умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

Ульяновская область

г. Димитровград 23 сентября 2011 года

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Максимова М.Н.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора г. Димитровграда Валиулина А.Т.,

подсудимого Хузиева А.Р.,

защиты в лице адвоката Кузнецова А.Е., представившего удостоверение № **** и ордер № 45 от 20.06.2011 г.,

потерпевшей К.О.В.,

при секретаре Исхакове Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

ХУЗИЕВА А. Р., ***, ранее судимого:

- 03.02.2009 г. мировым судьей судебного участка №1 г. Димитровграда по ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 119 УК РФ к 1 году 4 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года;

- 18.03.2009 мировым судьей судебного участка №1 г. Димитровграда по ч. 1 ст. 119, ст. 70 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, освобожден по отбытию срока 17.11.2010 г.;

- 01.02.2011 г. мировым судьей судебного участка №1 г. Димитровграда по ч. 1 ст. 119 УК РФ к 1 году ограничения свободы, поставлен на учет в уголовно-исполнительную инспекцию 15.02.2011 г., не отбыто 4 месяца 22 дня,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Хузиев А.Р. в период времени с 17 часов 15.06.2011 г. до 06 часов 00 минут 19.06.2011 г., точное время не установлено, находясь в квартире ** дома ** по ул. *** г. Димитровграда Ульяновской области, на почве личных неприязненных отношений с К. М.Р., умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанес К. М.Р. не более 102 ударов руками и ногами по голове, грудной клетке и животу, причинив относящиеся к тяжкому вреду здоровья по признаку опасности для жизни закрытую черепно-мозговую травму в виде множественных кровоподтеков в области лица и волосистой части головы, кровоизлияниях на внутренней поверхности мягких покровов головы, гематомах и кровоизлияниях в головном мозге, а также закрытую травму грудной клетки и живота в виде множественных переломов ребер, разрыва печени, кровоподтеков и кровоизлияний на туловище, которые осложнились сдавлением головного мозга, кровопотерей и шоком и явились причиной смерти потерпевшей 19.06.2011 г.

Также Хузиев А.Р. своими умышленными действиями причинил К.М.Р. иные телесные повреждения, не состоящие в причинной связи со смертью.

В судебном заседании подсудимый Хузиев А.Р. вину в предъявленном обвинении признал частично. Не отрицая нанесение ударов потерпевшей, подсудимый заявил, не наносил такого количества ударов, какое указано в обвинительном заключении, от его действий смерть К. наступить не могла. По существу обвинения подсудимый показал, что потерпевшая доводилась ему родной сестрой, по-русски её звали Наташей. Они проживали вместе в её квартире на ул. ***. Сестра постоянно злоупотребляла спиртным, не работала, домашним хозяйством не занималась, деньги, которые он ей давал на продукты, пропивала. В период с 15 по 19 июня 2011 года у них периодически возникали ссоры из-за поведения сестры, бывало, что он наносил ей пощечины, возможно, другие удары, однако сильных ударов не наносил, причинить ей смерть не мог. Он работал дворником, каждое утро уходил на работу. Сестра тоже уходила из дома либо к своим сожителям, либо собирать бутылки. Не исключено, что в этот период она могла получить телесные повреждения. Кроме того, незадолго до смерти она не ночевала две ночи дома, где находилась неизвестно. В ночь с 18 на 19 июня они ночевали дома вдвоем, между ними была ссора, однако К. он не бил. Утром он обнаружил сестру мертвой, о чем сразу сообщил соседке т. Р. и в милицию.

Несмотря на непризнание вины, виновность Хузиева А.Р. в инкриминируемом преступлении подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Показаниями Хузиева А.Р., данными им ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого 20.06.2011 г. и оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что с сестрой у него постоянно возникали конфликты, он несколько раз избивал её, угрожал убийством, за что дважды был судим по ст. 119 УК РФ, в том числе к реальному лишению свободы. После освобождения он вновь стал проживать с сестрой. В период с 15 по 19 июня у него неоднократно возникали ссоры с сестрой из-за того, что она не занималась домашними делами, а злоупотребляла спиртным. 15.06.2011 г. он нанес ей примерно 6-7 ударов руками по голове и лицу, бил по обеим сторонам лица и по груди справа. Из-за этого у сестры образовались кровоподтеки на туловище и под правым глазом, она не могла открыть глаз. Также он избивал её в последующие дни, нанося по 5-7 ударов руками по голове и груди. Избивал сестру в разных частях квартиры, на кухне, в комнате, прихожей. Из-за этого сестра уходила куда-то ночевать. 18.06.2011 г. примерно в 16.00 часов он пришел с работы домой, сестра была в нетрезвом состоянии, он тоже был нетрезв, у них возник скандал, она ушла, но вернулась. У них снова возникла ссора, он вновь нанес ей не менее 6-7 ударов по голове и туловищу, при этом ударил в правый бок и спину. Утром 19.06.2011 г. он обнаружил сестру мертвой.

Кроме него сестру никто избить не мог, все телесные повреждения получены от его ударов, сестра из дома, кроме как на ночь, никуда не уходила.

Т. 1, л.д. 37-39.

При проведении проверки показаний на месте Хузиев А.Р. дал аналогичные показания, продемонстрировав на месте происшествия обстоятельства причинения телесных повреждений К.М.Р.

Т. 1, л.д. 40-52.

Будучи допрошенным в качестве обвиняемого 20.06.2011 г. и 10.08.2011 г. Хузиев А.Р. подтвердил ранее данные показания, дополнив, что в процессе избиения нанес К. один удар ногой в бок.

Т. 1, л.д. 56-57, 58-59, 88-90.

Показания даны подсудимым в присутствии защитника, нарушений требований УПК РФ при проведении следственных действий судом не установлено. Показания подсудимого логичны, последовательны, подтверждаются другими исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем принимаются судом.

Доводы подсудимого о том, что он в момент допросов находился в неадекватном состоянии, не убедительны. Хузиев допрашивался неоднократно, в том числе спустя значительное время после возбуждения уголовного дела и задержания, однако давал последовательные показания о своей причастности к смерти К.. При этом ни от Хузиева, ни от его защитника, а также от иных лиц, участвовавших в проведении следственных действий, не поступило заявлений, свидетельствующих о невозможности участия подсудимого в следственных действиях ввиду болезненного состояния психики. В связи с этим суд рассматривает приведенные доводы, а также показания Хузиева о непричастности к смерти К., как способ защиты от обвинения.

Также вина подсудимого подтверждается показаниями свидетеля Ю.Л.Д., показавшей в судебном заседании, что является соседкой К., её квартира находится этажом ниже, под квартирой потерпевшей. К., регулярно жаловалась на избиения со стороны Хузиева. Ей также известно, что Хузиев за это был осужден и отбывал лишение свободы. После освобождения скандалы между Хузиевым и К. не прекратились. 16 июня К. попросилась у неё переночевать, так как Хузиев избил ее, и она боялась оставаться дома. Лицо у неё было заплывшим от кровоподтека. Переночевав, она ушла. На следующий день она вновь пожаловалась на избиение Хузиевым, снова осталась ночевать. На третий день, то есть 18 июня, она снова пришла к ней домой, сказала, что Хузиев продолжает её избивать, однако она отказала ей в ночлеге. В ночь с 18 на 19 июня она слышала ссору в квартире К., были слышны голоса только Хузиева и К., других голосов она не слышала. Скандал с перерывами продолжался всю ночь. Были слышны звуки падения, как ей показалось, К. падала от ударов Хузиева, так как в это время он кричал на неё. На следующее утро от соседки С. ей стало известно о смерти К..

Показаниями свидетеля С.Р., которая в судебном заседании подтвердила показания свидетеля Ю. Л.Д. в части взаимоотношений К. и Хузиева, дополнив, что её квартира расположена на одной лестничной площадке с квартирой К., напротив неё. Она регулярно заходила к К.. Бывало, что к ним приходили люди, злоупотребляющие спиртным, однако это было не часто, она постоянно за этим следила и выгоняла таких гостей. Последний раз видела посторонних примерно за 3-4 дня до смерти К.. Потерпевшая не говорила, что её избивали посторонние, жаловалась только на Хузиева.

Вечером 19 июня она заходила в квартиру к Хузиеву и К.. Они были дома вдвоем, посторонних в их квартире не было. Если бы к ним кто-то пришел, она обязательно это услышала и выгнала бы пришедших. Утром 19 июня к ней пришел Хузиев и сообщил о смерти К..

Показаниями свидетеля К.А.Г., который в судебном заседании показал, что его бывшая жена К. постоянно жаловалась, что её избивает Хузиев. 18 июня примерно в 8 часов утра ему позвонила К., сказала, что боится зайти домой, так как Хузиев её в очередной раз избил, сказала, что от побоев у неё появился большой кровоподтек под глазом. Он посоветовал обратиться в милицию. На следующий день ему стало известно о смерти бывшей жены.

Допрошенная в судебном заседании К.О.В. – главный специалист-эксперт правового обеспечения управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району, признанная по делу потерпевшей, показала, что обстоятельства смерти К.М.Р. ей известны только из материалов уголовного дела.

Также вина подсудимого подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 19.06.2011 г., в ходе которого в квартире № ** дома ** по ул. ***, на полу, обнаружен труп К. с телесными повреждениями.

Т. 1, л.д. 11-20.

Согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз смерть К.М.Р. последовала от сочетанной тупой травмы тела в виде закрытой черепно-мозговой травмы, выразившейся во множественных разлитых кровоподтеках в области лица и волосистой части головы, сплошных кровоизлияниях на внутренней поверхности мягких покровов головы, субдуральных гематомах левого и правого полушарий головного мозга, разлитых субдуральном и субарахноидальном кровоизлияниях, в сочетании с закрытой травмой грудной клетки и живота в виде множественных переломов ребер и разрыва печени, осложнившаяся сдавлением головного мозга, значительной кровопотерей и шоком.

Телесные повреждения были причинены от 85-102 травматических воздействий, при этом каждое последующее воздействие усугубляло действие предыдущего, большинство из них было получено за несколько часов до смерти, и со всеми полученными телесными повреждениями потерпевшая не могла совершать активных действий и была, вероятнее всего, без сознания. Смерть её последовала около 4-6 часов 19.06.2011 г.

Т. 1, л.д. 124-147, 148-160.

Доказательства, собранные в ходе предварительного следствия, являются относимыми и допустимыми, показания свидетелей согласуются между собой и с материалами уголовного дела, экспертизы проведены в соответствии с требованиями УПК РФ, выводы экспертов не вызывают у суда сомнений в своей достоверности.

Заключения судебно-медицинских экспертиз, а также показания свидетелей К., Ю., С. в совокупности с признательными показаниями Хузиева в полной мере опровергают доводы подсудимого о том, что телесные повреждения были причинены потерпевшей К. иными лицами.

При этом выводы судебно-медицинского эксперта о количестве травматических воздействий не ставят под сомнение достоверность признательных показаний Хузиева о причинении только им телесных повреждений К., поскольку расхождения в части количества нанесенных ударов объяснимы желанием подсудимого уменьшить степень своей вины, а также его алкогольным опьянением в момент причинения телесных повреждений, вследствие чего он мог не запомнить точного количества нанесенных ударов, которое, по заключениям экспертиз, является значительным.

Суд квалифицирует действия Хузиева А.Р. по ч. 4 ст. 111 УК РФ – как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

В судебном заседании установлено, что Хузиев А.Р. на почве личных неприязненных отношений в ходе ссоры с К.М.Р. с целью причинения здоровью последней тяжкого вреда умышленно нанес ей множество ударов руками и ногами в различные части тела – по голове, груди и животу, причинив потерпевшей телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровья, опасные для жизни, которые по неосторожности повлекли её смерть.

При этом судом установлено, что умысел подсудимого был направлен на причинение именно тяжкого вреда здоровью потерпевшей. На это указывают количество нанесенных ударов, нанесение ударов со значительной силой, их последствия (закрытая тупая травма головы, закрытая травма груди и живота, множественные кровоподтеки и ссадины). Отношение подсудимого к наступлению смерти потерпевшей характеризуется неосторожностью, так как Хузиев А.Р. мог и должен был предвидеть возможные последствия своих действий – смерть потерпевшей.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы Хузиев А.Р. страдает ***, однако психические недостатки не достигают степени психоза или слабоумия и не лишают способности осознавать свои действия и руководить ими. В момент инкриминируемого деяния находился в состоянии простого алкогольного опьянения, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Т. 1, л.д. 165-166.

С учетом изложенного, материалов дела, касающихся личности Хузиева А.Р., обстоятельств совершения преступления, суд считает необходимым признать его вменяемым в отношении инкриминированного деяния и назначить наказание. У суда не имеется оснований ставить под сомнение выводы экспертов.

Решая вопрос о мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.

В частности, суд учитывает, что подсудимый характеризуется в целом неудовлетворительно, согласно характеристике из опорного пункта по месту жительства характеризуется отрицательно, злоупотребляет спиртным, на профилактические меры не реагирует. Кроме того Хузиев А.Р. неоднократно привлекался к административной ответственности, ранее судим.

Суд признает смягчающими наказание подсудимого Хузиева А.Р. обстоятельствами признание вины в ходе предварительного следствия, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья подсудимого.

Принимая во внимание все обстоятельства по делу, суд приходит к убеждению, что исправление Хузиева А.Р. невозможно без изоляции от общества, считает необходимым назначить ему наказание в виде реального лишения свободы. Однако суд не находит оснований для назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Оснований для применения положений ст. ст. 64, 73 УК РФ суд не усматривает.

Хузиев А.Р. судим 01.02.2011 г. мировым судьей судебного участка №1 г. Димитровграда по ч. 5 ст. 53 УК РФ, согласно которым одному дню лишения свободы соответствует два дня ограничения свободы.

В соответствии со ст.ст. 131, 132 УПК РФ, с учетом материального положения подсудимого, суд полагает возможным взыскать с Хузиева А.Р. денежные средства в размере **** рублей ** копеек, выплаченные адвокату Кузнецову А.Е. за оказание юридической помощи по назначению, являющиеся процессуальными издержками.

В судебном заседании установлено, что Хузиев А.Р. фактически был задержан по подозрению в совершении преступления 19.06.2011 г., после чего был доставлен в УВД г. Димитровграда, где находился до момента составления протокола задержания. В связи с этим в срок наказания Хузиева А.Р. следует зачесть время содержания его под стражей с момента фактического задержания, то есть в 19.06.2011 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ХУЗИЕВА А. Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет 5 месяцев.

На основании ст. 70 УК РФ, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 1 г. Димитровграда от 01.02.2011 г., назначить Хузиеву А.Р. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Хузиеву А.Р. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - заключение под стражу.

Зачесть Хузиеву А.Р. в срок отбывания наказания время предварительного содержания под стражей, срок наказания исчислять с 19.06.2011 г.

Вещественные доказательства: 5 отрезков ленты скотч со следами рук, кофту женскую – уничтожить, женскую сумку с содержимым, сотовый телефон с зарядным устройством, хранящиеся при материалах уголовного дела, – передать К. А.Г.

Взыскать с Хузиева А.Р. в возмещение процессуальных издержек в доход федерального бюджета сумму в размере **** рублей ** копеек, выплаченную адвокату за оказание юридической помощи по назначению.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Ульяновского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе либо отдельном заявлении.

В случае подачи кассационного представления или кассационных жалоб другими участниками процесса, если они затрагивают его интересы, осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копий указанных документов заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своих возражениях либо отдельном заявлении.

Председательствующий М.Н. Максимов

Приговор вступил в законную силу 11.09.2011 г.