РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 года Динской районный суд Краснодарского края в составе: судьи Максименко О.А. при секретаре Швецовой Ю.А. с участием: представителя заявителя Шерстобитова В.Ф.; представителя заинтересованного лица Жигановой Ю.А.; рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимченко И. Г. о признании незаконными действий Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; УСТАНОВИЛ: Тимченко И.Г. обратился в суд с просьбой признать незаконными действия Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по отказу в государственной регистрации за ним права собственности на земельный участок №, площадью 1534 кв.м. по ул. Краснодарской пос. Южного Динского района Краснодарского края, указав, что с 1995 года он является собственником спорного земельного участка площадью 800 кв.м. В мае 1995 года ему было выдано комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Динского района Краснодарского края свидетельство о праве собственности на указанный выше земельный участок. Постановлением главы администрации Южно-Кубанского сельского округа Динского района № 402 от 18.02.2002 г. за ним было дозакреплено ещё 734 кв.м. и общая площадь участка по указанному адресу составила 1534 кв.м. В свидетельство о праве собственности на землю были внесены необходимые изменения. В июле 2002 года постановлением главы администрации Южно-Кубанского сельского округа Динского района № ему согласован проект строительства жилого дома и дано разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке. В декабре 2002 года комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Динского района Краснодарского края был подготовлен чертёж границ земельного участка площадью 1534 кв.м. В июне 2008 года МУ архитектурно-градостроительный центр МО Динской район ему была выдана топографическая съёмка земельного участка. В июле 2008 года в управлении федерального агентства кадастра недвижимости по Краснодарскому краю он получил кадастровый паспорт на спорный земельный участок площадью 1534 кв.м. С 2002 по 2012 год он пользовался указанным земельным участком, ежегодно платил государству земельный налог. В марте 2012 года обратился в Динской отдел службы Росреестра с заявлением о выдаче ему нового свидетельства о праве собственности на земельный участок. Однако ему было отказано в государственной регистрации права собственности на данный земельный участок, по той причине, что глава поселения с 2002 года не наделён полномочиями закреплять земельные участки в собственность. Считает отказ незаконным, поскольку уже получил кадастровый паспорт на спорный земельный участок площадью 1534 кв.м., следовательно уточнённые данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра при наличии согласия в письменной форме правообладателя земельного участка или на основании заявления правообладателя. В судебном заседании представитель заявителя Шерстобитов В.Ф. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель заинтересованного лица Динского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю Жиганова Ю.А возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нагосударственную регистрацию предоставлены Договор купли-продажи земельного участка от 18.03.1995 года, Свидетельство на право собственности на землю от 24.05.1995 года № 3915, Постановление Главы администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 18.10.2002 года № 402, кадастровый паспорт земельного участка от 29.07.2008 года №. Согласно Договору купли-продажи земельного участка от 18.03.1995 года (зарегистрированного в установленном порядке), Свидетельству на право собственности на землю от 24.05.1995 года № Тимченко И. Г. приобрел в собственность земельный участок площадью 800 кв.м. В соответствии с представленным на государственную регистрацию кадастровым паспортом земельного участка от 29.07.2008 года № площадь земельного участка с к.н. № составляет 1534 кв.м. Порядок предоставления земельного участка установлен Земельным кодексом РФ, вступившим в силу и действовавшим на момент принятия постановления Постановление Главы администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 18.10.2002 года № 402 "О дозакреплении земельного участка в собственность за Тимченко И. Г., расположенного по адресу: пос. Южный, <адрес>. Нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрен такой вид предоставления земельного участка как дозакрепление, так как предоставляемый земельный участок должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, в установленном законом порядке. Таким образом, «дозакрепляемый» участок площадью 743 кв.м до его предоставления должен быть сформирован в качестве объекта права и поставлен на учет. Кроме того, в соответствии со ст. 30, 36,38 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть предоставлен: - с предварительным согласованием мест размещения объектов; - посредством проведения процедуры торгов земельного участка; - без проведения указанных процедур, если на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие заявителю. На государственную регистрацию не были предоставлены документы, подтверждающие основания предоставления земельного участка и соблюдение процедуры предоставления. Помимо изложенного, постановление Главы администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 18.10.2002 года № 402 "О дозакреплении земельного участка в собственность за Тимченко И. Г., расположенного по адресу: пос. Южный, <адрес>» вынесено органом, не имеющим полномочий по распоряжению земельными участками. Так, в соответствии с п.9 Положения, «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Динского района», утвержденного Решением Совета депутатов Динского района Краснодарского края от 23.07.2002 № 18, управление и распоряжение земельными участками на территории района осуществляет администрация района в лице Комитета имущественных отношений Динского района. Что касается доводов заявителя о том, что изменение площади было зарегистрировано Динским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, то они не имеют под собой правовых оснований. В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ст. 9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы, к которым с 01.01.2000 г. Динской комитет по земельным ресурсам и землеустройству не относился. Таким образом, внесение записи о дозакреплении земельного участка в свидетельство о праве собственности от 24.05.1995 не носит правообразующего характера и не является государственной регистрацией прав. Помимо изложенного, как в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, так и с законодательством, действовавшим в 2002 году, изменение площади может иметь место только в случае уточнения границ земельного участка. Однако согласно представленному в дело правоустанавливающих документов кадастровому паспорту земельного участка границы его не установлены, то есть не уточнены при межевании. Таким образом, согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Динской район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлялся своевременно. По решению суда дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица администрации муниципального образования Динской район. Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит необходимым признать заявление необоснованным по следующим основаниям: Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07. 1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственный регистратор вправе приостановить государственную регистрацию при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. В соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав и документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Как установлено судом Тимченко И.Г. обратился в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации права собственности на земельный участок №, площадью 1534 кв.м. по ул. Краснодарской пос. Южного Динского района Краснодарского края и представил договор купли-продажи земельного участка от 18.03.1995 года, свидетельство на право собственности на землю от 24.05.1995 г. № 3915 на данный земельный участок площадью 800 кв.м., кадастровый паспорт на настоящий земельный участок, площадью 1534 кв.м. 18.06.2012 г. заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с представлением документов, не соответствующим требованиям действующего законодательства. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что постановление Главы администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 18.10.2002 года № 402 "О дозакреплении земельного участка в собственность за Тимченко И. Г., расположенного по адресу: пос. Южный, <адрес> вынесено органом, не имеющим полномочий по распоряжению земельными участками. В материалах дела имеется вышеназванное постановление Главы администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 18.10.2002 года № 402 "О дозакреплении земельного участка в собственность за Тимченко И. Г., расположенного по адресу: пос. Южный, <адрес>». Вместе с тем, на основании п. 9 Положения, «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Динского района», утвержденного Решением Совета депутатов Динского района Краснодарского края от 23.07.2002 № 18, управление и распоряжение земельными участками на территории района осуществляет администрация района в лице Комитета имущественных отношений Динского района. Таким образом, судом установлено, что Тимченко И.Г. представил в регистрационную службу постановление органа местного самоуправления о закреплении за ним на праве собственности земельного участка. При проведении правовой экспертизы государственный регистратор обоснованно усомнилась в наличии оснований для государственной регистрации права, воспользовавшись предоставленным ей правом (ст.ст 19, 20 указанного выше Федерального закона) приостановления государственной регистрации и в дальнейшем отказа в такой регистрации, поскольку правоустанавливающий документ принят органом, не имеющим полномочий по распоряжению земельными участками. То обстоятельство, что изменение площади земельного участка было зарегистрировано Динским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, не является основанием для удовлетворения заявления, так как в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07. 1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы, к которым с 01.01.2000 г. Динской комитет по земельным ресурсам и землеустройству не относится. Таким образом, внесение записи о дозакреплении земельного участка в свидетельство о праве собственности от 24.05.1995 г. каких-либо правовых последствий не несёт и не является основанием для возникновения у Тимченко права собственности на указанный выше земельный участок площадью 1434 кв.м. Кроме того, изменение площади земельного участка может иметь место только в случае уточнения границ земельного участка. Как видно из кадастрового паспорта земельного участка, границы его не установлены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ РЕШИЛ: Заявление Тимченко И. Г. о признании незаконными действий Динского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по отказу в государственной регистрации за Тимченко И. Г. права собственности на земельный участок №, площадью 1534 кв.м. <адрес> пос. Южного Динского района Краснодарского края признать необоснованным. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца с момента изготовления судебного решения в окончательной форме. Судья