Решение по иску Гончарова Н.Н. к УПФ РФ в Динском районе о признании незаконным в части решения об отказе в назначении трудовой пенсии



К делу № 2-1290/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2012 года                                                     станица Динская Динского района

Краснодарского края

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего:                                                                       Николаевой Т.П.,

при секретаре                                                                                      Семеновой Д.Н.,

с участием:

истца                                                                                                          Гончарова Н.Н.,

представителя истца по доверенности                                                  Едигарова А.Ю.,

представителя ответчика по доверенности                                       Бердниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гончарова Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Гончаров Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В обосновании требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ УПФР в Динском районе за назначением трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ в Динском районе Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано. Основанием к отказу в назначении пенсии послужило недостаточность необходимого специального стажа работы, дающего право на данную пенсию, поскольку ответчиком были исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания. Гончаров Н.Н. также указывает, что ответчиком не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выводов, обосновывающих отказ во включении названного периода в специальный стаж, в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ в Динском районе Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

Просит суд: признать решение ответчика об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), незаконным в части; обязать ответчика включить в педагогический трудовой стаж период его службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить (выплачивать) ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объёме. Пояснил суду, что не оспаривает те периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, которые решением комиссии исключены из подсчета стажа, дающего право на льготную пенсию. Даже без этих периодов стаж его педагогической деятельности дает право для назначения досрочной пенсии. Полагает отказ УПФР незаконным, поскольку в стаж не включен период службы в рядах Советской Армии. В п.5 Порядка зачета в педагогический стаж времени службы в вооруженных силах СССР прямо указано на зачисление времени службы учителям начальной военной подготовки. Просил признать незаконным отказ в назначении льготной пенсии, обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения - ДД.ММ.ГГГГ От взыскания судебных расходов отказался.

Представитель истца, Едигаров А.Ю., поддержал позицию своего доверителя. Пояснил суду, что документом, непосредственно регулирующим порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу работникам просвещения, являлось постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397. Порядок зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооружённых силах СССР, а также время работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утверждённый приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94, на который в подтверждение своих доводов ссылается представитель ответчика, является лишь приложением к инструкции о порядке исчисления заработной платы. По аналогичным делам сложилась однозначная судебная практика. Верховный Суд РФ, рассматривая дела в порядке надзора, неоднократно указывал, что нормативно правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения службы в Советской Армии, являются вышеназванное постановление Совмина СССР и Закон СССР «О государственных пенсиях». Просил иск Гончарова Н.Н. удовлетворить, признать незаконным решение в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения - ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                                                                                                                                                      

Представитель ГУ УПФ РФ в Динском районе исковые требования не признала. По её мнению, комиссия приняла правильное решение. На дату обращения - ДД.ММ.ГГГГ стаж Гончарова Н.Н., дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, составил <данные изъяты> при требуемом - 25 лет. Специальный (педагогический) стаж работы был исчислен в соответствии с действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При установлении пенсии до 01.01.2002г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусмотрены статьями 80 и 83 настоящего Закона.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» служба в составе Вооружённых Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Работа Гончарова Н.Н. как до периода службы в армии, так и после неё не имела отношения к педагогической деятельности. Таким образом, истец не имеет право на включение периода службы в армии в педагогический стаж. Просит в удовлетворении исковых требований Гончарова Н.Н. просит отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гончаров Н.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, установленному подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Динском районе Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> истцу отказано в назначении указанной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа работы. На момент обращения страховой стаж Гончарова Н.Н. составил <данные изъяты>, специальный - <данные изъяты>.

Статьёй 18 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определён порядок назначения, перерасчёта размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий.

Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что назначение, перерасчёт размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

При этом пунктом 2 статьи 18 установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, её назначения и перерасчёта размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда РФ № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002г. утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 11 которого, при приёме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и составление изложенных в нём сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдаёт расписку-уведомление, в которой указывается дата приёма заявления, перечень недостающих документов и сроки из представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчёта размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

При это пунктом 12 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: даёт оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данными индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствия сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в её установлении на основании совокупности представленных документов.

В заявлении Гончарова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в перечне приложенных документов, значится копия военного билета <данные изъяты> Согласно содержащихся в нем сведений, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> проходил службу в рядах Советской Армии.

Выводов об отказе во включении периода прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (или иного периода) в специальный стаж в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Динском районе Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ не содержится, в тоже время фактически этот период не включён в специальный стаж для назначения пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ Гончаров Н.Н. вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Динском районе Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого педагогического стажа. Период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключен из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ввиду того, что этому периоду непосредственно не предшествовала и за ним непосредственно не следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Гончаровым Н.Н. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Гончаровым Н.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Доводы ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку ему непосредственно не предшествовала и за ним не следовала педагогическая деятельность, несостоятельны, поскольку Порядок зачета времени работы и иных периодов в педагогический стаж от 16.05.1985 г. N 94, на который ссылается представитель УПФР в Динском районе, является приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.

В совокупности, исчисленный на момент обращения Гончарова Н.Н. в УПФР в Динском районе специальный стаж с периодом прохождения службы в рядах Советской Армии превышает 25 лет, что дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гончарова Н.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения в части отказа в назначении трудовой пенсии - удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Динском районе от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Гончарову Н.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия у него требуемого педагогического стажа, признать незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ в Динском районе включить в специальный стаж время службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Гончарову Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца.

Председательствующий           Т.П. Николаева