Дело №2-1329/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июля 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области
в составе судьи Никитиной Н.П.,
при секретаре Денисовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спицыной Н* А* к Администрации города Димитровграда об отмене постановления Главы города, признании ее нуждающейся в жилом помещении и понуждении выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации – Ульяновской области,
У С Т А Н О В И Л:
Спицына Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Димитровграда об отмене постановления Главы города, признании ее нуждающейся в жилом помещении и понуждении выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации – Ульяновской области л.д.3-4).
В обоснование своих исковых требований Спицына Н.А. указала, что решением Димитровградского городского суда от 2*.08.**г. ее родители Т* и Т** лишены родительских прав в отношении нее, а также в отношении Н*, Т* Н.А., Т* П.А. и Т* К.А. На основании постановления главы Администрации г.Димитровграда от 1*.09.**гг. все дети были направлены в детские государственные учреждения. 2*.10.**г. по 0*.09.**г. она воспитывалась и обучалась в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Б*ой специальной (коррекционной) школе-интернате. С 0*.09.**г. по 2*.08.**г. она являлась учащейся ОГОУ НПО ПУ-* г.Н*а и находилась на полном государственном обеспечении.
Таким образом, она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законом после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образовании, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
При помещении ее, ее братьев и сестер в детские государственные учреждения жилое помещение, в котором они проживали семьей, за ними не сохранялось. После неоднократного обращения в 2003 году директора Б*ой школы-интерната в Управление образования Администрации г.Димитровграда было вынесено постановлении Администрации г.Димитровграда от 2*.01.**г. №1**, которым за ней, ее сестрами и братьями было сохранено право регистрации и проживания на жилой площади – в коммунальной квартире №* дома №1** по ул.А* в г.Димитровграде.
Считает, что указанным постановлением грубо нарушены ее конституционные и жилищные права, ее фактически лишили главного права – права на жилище, поскольку за ней, ее братьями и сестрами было закреплено практически непригодное для проживания жилое помещение в коммунальной квартире площадью 25,62 кв.м на 5 разнополых детей. Органы опеки, призванные защищать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявили ужасную халатность и чудовищный формализм. Ведь прежде, чем вынести постановление о сохранении жилья в 2004 году, они должны были обследовать его, составить акт соответствия санитарно-техническим нормам для проживания, рассчитать необходимый на каждого несовершеннолетнего метраж не ниже социальных норм.
Еще в 2*.09.**г. был составлен акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, подписанный заведующим РОНО А.В.Кузиным, где говориться, что «Семья проживает в коммунальной квартире, площадь которой 25 кв.м.. Квартира без удобств, воды нет, отопление печное, газ болонный. Дом в аварийном состоянии. Квартира была получена, когда Т* работал дворником при Домоуправлении №*».
На протяжении 11 лет с 19** года по 20** год жилище не ремонтировалось, за ним никто не следил. В данное время там проживает ее сестра Ф* (Т*) Н.А. с мужем и сыном. Где будут проживать П*, К*, Г*, когда выйдут из государственных учреждений? За ними всеми сохранили коммунальную квартиру. Где им жить? Для разрешения этого вопроса она неоднократно обращалась в различные инстанции.
На ее обращение в Администрацию г.Димитровграда по вопросу предоставления ей жилищного сертификата на приобретение жилья 1*.12.**г. был дан отказ, мотивированный тем, что за ней сохранено право регистрации и проживания в указанной квартире. В 2010 году она вновь обратилась к ответчику с просьбой отменить постановление Администрации г.Димитровграда от 2*.01.**г. №1**, однако 14.05.10г. ей также было в этом отказано.
В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.06г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в ст.2 этого закона, осуществляется в соответствии с нормативами общей площади жилого помещения, установленными Правительством Ульяновской области.
Ранее Федеральный закон от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также указывал на то, что предоставление жилой площади обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с вышеуказанным Законом Ульяновской области от 06.05.06г. №60-ЗО Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Ульяновской области от 15.01.08г. №1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья.
Просила суд отменить постановление Главы города от 2*.01.**г. №1** «О сохранении права регистрации и проживания за несовершеннолетними Т* К.А., Т* Н.А., Т* Н.А., Т* Г.А., Т* П.А.»; признать ее нуждающейся в жилом помещении; обязать Администрацию г.Димитровграда выдать ей вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области.
В судебном заседании истец Спицына Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно она пояснила суду, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и не состояла, поскольку, когда она была несовершеннолетней, ее на учет не поставили, а потом она не встала на учет, так как не знала, что можно встать на учет.
Представитель истца Замотаева О.В., действующая в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ по устному заявлению истца, в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования Спицыной Н.А. подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно она пояснила суду, что имеется заключение комиссии, назначенной Администрацией г.Димитровграда, на основании которого жилье по ул.А*,1**-* в г.Димитровграде признано непригодным для проживания.
Представитель ответчика Администрации г.Димитровграда Петров Ю.С., действующий на основании доверенности от 28.12.09г. л.д.42), в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения от 29.07.10г. на исковое заявление Спицыной Н.А., в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование указанных возражений он сослался на положения п.4 ст.71 СК РФ, ст.155.3 СК РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которыми такие дети, имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении. Поэтому считает, что постановление Главы города от 2*.01.**г. №1** не противоречит действующему законодательству, и не может быть отменено. Считает также, что предусмотренный ст.256 ГПК РФ срок на об ращение в суд об оспаривании ненормативного правового акт уже пропущен л.д.40-41).
Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области Жебит И.А., действующая по доверенности от 22.06.10г. л.д.34), в судебное заседание не явилась, представила в суд письменные пояснения по существу спора от 07.07.10г., в которых просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что в соответствии со ст.4 Закона Ульяновской области от 06.05.06г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определенном главой 4 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
В компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильем, изначально были установлены постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31.07.87г. №872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральным законом от 21.12.06г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права детей-сирот на получение жилья были закреплены в ст.8, которой установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании изложенного надлежащим ответчиком, по ее мнению, является муниципальное образование, в котором проживает истец л.д.32-33).
Представитель третьих лиц – Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области Гусева Е.Н., действующая на основании доверенностей от 29.12.09г. л.д.38) и от 28.12.09г. л.д.37), в судебное заседание также не явилась, представив суду письменные пояснения, в которых также просила рассмотреть дело в ее отсутствие л.д.36).
В письменных пояснениях она указала, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.06г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На уровне субъекта РФ – Ульяновской области принят Законом от 06.05.06г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.05г. Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с этим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Законом Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ульяновской области на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.08г. №1-П утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».
Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья, удостоверяется такое право жилищным сертификатом. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы; орган местного самоуправления обязан проверить достоверность представленных сведений и принять решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов, а также направить уведомление не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.
Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение «Порядка расходования и учета средств на предоставление субвенций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских округов и муниципальных районов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Ульяновской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот» и представляемых в Министерство образования области сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правительство Ульяновской области и Министерство финансов Ульяновской области не располагает сведениями о том, что истицей предоставлены доказательства того, что жилое помещение по адресу г.Димитровград, ул.А*,1**-* признано непригодным для проживания.
Выслушав пояснения истца и ее представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Спицыной Н.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.96г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.04г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из преамбулы, а также из ст.1 указанного закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.06г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определенном главой 4 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
Судом установлено, что Т* Н.А. родилась 1* сентября 19** года в г.Димитровграде, ее родителями являются Т*, Т**, что подтверждается представленной копией свидетельства о рождении л.д.7).
Решением Димитровградского горнарсуда от 2*.08.**г. Т* и Т** лишены родительских прав в отношении детей М*, 19** года рождения (только Т* И.А.), Н* 19** года рождения, Н*, 19** года рождения, П*, 19** года рождения, К*, 19** года рождения л.д.23-24). Дети переданы на попечение органов опеки и попечительства ОНО Димитровградской администрации.
Постановлением главы Администрации г.Димитровграда от 1*.09.**г. №3** несовершеннолетние Т*ы направлены в детское государственное учреждение, поскольку их родители решением Димитровградского городского народного суда лишены родительских прав л.д.21,22).
Из пояснений истца, исследованных материалов дела следует, что Т* Н.А., 1*.09.**г. рождения, с 2* октября 19** года по 1* сентября 20** года воспитывалась в Б*ой специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, М*ого района Ульяновской области, находилась на полном государственном обеспечении л.д.16).
С 0* сентября 20** года по 3* июня 20** года Т* Н.А. являлась учащейся ГОУ НПО ПУ-* г.Н* и обучалась по очной дневной форме обучения по специальности маляр строительный, штукатур, находилась на полном государственном обеспечении. Указанное обстоятельство подтверждается представленной справкой от 1*.07.**г. л.д.17).
Т* Н.А. 0*.06.**г. вступила в брак со С*, после заключения брака ей присвоена фамилия Спицына. Указанное обстоятельство подтверждается представленной копией свидетельства о заключении брака л.д.8). От брака у Спицыных 0*.10.**г. родился сын С*Д*, что подтверждается представленной копией свидетельства о рождении л.д.47).
Таким образом, судом установлено, что после лишения родителей истицы родительских прав Т* Н.А. находилась в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье никогда не проживала, всегда находилась на полном государственном обеспечении.
В дело представлены копии свидетельств о смерти л.д.18,4)8, из которых следует, что родители истицы – Т* и Т** умерли: отец – 2* марта 19** года, мать – 0* февраля 20** года.
Из представленной копии справки формы №8 л.д.15), выданной ЖЭУ №3 2* марта 19** года, следует, что Т**, Т* и их дети Н* М.В., Т* Н.А., Т* Н.А., Т* П.А., Т* К.А., Т* Г.А. с 2* августа 19** года зарегистрированы по адресу: г.Димитровград, ул.А*,1**-*. Имеется отметка о том, что дети выбыли в детский дом.
Из копии ордера на указанное помещение, следует, что оно является служебным, предоставлено Т* на состав семьи из 5 человек л.д.50).
Согласно справки формы №8 от 28 июля 2010 года л.д.51-52), в настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы Ф* Н.А., ее дети Ф* С.Н., Ф* Д.Н., Ф* М.Н.; С* Н.А. и ее сын С*, а также Т* П.А., Т* К.А., Т* Г.А.,
Из копии письма директора Б*ой школы-интерната от 1* марта 20** года л.д.26) следует, что он обращался к начальнику Управления образования Администрации г.Димитровграда с ходатайством по вопросу о вынесении постановления о закреплении жилья за Т*ми Н*, Н** и К* по месту их регистрации в г.Димитровграде по ул.А*,1**-*.
Постановлением главы Администрации г.Димитровграда от 2*.01.**г. №1** за несовершеннолетними Т* Н.А. 1*.09.**г. рождения, Т* Н.А. 0*.02.**г. рождения, Т* Г.А. 0*.04.**г. рождения, Т* К.А. 0*.11.**г. рождения и Т* П.А. 2*.08.**г. рождения сохранено право регистрации и проживания в жилом помещении, расположенном в г.Димитровграде по ул.А*,1**-* л.д.11).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Спицына Н.А. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, однако ее доводы о том, что после окончания пребывания в образовательном учреждении она имела право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения.
После того, как Т*ва (Спицына) Н.А. была помещена в учреждение для детей-сирот, за ней было закреплено жилое помещение, расположенное в г.Димитровграде, ул.А*,1**-*, в котором она проживала до определения ее в детское учреждение, и в котором была зарегистрирована, что подтверждается копией указанного выше постановления главы Администрации г.Димитровграда.
В соответствии с представленным заключением л.д.54-55) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 21.06.10г. жилое помещение, расположенное в г.Димитровграде, ул.А*,1**-*, не отвечает установленным для жилого помещения требованиям, в связи с чем принято заключение о проведении капитального ремонта жилого дома.
То обстоятельство, что указанное жилое помещение находится в непригодном для жизни состоянии, не может порождать обязанность Администрации г.Димитровграда выдать Спицыной Н.А. вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области. Ее нарушенные жилищные права в данном случае подлежат восстановлению в ином, предусмотренном жилищным законодательством, порядке.
Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения иска Спицыной Н.А. к Администрации г.Димитровграда о понуждении выдать сертификат на приобретение жилья, в связи с чем в удовлетворении иска необходимо отказать.
Тот факт, что Спицына Н.А. не имеет какого-либо другого пригодного для проживания жилого помещения, не имеет юридического значения для правильного рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как усматривается из ответа Администрации г.Димитровграда от 10.12.09г. на заявление Спицыной Н.А. о предоставлении жилищного сертификата на приобретение жилья л.д.10), ответчик в этом письме ссылался на то, что постановлением Главы города от 2*.01.**г. №1** за ней сохранено право регистрации и проживания по ул.А*,1**-* в г.Димитровграде. То есть о наличии этого постановления Спицыной Н.А. стало известно более чем за три месяца до обращения ее в суд с иском по настоящему делу, а поэтому в удовлетворении ее иска в части отмены вышеуказанного постановления также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.98,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Спицыной Н* А* к Администрации города Димитровграда об отмене постановления Главы города, признании ее нуждающейся в жилом помещении и понуждении выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации – Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в десятидневный срок со следующего дня после составления мотивированного решения, которое будет составлено не позднее 3 августа 2010 года.
Судья Н.П.Никитина
Решение вступило в законную силу 14.08.2010г.