Решение по заявлению прокурора Динского района о признании незаконным бездействий Администрации Нововеличковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования



К делу № 2-1341/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2012 года                                                      станица Динская Динского района

Краснодарского края

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                                                        Николаевой Т.П.,

при секретаре                                                                                           Семеновой Д.Н.,

с участием:

старшего помощника прокурора

Динского района Краснодарского края                                                   Ильинова А.В.,

представителя заинтересованного лица

Администрации Нововеличковского сельского поселения                       Пасько Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Динского района о признании незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Динского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования.

В обосновании заявления указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Динского района, установлено, что безопасность дорожного движения в указанном поселении обеспечивается не на должном уровне.

Согласно комиссионному акту проверки маршрута школьного автобуса ст. Нововеличковской ДОУ СОШ № 30 от 26.03.2012г., составленному с участием должностных лиц ОГИБДД ОМВД по Динскому району, дороги, расположенные на территории Нововеличковского сельского поселения, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221 и требованиям ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организация дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих», утверждённых приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. № 120-ст, а именно: по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская отсутствует горизонтальная разметка; по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская по четной и нечётной стороне отсутствует тротуар. Установить тротуар по нечётной стороне по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская технически не представляется возможным.

Отсутствие горизонтальной разметки на указанном участке дороги, отсутствие тротуара создаёт угрозу совершения ДТП с участием школьного автобуса, школьников, которые подходят к остановке школьного автобуса по проезжей части дороги, что в свою очередь может повлечь угрозу жизни и здоровья детей.

Не выполнение администрацией Нововеличковского сельского поселения обязанностей по обеспечению должного уровня содержания муниципальных автодорог общего пользования нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, являющихся пассажирами школьного автобуса ДОУ СОШ № 30 ст. Нововеличковской, маршрут которого непосредственно проходит по указанной дороге.

Просит суд: признать незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений, связанных с безопасностью дорожного движения на территории поселения. Обязать администрацию Нововеличковского сельского поселения устранить допущенные нарушения: выполнить по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская, горизонтальную разметку в соответствие с п.4.2.2 ГОСТа Р 50597-93; восстановить по чётной стороне <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская тротуар в соответствие с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007, п. 4.39 СНиПа 2.05.02-85.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования, сославшись на изложенные в заявлении основания. Пояснил суду, что в указанном в качестве оснований, акте выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об отсутствии на маршруте школьного автобуса тротуаров по четной и нечётной стороне <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская. Инспектором допущена техническая ошибка, на самом деле речь идет об <адрес>, находящейся на маршруте школьного автобуса. Для уточнения данного обстоятельства представлен акт выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтверждается отсутствие разметки и тротуаров по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская. Просит суд: признать незаконными бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения и обязать устранить допущенные нарушения следующим путем: выполнить по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская, горизонтальную разметку в соответствие с п.4.2.2 ГОСТа Р 50597-93; восстановить по чётной стороне <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская тротуар в соответствие с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007, п. 4.39 СНиПа 2.05.02-85.

Представитель заинтересованного лица администрации Нововеличковского сельского поселения полагал заявленные требования прокурора Динского районе подлежащими удовлетворению в части - по факту отсутствия горизонтальной разметки на <адрес> ст. Нововеличковской.

Пояснил суду, что проверку по маршруту движения школьного автобуса ст. Нововеличковской БОУ СОШ № 30 от ДД.ММ.ГГГГ, проводила комиссия при участии должностных лиц ОГИБДД ОМВД по Динскому району, без представителя администрации Нововеличковского сельского поселения. Комиссией установлено, что дороги, расположенные на территории Нововеличковского сельского поселения, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 и Р 52289-04. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Из диспозиции ст. 12.34 КоАП РФ и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следует, что выявить указанное правонарушение возможно только путём проведения визуального осмотра. По его мнению, должностным лицом должен быть проведён осмотр, в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ.

В ходе проведения надзора эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ст. Нововеличковская протокол осмотра не составлялся. Акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно их содержанию, были составлены без участия представителя юридического лица, что, по его мнению, является нарушением ст. 27.8 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя две недели после составления акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что доказательства совершения вышеуказанного правонарушения получены должностным лицом с нарушением требований действующего законодательства. В настоящее время администрацией Нововеличковского сельского поселения подано заявление о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд Краснодарского края. Разбирательство по делу назначено на ДД.ММ.ГГГГ

Также считает невозможным установить дату утверждения схемы маршрута движения школьного автобуса в ст. Нововеличковской БОУ СОШ № 30, так как на представленной копии стоит подпись прежнего главы администрации Нововеличковского сельского поселения Борток С.В., который работал до 01.10.2008г.

Пояснил суду, что на участке дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская по чётной стороне улицы на большем протяжении указанного отрезка существует тротуар. Ширина автомобильной дороги, проходящей по <адрес> составляет 5,85 м., что в соответствии с п. 5 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» данная дорога относится к IV классу автомобильной дороги. Строительство тротуаров вдоль автомобильных дорог IV класса не предусмотрено.

Просит суд принять решение по делу с учетом доводов заинтересованного лица и руководствуясь нормами действующего законодательства.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы гражданского дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацев 1 и 8 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ст. 12 названного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как установлено в судебном заседании в содержании дорог и дорожных сооружений ст. Нововеличковской Динского района имеются недостатки. Так, согласно актам от <адрес>. и от <адрес> с учетом рапорта старшего государственного инспектора отделения ДИ и ОД ОГИБДД отдела МВД России по Динскому району Катасонова А.В., выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений на ул. Бежко от ул. Красная до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская. Зафиксировано отсутствие горизонтальной дорожной разметки и тротуаров с обеих сторон при двусторонней застройке.

Таким образом, указанный участок дороги не соответствует требованиям п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221, требованиям п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённых приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. 270-ст и п. 4.39 СНиП 2.05.02-85.

Данный участок дороги находится на маршруте школьного автобуса БОУ СОШ № 30 МО Динской район ст. Нововеличковской, что подтверждается: маршрутом движения автотранспорта на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> и схемой маршрута ЗАО «Виктория 92».

Согласно акту приёма-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему, автомобильная дорога Нововеличковская - Воронцовская (по <адрес> до объездной дороги) передана в муниципальную собственность Нововеличковского сельского поселения на безвозмездной основе.

Вина администрации Нововеличковского сельского поселения Динского района в совершении административного правонарушения в ненадлежащем содержании дороги по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининской - ст. Новотитаровской, также подтверждается протоколом об административном правонарушении юридического лица серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя заинтересованного лица по факту незаконного привлечения юридического лица к административной ответственности, суд полагает не состоятельными, поскольку устранение выявленных на <адрес> нарушений, связанных с безопасностью дорожного движения относятся к обязанности администрации Нововеличковского сельского поселения, как собственнику муниципального имущества, несущему бремя по его содержанию в установленном законом порядке.

Обжалование администрацией Нововеличковского сельского поселения постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд Краснодарского края не препятствует рассмотрению настоящего гражданского дела.

Доказательств, подтверждающих, что спорный участок дороги относится к IV категории автомобильных дорог, для которых обустройство тротуаров не обязательно, суду не представлено.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Как было установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, администрацией Нововеличковского сельского поселения не обеспечен должный уровень содержания муниципальных автодорог общего пользования, что привело к нарушению прав неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, являющихся пассажирами школьного автобуса ст. Динской ДОУ СОШ № 30 ст. Нововеличковской.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198, 254 и 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Динского района о признании незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений, связанных с безопасностью дорожного движения на территории Новоеличковского сельского поселения.

Обязать администрацию Нововеличковского сельского поселения устранить допущенные нарушения:

выполнить по <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская, горизонтальную разметку в соответствие с п.4.2.2 ГОСТа Р 50597-93;

восстановить по чётной стороне <адрес> от <адрес> до автодороги ст. Калининская - ст. Новотитаровская тротуар в соответствие с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007, п. 4.39 СНиПа 2.05.02-85.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 30 дней.

Председательствующий: