Дело № 2-***/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваля И.М. к Администрации г. Димитровграда, Департаменту социальной защиты населения по Ульяновской области о признании решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказа во включении в программу по обеспечению жильем незаконными, понуждении к восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коваль И.М. обратился в суд с указанным иском, впоследствии уточненным, в обоснование своих требований указав, что он является инвалидом Вов, **.11.1984г. встал на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании ЖК РСФСР. На основании Распоряжение Главы г. Димитровграда № 247-р от 27.04.1998г. ему было предоставлено жилое помещение, расположенное в г. Димитровграде, ул. Г*ая, *, состоящее из одной комнаты с подселением, общей площадью 28,10 кв.м., жилой площадью 17,43 кв.м. **.05.199*г. ему был выдан ордер № ***, в котором было указано, что жилое помещение предоставлено временно, до подхода его очереди на получение отдельного жилья, без подселения, соответствующего нормам жилой площади. С момента получения жилого помещения он проживал в нем с женой. В августе 2008 года он получил письмо из жилищного отдела, в котором, ссылаясь на Указ Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., просили подойти для написания заявления о включении в программу для обеспечения жильем, что он и сделал. В апреле 2009 года он из жилищного отдела получил письмо с протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам от 11.03.2009г. №*, согласно которому он был исключен из очереди нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью. После этого он обращался в различные инстанции, но получал ответы, из которых также следовало, что он считается обеспеченным жильем. До настоящего времени он не получил жилье, соответствующее нормам жилой площади, также он не получил социальную выплату на приобретение или улучшение жилья. Считает, что был необоснованно исключен из списков инвалидов Вов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ему незаконно было отказано во включении в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. Просит признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 11.03.2009г. №2 об исключении его из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать незаконным отказ жилищного отдела Администрации г. Димитровграда по включению его в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г.; обязать ответчика восстановить его в очереди инвалидов Вов, нуждающихся в улучшении жилищных условий с прежним порядковым номером; обязать ответчика выдать ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты, исходя из общей площади жилья 36 кв.м на одного человека и стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Ульяновской области.
В судебном заседании представители истца Коваль А.И., Филатов А.В., действующие на основании нотариально удостоверенной доверенности от 15.05.2010г., исковые требования Коваля И.М. поддержали, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что в настоящее время у Коваля И.М. и его супруги жилья в собственности не имеется. Ранее, **.06.20**г. Коваль И.М. и его супруга К* приобрели в собственность жилую комнату, в которой проживают, в порядке приватизации, в равных долях, а затем, **.07.20**г. подарили свои доли своему сыну К**. Но по настоящее время Коваль И.М. с супругой проживают в этой комнате. Проживание в квартире с подселением постороннего человека создает для них определенные неудобства, поскольку кухня, санузел находятся в общем пользовании. Коваль И.М. достиг преклонного возраста, имеет ряд заболеваний, в связи с чем, нуждается в отдельном жилом помещении. Администрация г. Димитровграда ходатайствовала о его включении в сводный список получателей сертификатов для приобретения жилья, но Коваль И.М. в список включен не был.
Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее, в судебном заседании 28.05.2010г. представитель ответчика Администрации г. Димитровграда Лукьянова Н.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Коваля И.М. не признала, пояснив, что согласно действующим учетным нормам общей площади 12 кв.м., истец считается обеспеченным жильем, поскольку в пользовании истца с супругой на двоих имеется жилье по 14,05 кв.м. общей площади. Коваль И.М. продолжал состоять в очереди на улучшение жилищных условий, хотя оснований для этого не было. После направления в Департамент социальной защиты населения документов на Коваля И.М. для получения сертификата было выявлено, что Коваль И.М. состоит в очереди нуждающихся неправомерно, в связи с чем, он и был исключен из очереди. Ранее, в 1984 году, Коваль И.М. был поставлен на учет нуждающихся, так как проживал в жилом доме, признанном ветхим, ему была предоставлена комната, жилой площадью 17,43 кв.м в квартире по ул. Г*, *. В ордере указано, что жилая комната предоставляется до подхода, возможно, это означает временный характер, но в настоящее время оснований для признания Коваля И.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Коваля И.М. по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Коваль И.М. является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы, что подтверждается удостоверением серия №*** л.д. 48). **.11.19**. Коваль И.М. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с **.02.1993г. на основании Распоряжение № 115-р от 23.02.1993г. включен в льготную очередь инвалидов Вов л.д. 28-29).
На основании распоряжения № 247-р ль 2.04.19**г. л.д. 40, 42-44) Ковалю И.М. на состав семьи из двух человек было предоставлено жилое помещение из жилищного фонда Администрации г. Димитровграда – 1 комната, площадью 17,43 кв.м в благоустроенной двухкомнатной квартире с подселением, расположенной в г. Димитровграде, ул. Г*, *.Как указано в Списке лиц, которым предоставляется жилая площадь (Приложение № 30 к распоряжению № 247-р от 2*.04.19**г.), комната предоставлена до подхода очереди инвалидов войны. На основании Распоряжения № 247-р от 2*.04.19**г. Ковалю И.М. 2*.05.19**г. был выдан ордер №*** на право занятия указанной жилой площади л.д. 41).
Согласно справке ф.8, выданной 11.05.2010г. Димитровградским филиалом ООО «Региональный информационный центр», на регистрационном учете по ул. Г*, *, с 0*.06.199*г. состоят Коваль И.М. и его супруга К*, которые занимают жилую комнату площадью 17,43 кв.м л.д. 22). Другую жилую комнату занимает Г** л.д. 21).
На основании протокола заседание комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда №* от 11.03.2009г., утвержденного постановлением Главы Администрации города от 30.03.2009г. № 853, Коваль И.М. был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также из списков инвалидов и участников Вов, вставших на учет до 01.01.2005г., в связи с обеспеченностью жилой площадью л.д. 8). Предметом рассмотрения являлось обращение Департамента социальной защиты населения Ульяновской области от 18.02.2009г. о проверке обоснованности состояния на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д. 7).
Суд полагает, что решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 11.03.2009г. является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.п.2 п.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч.2 ст. 6 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На момент предоставления Ковалю И.М. жилой площади в 1984 году действовали Временные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденные Законодательным Собранием Ульяновской области 26.12.1996г.
В соответствии с п.2 раздела 1 Временных Правил жилые помещения предоставляются гражданам на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади.
Согласно п.40 раздела 5 Временных Правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере не менее 9 кв.м. В исключительных случаях, по просьбе граждан, допускается предоставление им жилой площади в размере менее нормы (9 кв.м.) на одного человека, как временная мера улучшения жилищных условий, с сохранением прежней очереди до получения жилой площади по установленной норме.
Как следует из технического паспорта жилого помещения – квартиры по ул. Г*, *, данное жилое помещение является благоустроенным, имеется водоснабжение, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение, ванная комната, туалет, газовая плита.
На момент предоставления жилой комнаты Ковалю И.М. жилая площадь составляла менее нормы, установленной п. 40 Временных Правил, размер предоставленной жилой площади на одного человека составил 8,72 кв.м. Таким образом, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ Коваль И.М. имел право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, судом установлено, что на основании Договора № *** от **.06.20**г. о передаче жилых помещений в собственность, Коваль И.М. и К*. приобрели в собственность в порядке приватизации предоставленную и занимаемую ими комнату, площадью 17,43 кв.м., стали участниками долевой собственности, по 232/1000 доли за каждым л.д. 45).
И хотя Коваль И.М. имел право на получение жилой площади в соответствии с установленными нормами, суд полагает, что, приняв в собственность занимаемую комнату, Коваль И.М. своими действиями выразил согласие с фактически занимаемой площадью, поскольку согласился принять жилье в собственность на условиях договора о приватизации. Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Волеизъявление Коваля И.М. на получение занимаемой жилой площади в собственность суд расценивает как нежелание в дальнейшем получения другого жилого помещения, поскольку, став собственником, имел возможность распорядиться собственным жильем по своему усмотрению. Своими действиями Коваль И.М. подтвердил, что в улучшении жилищных условий он не нуждается.
Последующие действия Коваля И.М. также свидетельствуют об этом, поскольку на основании договора дарения от **.07.20**г. Коваль И.М. и К* подарили принадлежащие им на праве собственности доли жилого помещения своему сыну К**, который в настоящее время является собственником 464/1000 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по ул. Г*, * л.д.46). Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.05.2010г. л.д. 17), свидетельством о государственной регистрации права от **.08.20**г. л.д. 47).
И хотя по сведениям УОГУП БТИ, УФРС у Коваля И.М. и К* какого-либо жилья в собственности не имеется, Коваль И.М. и К* в соответствии с п. 4 Договора дарения сохраняют за собой право пользования и проживания отчужденной жилой площадью.
Кроме того, согласно п.1, п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п.4, п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Димитровграда № 1742 от 22.06.2006г. в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.
Коваль И.М. и К* занимали жилое помещение общей площадью 28,1 кв.м на двоих, то есть, в связи с изданием Постановления № 1742 от 22.06.2006г. перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, о чем говорится в ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», поскольку основание, которое давало Ковалю И.М. право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с изменением учетной нормы, отпало.
Таким образом, решение Администрации г. Димитровграда об исключении Коваля И.М. из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, и не имеется законных оснований для восстановления Коваля И.М. в указанной очереди. Доводы представителей истца о проживании Коваля И.М. в квартире с подселением суд во внимание принять не может, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживание в коммунальной квартире, то есть, с подселением.
Разрешая требование Коваля И.М. о признании незаконным отказа о включении в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., суд также не находит оснований для его удовлетворения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки инвалидов войны является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 также утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п.3 Порядка социальная выплата на приобретение жилья предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года.
Согласно п.4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета. Согласно п.5 Порядка социальные выплаты предоставляются Получателям в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат. Из п.7 Порядка следует, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Формирование списков Получателей социальных выплат и его рассмотрение в силу п. 10 Порядка возложено на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Из анализа указанных норм законодательства следует, что получатель социальной выплаты не только должен был встать на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года, но и быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
И хотя из материалов дела следует, что Коваль И.М. встал на учет до **.03.20** года, но он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, ему обоснованно отказано во включении в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г.
По тем же основаниям у ответчиков отсутствует обязанность по выдаче Ковалю И.М. свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Коваля И.М. следует отказать в полном объеме.
Доводы представителей истца об имеющихся заболеваниях у Коваля И.М. не имеют существенного значения для рассматриваемого дела. Но суд полагает, что Коваль И.М. не лишен возможности поставить перед ответчиком вопрос об обеспечении жильем в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при подтверждении хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коваля И.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 23 июня 2010 года.
Судья Н.А. Пулькина
Решение вступило в законную силу 06.07.2010 года.