о понуждении к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу



Дело № 2-***/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П., при секретаре Сараевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопарева Е.Ю. к Военному комиссариату г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, призывной комиссии Муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области о признании права на отсрочку от призыва на военную службу, о понуждении к предоставлению отсрочки от призыва на военную службу,

У С Т А Н О В И Л :

Лопарев Е.Ю. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что 1 сентября 20** он поступил в Е*ский филиал Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, в дальнейшем переименованный в У*ский институт ГП МЧС России (приказ АГПС МЧС России о зачислении и присвоении специально звания «рядовой внутренней службы» от 15.09.20** года № ** с 01.09.20** г.), который окончил ** августа 2007 года. После окончания учебного заведения ему было присвоено звание лейтенант внутренней службы, и он сразу поступил на службу в Главное Управление МЧС России по Ульяновской области, где проходит службу и в настоящее время в должности ** 5 ПЧ ФПС ГУ «3 ОФПС г Ульяновской области ».

На основании п. «з» ст. 24 ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» ему предоставлялась отсрочка от военной службы вплоть до 2010 год Указанная норма, в указанной редакции допускала предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, окончившим государственные муниципальные и имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в Государственной противопожарной службе и других органах, перечисленных в указанной норме, в должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а так же обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данное образовательные учреждения и получившим специальные звания, на время службы в этих органах и учреждениях. По смыслу указанной нормы образовательные учреждения указанных органов не обязательно должны быть учреждениями высшего профессионального образования.

Федеральным Законом № 104 от 06.07.2006 г. п. «з» данной нормы изложен в новой редакции, согласно которой, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в Государственную противопожарную службу непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов при наличии у них специальных званий на время службы в этих органах и учреждениях. Данная редакция вступила в силу с 01.01.2008года.

В связи с чем в марте 2010 года был вызван в военный Комиссариат Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области для прохождения медицинской комиссии, необходимой для направления граждан на военную службу, где пояснили, что отсрочка предоставляемая ему ранее, не предоставляется гражданам после вступления с 01 января 2008 года в силу ФЗ от 06.07.2006 года № 104, и соответственно, он подлежит призыву на военную службу. С принятым решением он не согласен и считает, что оно нарушает его право на отсрочку от военной службы на время службы в ФПС МЧС РФ. Полагает, что продолжает пользоваться предоставленной в 2004 году отсрочкой на основании подп. «з» п.1 ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Закона, действующей до 01.01.2008 г., до настоящего времени. Данное утверждение основано на Федеральном Законе от 06.07.2006 г. № 104 ФЗ (ред. от 24.10.2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с сокращением срока военной службы по призыву установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в соответствии со статьями 23 и 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О военной обязанности и военной службе» до 01.01.2008 г., пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Так как основанием предоставления отсрочки была его служба в Федеральной противопожарной службе МЧС РФ, и срок предоставления отсрочки был на все время прохождения службы, в настоящее время так же проходит службу в ФПС МЧС РФ, в связи с чем полагает, что основания предоставленной отсрочки в 2004 году не исчезли, а поэтому, она действует в настоящее время, вплоть до окончания его службы в ФПС МЧС РФ.

Лопарев Е.Ю. просил суд признать за ним право на отсрочку от военной службы на время службы в Федеральной противопожарной службе МЧС РФ и обязать призывную комиссию военного комиссариата г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу.

В судебном заседании Лопарев Е.Ю. поддержал свое заявление по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснив суду, что после окончания У*ского института противопожарной службы получил среднее профессиональное образование и сразу поступил на службу в Федеральную противопожарную службу МЧС РФ. Решением призывной комиссии МО «Город Димитровград » от 16.04.2010г. он призван на военную службу, в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ему отказано, вынесено решение о призыве его на военную службу. Не согласен с указанным решением, поскольку полагает, что предоставленная ему ранее в 2004 году отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена не на время учебы, а на весь период учебы и службы в МЧС РФ. В 2008 и в 2009 годах его в военкомат не вызывали, вопрос о предоставлении отсрочки не решался, но он представлял в военкомат справку с места службы в МЧС РФ.

Представитель Лопарева Е.Ю., Лопарева Л.Я., поддержала требования истца.

Представитель призывной комиссии МО «Город Димитровград» Мурадымова А.Р., действующая на основании доверенности от 26.04.2010г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Лопарева Е.Ю., пояснив суду, что ранее заявителю 28.04.2005г. на основании справки У*ского института противопожарной службы была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», т.е. до 30 июня 2007г. После окончания учебы Лопарев Е.Ю. в соответствии с п.1 ст.10 указанного Закона обязан был сообщить в военный комиссариат об изменении образования, места работы, чего заявитель не сделал. Срок отсрочки истек у Лопарева Е.Ю. 30.06.2007 года. В 2009 году Лопарев Е.Ю. не явился на призывную комиссию, в связи с чем были проведены розыскные мероприятия. В апреле 2010 г. Лопарев Е.Ю. был вызван в призывную комиссию на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, было вынесено решение о его призыве на военную службу, поскольку срок действия его отсрочки истек, а основания для предоставления отсрочки не имеется. 16.04.2010г. призывной комиссией было принято решение о призыве Лопарева Е.Ю. на военную службу. Полагает, что оснований для предоставления отсрочки заявителю не имеется, поскольку согласно ныне действующей редакции подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется лицам, имеющим высшее профессиональное образование, Лопарев Е.Ю. же имеет среднее профессиональное образование. В удовлетворении иска просила отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении иска Лопарева Е.Ю. отказать по следующим основаниям.

Согласно ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

В соответствии со ст.23 Федерального закона «Об образовании» среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Судом установлено, что Лопарев Е.Ю., ** марта 19** года рождения, с 01 сентября 20** года по ** июля 2007 года проходил обучение в У*ском институте ГПС МЧС России (ранее АГПС МЧС РФ), что подтверждается справкой от 11.03.2010 года л.д.11), копией диплома СБ**, согласно которому Лопарев Е.Ю. после окончания указанного учебного заведения получил среднее профессиональное образование л.д.12).

Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области от **.08.2007 года №** Лопарев Е.Ю. с **.08.2007 года назначен на должность ** 5 пожарной части ФПС Гу «3 ОФПС по Ульяновской области л.д.11).

Доводы заявителя о том, что при поступлении в У*ский институт ГПС МЧС России ему была предоставлена отсрочка на весь период службы, включая службу в МЧС РФ, суд находит несостоятельными и не нашедшими подтверждения в ходе судебного заседания.

Так, из копии личного дела призывника Лопарева Е.Ю.л.д.28), выписки из протокола №* заседания призывной комиссии МО «Город Димитровград» Ульяновской области от **.04.2005 года л.д.46) следует, что решением призывной комиссии №* от **.04.2005 г. Лопареву Е.Ю. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на период обучения до 30.06.2007г. на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» согласно справки учебного заведения.

Федеральными законами № 104-ФЗ от 06.07.2006г., № 312-ФЗ от 17.12.2009г. в подпункт «з пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, согласно которым отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

При этом статьей 2 Федерального закона № 312-ФЗ предусмотрено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Таким образом, анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что с 1.01.2010 года правом на отсрочку пользуются указанные выше граждане, имеющие высшее профессиональное образование, при отсутствии такового с 1.01.2010 года исчезает основание предоставление отсрочки от военной службы гражданам, указанным в законе ранее, к которым относился Лопарев Е.Ю.

Срок отсрочки, предоставленной Лопареву Е.Ю. **.04.2005 года, истек 30.06.2007 года, и далее Лопареву Е.Ю. отсрочка в установленном законом порядке не предоставлялась.

На призывную комиссию в декабре 2009 года Лопарев Е.Ю. не явился л.д.48).

Решением призывной комиссии МО«Город Димитровград» Ульяновской области от 16.04.2010 года Лопарев Е.Ю. призван на военную службу на основании ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», зачислен в команду 130 СПНл.д.47).

Учитывая, что срок действия отсрочки от прохождения военной службы, предоставленной ранее Лопареву Е.Ю. на период его обучения в У*ском институте ГПС МЧС России (до 30.06.2007г.), истек, далее отсрочка ему не предоставлялась, согласно внесенным изменениям в подпункт «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 1 января 2010 года предусмотрено предоставление отсрочки от военной службы лишь лицам, имеющим высшее профессиональное образование и специальные звания, соответственно не имеется оснований предоставлять Лопареву Е.Ю. указанную отсрочку, поскольку, несмотря на поступление после обучения на службу в МЧС РФ, он имеет среднее профессиональное образование, а не высшее, как того требует ныне действующее законодательство.

Таким образом, Лопарев Е.Ю. не имеет права на предоставление ему отсрочки от военной службы на время его службы в ФПС МЧС РФ, и у суда не имеется оснований для обязания призывной комиссия МО «Город Димитровград» предоставить ему отсрочку от военной службы.

В иске Лопареву Е. Ю. о признании права на отсрочку от военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации, о понуждении призывной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области к предоставлению указанной отсрочки следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Лопарева Е.Ю. о признании права на отсрочку от военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации, о понуждении призывной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области к предоставлению указанной отсрочки отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 17 мая 2010 года.

Судья: Т.П. Атаманова.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 22.06.2010 года вышеуказанное решение суда отменено. Постановлено новое решение.

Удовлетворить исковое заявление Лопарева Е.Ю.

Признать за Лопаревым Е.Ю. право на отсрочку от прохождения военной службы на период службы в Федеральной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

Вступило в законную силу 22.06.2010 года.