ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28 ноября 2011 года станица Динская Краснодарского края Судья Динского районного суда Краснодарского края Максименко О.А. при секретаре Шаповаловой О.А. с участием помощника прокурора Динского района Янкина Ю. А.; представителей ЗАО «Кубаньмежрайгаз» Горлова С.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Кубаньмежрайгаз» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, юридический адрес: г. Краснодар, <адрес> УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Кубаньмежрайгаз» осуществило выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: Прокуратурой Динского района 20.05.2011 года проведена проверка соблюдения требований промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов, в отношении газонаполнительной станции ЗАО «Кубаньмежрайгаз», расположенной по адресу: Динской район, ст. Старомышастовская, район автодороги Краснодар-Ейск, в ходе которой установлено, что основным видом деятельности газонаполнительной станции является прием, хранение и отпуск сжиженного углеводородного топлива и реализация на газовые автозаправочные станции. Поставка сжиженного газа осуществляется по железной дороге. Слив нефтепродуктов из ж/д цистерн осуществляется на сливной эстакаде. Сжиженное углеводородное топлива по трубопроводам перекачивается в емкости расположенные в резервуарном парке. В результате деятельности ЗАО «Кубаньмежрайгаз» образуются отходы I - V классов опасности: -ртутные лампы (освещение помещений и территории); - обтирочный материал загрязненный маслами (содержанием масел 15% и более) (мелкие ремонтные работы, обслуживание станков); - песок загрязненный маслами (содержанием масел 15% и более) (проливы масел); - масла компрессионные (замена масла в компрессорах и станке); - сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (технический ремонт оборудования); - тара из-под лакокрасочных материалов (ЛКМ) (покрасочные работы); - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (уборка помещений); - отходы от уборки территорий (смет); - лом черных металлов в кусковой форме незагрязненный (работа станков, обслуживание и списание оборудования); - стружка черных металлов незагрязненная (работа станков); - абразивныекруги отработанные, лом отработанных абразивныхкругов (работа заточного станка); - пыль (или порошок) от шлифовки черных металлов с содержанием металлов 50% и более; - древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (работа деревообрабатывающего станка); - опилки натуральной чистой древесины (работа деревообрабатывающего станка); - отход осадки из выгребных ям и хозяйственно бытовые сточные воды (жизнедеятельность персонала). ЗАО «Кубаньмежрайгаз» представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный в 2010г. ООО «Ростек». Согласно проекта в результате деятельности указанной выше газонаполнительной станции образуются 9 наименований отходов 1 - 5 классов опасности. На основании проекта ЗАО «Кубаньмежрайгаз» выдан лимит на размещение отходов О5/726 от 29.09.2010г. Лимит на размещение отходов выдан сроком на 5 лет с 14.09.2010г. по 14.09.2014г. при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. ЗАО «Кубаньмежрайгаз» не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ от эксплуатации следующих источники выбросов: - газовый котел используемый для отопления помещений; - окрасочные работы; - сварочные работы; - работа станка деревообрабатывающего; - работа станков заточных; - работа станка фрезерного; - работа станка токарного; Таким образом, ЗАО «Кубаньмежрайгаз» нарушен п. 1, п. 3 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» т.е производится выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Представитель ЗАО «Кубаньмежрайгаз» Горлов С.Г. вину юридического лица не признал, просил производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, и направлено в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея для рассмотрения. Согласно ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ административная ответственность по ней наступает либо по факту выброса вредных веществ в атмосферный воздух, либо вредного физического воздействия на него без специального разрешения. Однако факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух не существовало и в деле не отмечается. Что касается отсутствия специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, то это не соответствует истине, т.к. Разрешение № В 51286 на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, у ЗАО «Кубаньмежрайгаз» имеется. Оно выдано 27 августа 2010 года и действует до 27 августа 2015 года. Статья 8.21 КоАП РФ формулирует факт отсутствия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в целом по предприятию, но никак не оговаривает какого-либо источника или специализированного разрешения на отдельные источники. У ЗАО «Кубаньмежрайгаз» имеются Технический отчет по инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу и Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Оба документа разработаны в 2010 году. Эти документы были разработаны по договору специализированной организацией ООО «Планета-Юг». На основании этих документов и натурного осмотра предприятия органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были утверждены нормативы ПДВ (Приказ № ЭК-02-5-286 от 27.08.2010г.) для ЗАО «Кубаньмежрайгаз». Это свидетельствует о том, что в 2010 году таких источников выбросов как газовый котел, используемый для отопления, сварочные работы, окрасочные работы, работа станка деревообрабатывающего, работа станка заточного, работа станка фрезерного, работа станка токарного на предприятии в 2010 году не было. В настоящее время оборудование установлено, но не работает. Факта работы установленных станков в ходе проверки не обнаружено. В данный момент источники выбросов от работы перечисленного выше оборудования вошли в находящийся на завершающей стадии разработки новый Проект ПДВ. Необходимо отметить, что работа перечисленных выше станков предусматривается исключительно для внутренних нужд (мелкого ремонта и т.п.) Согласно расчетов количество рабочих часов в год станков составит всего от 5 до 40. Такой источник загрязнения, как выгребная яма (туалет) находится за территорией предприятия и предприятию не принадлежит. Согласно п.4 ст.4 № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» предприятие является собственником отходов, образованных и расположенных только на собственной территории. Такие источники выбросов как работа локомотива, перемещение автотранспорта по территории, пост осмотра автотранспорта (весовая) отмечены в Техническом отчете по инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу и Проекте ПДВ, разработанных в 2010г. и в ситуационном плане предприятия. Однако, в расчет нормативов ПДВ не вошли, так как исходя из положений ч.2 ст.14 и ч.2 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», при эксплуатации транспортных средств обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и соблюдению установленных технических нормативов выбросов лежит на владельцах транспортных средств. Кроме того, из материалов административного дела следует, что административное производство было возбуждено на основании Постановления прокурора Динского района от 14.06.2011 года, которое не содержит сведений о времени совершения или обнаружения вменяемого ЗАО «Кубаньмежрайгаз» правонарушения. Из названного постановления прокурора Динского района от 14.06.2011 года следует, что в отношении ЗАО «Кубаньмежрайгаз» была проведена проверка о соблюдении требований промышленной и экологической безопасности. Вместе с тем указанное постановление не содержит каких-либо сведений о периоде времени, когда проводилась указанная проверка, а также о времени совершения вменяемого ЗАО «Кубаньмежрайгаз» правонарушения, что исключает возможность для определения правомерности привлечения ЗАО «Кубаньмежрайгаз» к административной ответственности в пределах установленных ст.4.5. КоАП РФ сроков давности. Постановление прокурора Динского района от 14.06.2011 года не позволяет определить соблюдены ли прокурором при его вынесении сроки, установленные ч.2 ст.28.4 КоАП РФ. В материалах административного производства не имеется доказательств о событии вменяемого правонарушения, а равно времени его совершения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами. В настоящем случае из материалов представленного административного дела, характера вменяемых ЗАО «Кубаньмежрайгаз» нарушений следует, что проверка административным органом осуществлялась в форме осмотра помещений, оборудования и документов на газонаполнительной станции ЗАО «Кубаньмежрайгаз», расположенной в ст.Старомышастовской Динского района Краснодарского края в районе автодороги Краснодар-Ейск. Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе. Данные материалы прилагаются к протоколу осмотра. Указанный протокол подписывается, в том числе, понятыми (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ). Однако в материалах административного дела отсутствует протокол, а равно акт осмотра. Иных доказательств события правонарушения и вины ЗАО «Кубаньмежрайгаз» в материалах дела не имеется. На стадии судебной проверки постановления о привлечении общества к административной ответственности эти сомнения устранены быть не могут. Помощник прокурора Динского района Янкин Ю. А. просил признать Общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, считая вину Общества доказанным. Факт совершения указанным выше юридическим лицом правонарушения подтверждается достаточным количеством представленных суду доказательств. Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2011 г. согласно которого в ходе проверки 20.05.2011 г. прокуратурой Динского района соблюдения ЗАО «Кубаньмежрайгаз» требований промышленной и экологической безопасности установлено, что не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ от эксплуатации газового котла используемого для отопления помещений; проведение окрасочных, сварочных работ; использования станков. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея ФИО7 подтвердил, что он участвовал в указанной выше проверке и Обществом не были представлены разрешения на выброс загрязняющих веществ от эксплуатации газового котла используемого для отопления помещений; проведение окрасочных, сварочных работ; использования станков. В силу требований ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, а также при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При таких обстоятельствах, доводы представителя юридического лица об отсутствии доказательств факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух, наличии у Общества специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, несостоятельны. Как видно из материалов дела у ЗАО «Кубаньмежрайгаз» имеется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которого в результате деятельности указанной выше газонаполнительной станции образуются 9 наименований отходов, однако деятельность Общества по эксплуатации газового котла используемого для отопления помещений; проведение окрасочных, сварочных работ; использования станков в проект включена не была и разрешения на эти источники выбросов получено не было. Ссылки представителя Общества на то, что ст. 8.21 КоАП РФ прямо обязывают субъекта хозяйственной деятельности получать разрешение на использование всех имеющихся источников выбросов. Доводы представителя юридического лица о нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не принимаются во внимание, поскольку существенных нарушений при выявлении факта и возбуждении дела об административном правонарушении, судом не установлено. Отсутствие в постановлении прокурора Динского района о возбуждении дела об административном правонарушении сведений о дате нарушенийя не может быть признано существенным, поскольку может быть восполнено в судебном заседании. Вместе с тем, считаю необходимым исключить из объёма нарушений указание на отсутствие разрешения на использование выгребной ямы, локомотива, поста осмотра автотранспорта (весовой), на выбросы при перемещении автотранспорта по территории, поскольку, исходя из положений ч. 2 ст.14 и ч.2 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», при эксплуатации транспортных средств обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и соблюдению установленных технических нормативов выбросов лежит на владельцах указанных выше транспортных средств. Выгребная яма находится за территорией Общества и обязанность на получение разрешения на использование данного источника выбросов на Общество не может быть возложена. Исследовав и оценив представленные доказательства, считаю, что административное правонарушение имело место, вина ЗАО «Кубаньмежрайгаз» установлена и квалифицирую действия юридического лица по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ как выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется. В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Как установлено в судебном заседании ЗАО «Кубаньмежрайгаз» используются металлорежущие и деревообрабатывающие станки, газовый котёл для отопления, проводятся сварочные и окрасочные работы без соответствующего разрешения на выброс вредных веществ указанными выше источниками. Однако, данная деятельность не является основной, проводится эпизодически, станки эксплуатируются для внутренних нужд непродолжительное время, работы не носят системный характер и проводятся по мере необходимости, следовательно объём производимых отходов незначителен, каких либо тяжких последствий такая деятельность Общества не вызвала. Таким образом, совершенное ЗАО «Кубаньмежрайгаз» административное правонарушение, не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области охраны атмосферного воздуха и подпадает под признак малозначительного, Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Кубаньмежрайгаз» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ прекратить. Освободить закрытое акционерное общество «Кубаньмежрайгаз» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 10 суток. Судья