 дней.

В состав семьи входят жена - Коваленко Д.А., работающая врачом в <адрес> УРБ, и несовершеннолетний сын- Коваленко Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди по улучшению жилищных, условий.

До ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии, ДД.ММ.ГГГГ ему на семью предоставлено временное жилье в специализированном жилом фонде - служебной жилой <адрес> в ст. <адрес> на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, хотя как военнослужащий, прослуживший более пяти лет, в силу п. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» должен был получить не служебное жилье, а жилье на общих основаниях.

Иного жилья у него нет и никогда не было, в приватизации жилья он и члены его семьи не участвовали.

В начале 2012г. он обратился с заявлениями в ГУ МЧС РФ по <адрес> и территориальное управление Росимущества в <адрес> об обеспечении жильем посредством передачи его семье в собственность занимаемой квартиры в порядке ее приватизации, но получил отказ со ссылкой на ст. 11 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ и статью 2.1.30 Указа президента РФ от 24.12.1993г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», согласно которым к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся специализированные подразделения. В том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Считает отказ незаконным, т.к. он просит передать в собственность его семье в порядке приватизации трехкомнатную квартиру - жилье, расположенное не в специализированном военном городке, а в отдельно стоящем многоквартирном жилом доме в пределах населенного пункта - ст. <адрес> в отдалении каких-либо объектов ЧС, ЛПСБ. Считает, что спорная квартира до предоставления ему, не была зарегистрирована, как служебная в ЕГРП, ее нельзя считать таковой в спорных жилищных правоотношениях. Также указывает, что договор найма спорной квартиры заключенный им и администрацией ГУ МЧС РФ по <адрес> не соответствует типовому, и его нельзя считать договором найма служебного жилья.

Данные обстоятельства послужили причиной для обращения в суд.

В судебном заседании истцы и их представитель поддержали исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика - Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что истец в настоящее время стоит в очереди на получение бесплатно жилого помещения.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В исковых требованиях просил отказать.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что Коваленко Д.А. является основным квартиросъемщиком <адрес> в ст. <адрес> общей площадью 65,01 кв.м., в которой проживает с 2008 года.

В данной квартире зарегистрированы и проживают его супруга -Коваленко М.И. и его сын- Коваленко Д.Д.

В занимаемое жилое помещение они вселились в соответствии с решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Коваленко Д.А. в трудовых отношениях с ответчиком не состоит, уволен по болезни.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с указанным законом истцы обратились в Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в оперативном управлении которого находится жилое помещение, и к собственнику - в Территориальное Управление Федерального - агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, с заявлениями о передаче им бесплатно в частную собственность занимаемое жилое помещение - <адрес> ст. <адрес>.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отказали в приватизации квартиры со ссылкой на то, что данная квартира является служебной, а также сославшись на ст. 11 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ и статью 2.1.30 Указа президента РФ от 24.12.1993г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», согласно которым к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся специализированные подразделения. В том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные - жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с ч. 2 ст.92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключаются из указанного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется так же в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. ( п. 14 Постановления правительства №42 от 26.01.2006 года).

Порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п.2.ст. 92 ЖК РФ). Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42.

В соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п. 14 Правил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра.

Из представленного свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по <адрес> ст. <адрес>, зарегистрирована за главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> на праве оперативного управления, её предназначение указано как жилое.

Таким образом, учитывая, что спорная квартира до предоставления истцу, не была зарегистрирована, как служебная в ЕГРП, ее нельзя считать таковой в спорных жилищных правоотношениях.

Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868, МЧС в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, ведет учет жилищного фонда в системе МЧС России, и ведет учет в системе МЧС России военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Документов, свидетельствующих о принадлежности спорной квартиры конкретно к специализированному жилищному фонду: служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не имеется.

Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, что спорная квартира относится к государственной собственности, что видно из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, и не является собственностью МЧС, а находится только лишь в его оперативном управлении. Следовательно, отказ ответчиков в приватизации спорной квартиры со ссылкой на ст. 11 федерального закона «О пожарной безопасности» не обоснован.

Ссылку ответчиков в обоснование своих возражений против иска на ст. 2.1.30 Указа Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», согласно которой запрещена приватизация объектов и предприятий, специализированных подразделений, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, суд также признает необоснованной и не являющейся основанием для отказа в иске, поскольку спорное жилое помещение не относится к вышеуказанным объектам и предприятиям, так как расположено не в специализированном военном городке или части, а в отдельно стоящем многоквартирном жилом доме в пределах населенного пункта ст. <адрес>.

Кроме того, ограничения в приватизации жилых помещений, указанных в ст. 4 федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года №1541-1, на данное жилое помещение также не распространяются.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного, в том числе федерального, и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Отказ в передаче квартиры в указанном жилом доме в порядке бесплатной приватизации, существенно ущемляет права истцов, поскольку занимаемое ими жилое помещение ни каким образом не отличаются от помещений, находящихся в собственности других граждан, проживающих в данном доме.

Коваленко Д.А. и члены его семьи ранее в приватизации не участвовали, что подтверждается сведениями из УФРС по <адрес>.

Таким образом, совокупность указанных обстоятельств и правовых оснований позволяет сделать вывод о том, что спорное жилое помещение не приобрело статус служебного и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что Коваленко Д.А. и его члены семьи включены в очередь на получение бесплатно в собственность жилого помещения, что следует из объяснений представителей главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, и ответчик в любом случае обязан предоставить жилое помещение в собственность истцам.

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Коваленко Д.А., в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Коваленко Д.А., и Коваленко Д.А. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании незаконными отказов в приватизации и признании права собственности на занимаемое жилое помещение - удовлетворить.

Признать незаконными отказы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации <адрес> в ст. <адрес>.

Признать за Коваленко Д.А., Коваленко Д.А., Коваленко Д.А. право общей долевой собственности на <адрес>, состоящую из трех комнат, общей площадью 65,01 кв.м., в <адрес> в ст. <адрес>, в равных долях по 1/3 доли каждому.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд в течение месяца

Председательствующий: