на незаконные действия



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Володиной Л.А.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Асташкина Б.В. на незаконные действия администрации Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония № 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области,

У С Т А Н О В И Л:

Асташкин Б.В. обратился в суд с жалобой на незаконное наложение на него дисциплинарных взысканий. В обоснование жалобы он указал, что 2 июля 2010 года его вызвали на комиссию, где без всякого разбирательства было вынесено решение о содержании его в ШИЗО сроком 7 суток с мотивировкой "о создании конфликтной ситуации". Это не соответствует действительности. Его ранее провоцировали на любые неадекватные действия в течение нескольких дней в связи с написанной им жалобой в прокуратуру г.Ульяновска 1 июля 2010 года.

2 июля 2010 года перед выходом отряда на обед в столовую его подкараулил возле комнаты приема пищи отряда один 19-летний осужденный из категории "обиженных", наедине с ним пнул его ногой по бедру. У него в руках были кружка и ложка, он инстинктивно взмахнул рукой в его сторону, что предоставило ему возможность выскочить в коридор. Этого оказалось достаточно, чтобы приукрасить и перевернуть против него ситуацию, хотя именно этот человек несколько дней пытался задеть его.

На комиссии начальник колонии начал задавать ему вопросы, не относящиеся к ситуации, намекать на домогательства с его стороны к тому осужденному, что ему было крайне неприятно слышать. Поэтому он и сказал начальнику колонии, что он не тем занимается в данное время, за что получит еще 7 суток содержания в ШИЗО с мотивировкой за нетактичное поведение. Он не согласен с таким постановлением, так как сам начальник колонии задавал ему нетактичные вопросы.

Третье постановление, с формулировкой "нет доклада", принесли 16 июля 2010 года. Он с ним также не согласен, так как ранее он никаких взысканий за нарушение режима содержания не допускал, включая и доклад. Считает абсурдным отказываться от доклада за 4 месяца до освобождения из мест лишения свободы. Постановление не соответствует действительности, а потому он с ним не согласен. Просил рассмотреть его жалобу о законности постановлений.

В судебное заседание Асташкин Б.В. не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы.

Представители Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония № 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (впредь – ФБУ ИК-3") Никишин В.В. и Кулагин А.Г. в судебном заседании жалобу не признали, просили в ее удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции указали, что в 2 июля 2010 года на осужденного Асташкина Б.В. была наложена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор за нарушение правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, за попытку создания конфликтной ситуации, употребление нецензурных слов и в отказе от дачи объяснений по данному факту, чем были нарушены требования п.п.3 и 8 ст.14 и п.9 ст.15 указанных Правил.

6 июля 2010 года на него же была наложена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор за нетактичное поведение с представителями администрации учреждения, чем им были нарушены требования п.п.3 и 8 ст.14 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях.

15 июля 2010 года на него же было наложено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор за то, что, являясь дежурным по камере, не доложил в установленной администрацией учреждения форме, тем самым нарушил требования п.п.3 и 8 ст.14 раздела 3 и ст.162 раздела 23 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях.

Порядок применения взысканий был соблюден, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор являются законными и обоснованными, соответствуют тяжести и характеру совершенных нарушений.

Заслушав пояснения представителей исправительного учреждения, исследовав материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания жалобы, пояснений представителей исправительного учреждения следует, что Асташкин Б.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФБУ ИК-3.

В соответствии со ст.11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии со ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В соответствии со ст.117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

Из копии постановления о водворении осужденного в штрафной изолятор от 2 июля 2010 года л.д.12) следует, что 2 июля 2010 года в 12 час. 15 мин. Асташкин Б.В. пытался создать конфликтную ситуацию: разговаривал с другим осужденным на повышенных тонах, в разговоре употреблял нецензурные слова, а также отказался давать какие-либо письменные объяснения и подписывать документы по факту нарушения. За указанное нарушение на него было наложено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток.

В соответствии с абз.8 п.14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 205, осужденные обязаны быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования.

В соответствии с абз.8 п.15 тех же правил осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова.

Факт совершения данного нарушения Асташкиным Б.В. подтверждается актом от 2 июля 2010 года л.д.14) и рапортом начальника отряда Кулагина А.Г., из которых следует, что Асташкиным Б.В. были в указанное время совершены вышеуказанные действия, а также то, что Асташкин Б.В. отказался от дачи объяснений по данному факту. Данный факт также подтверждается и объяснениями осужденных М*, Т*, П*, подтвердившими указанные обстоятельства л.д.17-19).

Из копии постановления о водворении осужденного в штрафной изолятор от 6 июля 2010 года л.д.23) следует, что 2 июля 2010 года в 19 час. 50 мин. в кабинете начальника учреждения вел себя нетактично, разговаривал с начальником учреждения на повышенных тонах, размахивал руками, на сделанные замечания вступил в пререкания, отказался давать объяснения по данному факту. За указанное нарушение он был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.

Факт совершения данного нарушения порядка отбывания наказания Асташкиным Б.В. подтверждается актом № * от 2 июля 2010 года л.д.24), из которого следует, что в указанное в постановлении время Асташкин Б.В. разговаривал с начальником учреждения на повышенных тонах, размахивал руками, пререкался с работниками учреждения, чем нарушил п.п.8 п.14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Этот факт также подтверждается и рапортом начальника отряда Кулагина А.Г. от 2 июля 2010 года л.д.25).

Из копии постановления о водворении осужденного в штрафной изолятор от 15 июля 2010 года л.д.31) следует, что 14 июля 2010 года в 7 часов 10 минут, во время отбывания взыскания в камере штрафного изолятора учреждения, являясь дежурным по камере, отказался выполнять обязанности дежурного, не доложил по установленному образцу представителям администрации при их входе в камеру, а также в категорической форме отказался давать письменные объяснения и подписывать какие-либо документы по данному факту. За указанное нарушение на него было наложено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток.

В соответствии со ст.161-162 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений дежурство в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного.

Дежурный по камере: следит за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества получает для осужденных посуду, инвентарь для уборки камеры и сдает их; следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки – прогулочного двора; моет бачок для питьевой воды. Другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ.

В соответствии с распоряжением начальника УФСИН по Ульяновской области от 14 декабря 2005 года были утверждены обязанности дежурного по камере штрафного изолятора, примерный доклад дежурного л.д.40-43). Этим распоряжением предусмотрено, что дежурный по камере штрафного изолятора, назначенный по графику, после открывания внешней двери камеры поворачивается лицом к посетителям и, без команды представителя администрации, подает осужденным команду "Встать, внимание!", затем докладывает по утвержденному образцу. Данные обязанности дежурного утверждены и приказом начальника ИК-3 от 19 января 2010 года № 20 л.д.44-45).

Таким образом, доклад дежурного является обязанностью осужденного, частью установленного порядка отбывания наказания.

Факт совершения данного нарушения порядка отбывания наказания Асташкиным Б.В. подтверждается актом № * от 14 июля 2010 года л.д.32), а также рапортом начальника отряда Кулагина А.Г. л.д.33), из которого следует, что Асташкин Б.В. 14 июля 2010 года отказался выполнять обязанности дежурного по камере.

Из представленных материалов следует, что Асташкиным Б.В. действительно в указанные в постановлениях начальника исправительного учреждения дни были совершены нарушения порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, за которые он был в установленном порядке подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на различные сроки.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что основания для наложения на Асташкина Б.В. данных взысканий имелись.

Хотя в своей жалобе Асташкин Б.В. и указывал, что на совершение указанных нарушений его спровоцировали другие осужденные своим неправильным поведением, руководитель учреждения, задававший ему нетактичные вопросы, никаких доказательств совершения указанных действий другими лицами истец суду не представил, не указал на них в жалобе. Более того, совершение нарушений другими лицами не предоставляет осужденному право совершать нарушения режима отбывания наказания в виде лишения свободы.

Суд также считает, что наложенные на Асташкина Б.В. взыскания соразмерны степени тяжести совершенных Асташкиным Б.В. нарушений порядка отбывания наказания. При этом суд учитывает неоднократность нарушений и их совершение после применения к нему взысканий за нарушение порядка отбывания наказания, что свидетельствует о том, что более мягкие взыскания не могли способствовать исправлению поведения Асташкина Б.В.

Порядок применения указанных взысканий администрацией учреждения нарушен не был, а потому оснований для отмены указанных постановлений о применении к Асташкину Б.В. взысканий за нарушение порядка отбывания наказания не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Асташкина Б.В. на действии администрации Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония № 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения – 16 августа 2010 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.

Судья Володина Л.А.

Решение вступило в законную силу 27.08.2010 г.