о признании решения незаконным и понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский (с



Дело № 2-***/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 мая 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Димитровграда Салахутдиновой Г.И.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда, действующего в интересах К* Ю.Л., к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании решения незаконным и понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах К* Ю.Л., обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что **.09.200*г. ответчиком было принято решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данное решение считает неправомерным по следующим основаниям. **.03.200*г. у К* Ю.Л. от брака с Г*ым А.В. родился ребенок – Г** В.А., в подтверждение чего Управление ЗАГС Мэрии г. ХХХ выдал справку о рождении. **20.03.200*г. ребенок умер, в этом случае свидетельство о рождении не выдается, выдано свидетельство о смерти. **.10.200*г. у К* Ю.Л. и Г*а А.В. родился второй ребенок – дочь Г*** А.А.. К* Ю.Л. обращалась к ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса о выдачи ей сертификата, однако ей было отказано. Просит признать решение УПФ незаконным и обязать ответчика выдать К* Ю.Л. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Салахутдинова Г.И. исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истец К* Ю.Л. и третье лицо Г* А.В. в судебном заседании исковые требования и пояснения помощника прокурора поддержали.

Представитель ответчика УПФ Б*ва А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что дополнительные меры государственной поддержки устанавливаются законодательством семьям, имеющим детей. Семья К* Ю.Л. и Г*а А.В. имеет лишь одного ребенка. Сам по себе факт рождения первого ребенка, умершего на первой неделе жизни, не порождает у истца права на получение государственного сертификата. В целях обеспечения и учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих такое право. В регистре должны содержаться сведения о реквизитах свидетельства о рождении ребенка. В связи со смертью ребенка, наступившей на первой неделе жизни, свидетельство о рождении ребенка выдано не было, поэтому требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в интересах К* Ю.Л., необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Суд при рассмотрении данного спора применяет указанный нормативно-правовой акт с учетом системной связи его норм, его целевой направленности и смысла мер государственной поддержки, который вытекает из норм закона.

Материалами дела подтверждается, что **.03.200*г. у К* Ю.Л. и Г*а А.В. родился сын Г** В.А., что подтверждается справкой о рождении № ХХ от **.11.200*г. л.д. 5). Из свидетельства о смерти л.д. 8) следует, что Г** В.А. умер **.03.200*г. Судом также установлено, что **.10.200*г. родилась Г*** А.А., родителями которой являются истец К* Ю.Л. и третье лицо Г* А.В., что подтверждается свидетельством о рождении л.д. 6).

**.08.200*г. К* Ю.Л. обратилась в УПФ с заявлением о рассмотрении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на которое **.09.200*г. получила ответ из УПФ об отказе в выдаче сертификата. Оснований для признания данного решения незаконным не имеется.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ (далее - Закон), право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин – граждан РФ, независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.

Однако суд полагает, что сам по себе факт рождения К* Ю.Л. второго ребенка, имея в виду, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не порождает у родителей право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К данному выводу суд пришел на основании системного и буквального толкования норм Закона.

Из преамбулы Закона следует, что данный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Таким образом, как следует из названия Закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей.

Как следует из материалов дела, К* Ю.Л. и Г* А.В. не имеют детей, они имеют одного ребенка – дочь А, **.10.200* года рождения.

Цель Закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей Закона.

Так, в частности, согласно п.1 ст. 4 Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Согласно п.п.8 п.2 ст. 4 Закона в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Согласно п.14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр.

Согласно п.2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г., в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В соответствии с приведенной нормой закона и в связи со смертью ребенка на четвертые сутки после рождения, свидетельство о рождении Г**а В.А. истцу не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п.п.1 п.6 ст. 5 Закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом.

Пенсионным органом К* Ю.Л. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Законом, и оснований для признания данного решения УПФ незаконным оснований не имеется.

Анализируя нормы указанных правовых актов, суд приходит к выводу, что для получения государственного сертификата недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.

Суд соглашается с доводами ответчика, что словосочетание, используемое в законе, «имеющим детей» означает, что детей должно быть не менее двух (о чем свидетельствует множественное число, использованное законодателем), семья должна иметь детей (слово «иметь» следует понимать в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата, дети должны быть живы к указанной дате).

Рождение и воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает уровень социальной защищенности таких семей, в связи с чем, им и предоставляются дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ.

Выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам, имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона № 256-ФЗ, указанным в его преамбуле.

При изложенных обстоятельствах решение УПФ соответствует закону, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем, в их удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда, действующего в интересах К* Ю.Л., к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании решения незаконным и понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 11 мая 2010 года.

Судья Н.А. Пулькина

Решение вступило в законную силу 15.06.2010 года.