к делу № 2-1584/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2012 года ст. Динская Краснодарского края Динской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующей Вишневецкой М.В. при секретаре Боровских Н.В. с участием помощника прокурора Динского района Арутюновой С.А. представителя администрации Динского сельского поселения Незнановой Ю.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Динского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Динского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Динского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Динского района по заданию прокуратуры Краснодарского края в 2011 году проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан. По результатам проверки выявлены нарушения в деятельности должностных лиц администрации Динского сельского поселения. Согласно справке от 21.01.2011 года № 32-4/112 Территориального отдела Роспотребнадзора по краю в Кореновском и Динском районах, на территории ст. Динской расположено 3 кладбища, в том числе 2 закрытых, 1 действующее кладбище на юго-восточной окраине ст. Динской. Кладбища на юго-восточной окраине ст. Динской и в пос. Украинском не ограждены, мусороуборочные контейнеры не установлены, специализированных площадок для установки контейнеров нет, на территории кладбища в пос. Украинском установлена колонка, которая не работает в течение ряда лет (фактически водоснабжение отсутствует), общественного туалета нет, что является нарушениями п. 3.1, п. 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а также СанПиН 2.1.1279-03.2.1. «Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35. С целью устранения выявленных нарушений главе администрации Динского сельского поселения 02.02.2011 года прокуратурой Динского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Согласно ответу администрации Динского сельского поселения от 02.03.2011 года № 02-17/860, работы по устройству ограждения и размещению контейнерных площадок на территории кладбища на юго-восточной окраине ст. Динской, а также строительство туалета, подключение к водопроводной сети водозаборной колонки и установка контейнерной площадки на территории кладбища в пос. Украинском будут выполнены в 3 квартале 2011 года. Вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. В соответствии с информацией администрации поселения от 18.07.2012 года, работы по монтажу контейнерных площадок на территории общественного кладбища в ст. Динской, а также строительству общественного туалета, подключению водозаборной колонки к водопроводной сети и установке контейнерных площадок на территории общественного кладбища п. Украинский не выполнены в связи с тем, что не предусмотрены бюджетом Динского сельского поселения на 2012 год.Указанное свидетельствует о неисполнении администрацией Динского сельского поселения требований федерального законодательства, что приводит к нарушению права граждан на обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Динского района Арутюнова С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, на основании доводов, изложенных в заявлении. Представитель администрации Динского сельского поселения - Незнанова Ю.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора Динского района признала частично и пояснила, что требования Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в настоящее время исполняются, часть мероприятий уже выполнена, составлен дефектный акт и локальная смета. Выслушав помощника прокурора Динского района, представителя администрации Динского сельского поселения, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, проверив обоснованность доводов сторон, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению, как обоснованное. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно положениям ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ № 131 -Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствие с ч. 1 ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (в ред. от 09.02.2012 года), к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п.1). В судебном заседании установлено, что прокуратурой Динского района по заданию прокуратуры Краснодарского края в 2011 году проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан. В ходе проверки установлено, что на территории ст. Динской расположено три кладбища, в том числе два закрытых, одно действующее кладбище на юго-восточной окраине ст. Динской. Кладбища на юго-восточной окраине ст. Динской и в пос. Украинском не ограждены, мусороуборочные контейнеры не установлены, специализированных площадок для установки контейнеров нет, на территории кладбища в пос. Украинском установлена колонка, которая не работает в течение ряда лет (фактически водоснабжение отсутствует), общественного туалета нет, что является нарушениями п. 3.1, п. 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а также СанПиН 2.1.1279-03.2.1. «Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35, что следует из справки от 21.01.2011 года № 32-4/112 Территориального отдела Роспотребнадзора по краю в Кореновском и Динском районах. Прокуратурой Динского района в адрес администрации Динского сельского поселения 02.02.2011 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, которое рассмотрено и удовлетворено. Так, согласно ответу администрации Динского сельского поселения от 02.03.2011 года, выявленные нарушения будут устранены в 3 квартале 2011 года. Однако к указанному сроку администрация Динского сельского поселения данные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле не устранила, при этом уведомила прокуратуру Динского района от 17.07.2012 года информационным письмом, что устранение данных нарушений не представляется возможным в виду отсутствия средств в бюджете Динского сельского поселения, однако доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, суду не представила. Таким образом, судом установлено, что администрация Динского сельского поселения не приняла мер по устранению выявленных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле на территории общественного кладбища по адресу: Динской район, юго-восточная окраина ст. Динской и на территории общественного кладбища по адресу: Динской район пос. Украинский, которые относятся к вопросам местного значения, что приводит к нарушению права граждан на обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации. Не могут быть приняты во внимание судом доводы представителя администрации, которые повлияли бы на существо решения и являлись бы основанием для отказа в удовлетворении заявления, так как дефектный акт и локально сметный расчет составлены и представлены в период рассмотрения дела судом, кроме того, составлены только в отношении кладбища, находящегося на юго-восточной окраине ст. Динской. Действий по устранению выявленных нарушений на территории общественного кладбища по адресу: Динской район пос. Украинский администрацией не предпринято, в связи с чем, доводы представителя администрации Динского сельского поселения являются необоснованными. При таких обстоятельствах, требование прокурора Динского района о признании незаконным бездействия администрации Динского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства является обоснованным. Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса местного значения у администрации Динского сельского поселения, а также обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, в судебное заседание не представлено. Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, суд считает, что возложенная на администрацию Динского сельского поселения обязанность подлежит исполнению в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Администрация Динского сельского поселения является органом местного самоуправления, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Динского района, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Динского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Обязать администрацию Динского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, путем проведения работы по монтажу контейнерных площадок на территории общественного кладбища по адресу: Динской район, юго-восточная окраина ст. Динская, а также работ по монтажу контейнерных площадок, строительству общественного туалета, подключению водозаборной колонки к водопроводной сети на территории общественного кладбища по адресу: Динской район, пос. Украинский. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2012 года. Председательствующая: подпись.