Дело № 2-1588/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Володиной Л.А.,
при секретаре Манаховой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Финтисова А.А. в Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Финтисов А.А. обратился в суд с данным иском. В обоснование исковых требований он указал, что 1 апреля 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда, однако ему в этом было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на указанных видах работ. В его специальный стаж не был засчитан период его работы с ** августа 1978 года по ** августа 1981 года в НИИАРе.
Данное решение он считает незаконным. Факт его работы с вредными условиями труда подтверждается записями в трудовой книжке о том, что он ** сектора материаловедения (впоследствии – отдел радиоактивного материаловедения. Приказами работодателя ему были установлены особо вредные условия труда, что подтверждается карточкой формы Т-2.
Просил суд обязать ответчика включить спорный период его работы в специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с работой с особо вредными условиями труда с момента возникновения права на нее – 1 апреля 2010 года.
В судебное заседание истец Финтисов А.Н. не явился, хотя о времени его был извещен в установленном законом порядке. Он направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Тутарова В.Л. в судебном заседании
исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Дополнительно она пояснила, что подразделения института, в которых работал истец в 1978-1981 годах, реорганизованы в результате структурных преобразований института, а цели и задачи лаборатории, в которой работал истец, достигаются и исполняются лабораторией инновационного и экспериментального топлива радиохимического отделения в тех же самых помещениях и на том же самом оборудовании.
Работы выполнялись ранее и ведутся в настоящее время в радиационно-защитных боксах БТУ-01-13 и лабораторных помещениях 114, 115 здания 119. Льготно-уточняющая справка №* от ** октября 2009 года подтверждает занятость Финтисова А.Н. на работах с радиоактивными веществами эквивалентными по радиотоксичности свыше 10 милликюри радия 226. Он постоянно, полный рабочий день был занят на работах по исследованию материалов, облученных на реакторных установках, а также тепловыделяющих элементов ядерных реакторов института. Экспериментальные работы, относящиеся к категории радиационно-опасных, проводились в здании 119 в радиационно-защитных боксах (необслуживаемых) и операторских помещениях (местах постоянного пребывания персонала, оборудованных средствами биологической защиты). Выполняемые работы относились к 1 и 2 классу опасности, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением на здание 119. Должностные обязанности ** лаборатории соответствуют должностным обязанностям ** порошковой металлургии 3 разряда, изложенным в ЕТКС, указывают именно на занятость на экспериментальных и исследовательских работах с радиоактивными веществами не менее 80% рабочего времени.
Величина активности на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 рассчитана и приведена в техническом экспертном заключении индивидуального специалиста по вопросам ядерной и радиационной безопасности ядерных установок Н*ым В.А.
За весь период работы истца в институте характер его работы не изменялся, сектор материаловедения в настоящее время исключен из штатного расписания с переводом сотрудников лабораторий здания 119 во вновь созданное подразделение РХО.
Просила удовлетворить иск Финтисова А.Н. в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на иск исковые требования не признал, указав, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих занятость Финтисова А.Н. на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ. Эта работа должна подтверждаться картой аттестации рабочего места, однако данное рабочее место не аттестовано.
Представленные работодателем документы о работе истца не подтверждают особые условия труда истца, а потому оснований для назначения ему указанного вида пенсии не имеется, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица ОАО "ГНЦ НИИАР" Тутарова В.Л. исковые требования Финтисова А.Н. поддержала.
Заслушав пояснения представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 лет, если они трудились не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Из копии трудовой книжки истца л.д.10-19) следует, что истец работал с ** августа 1978 года по ** августа 1981 года ** лаборатории ** (сектора материаловедения) НИИАР.
Из справки №* от ** октября 2009 года л.д.9) следует, что в указанный период истец постоянно был занят на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ с полным рабочим днем в качестве ** (**лаборатории **, работа предусмотрена позицией 12201000-1754б подраздела 01 раздела XXII Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Стаж работы на указанных работах у истца составляет 2 года 11 месяцев 27 дней.
Из пенсионного дела Финтисова А.Н. и протокола №** от 5 июля 2010 года л.д.8) следует, что 1 апреля 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по указанному основанию, однако решением от 5 июля 2010 года в назначении указанной пенсии истцу было отказано в связи с тем, что не подтверждена занятость истца на работах с радиоактивными веществами в количествах, эквивалентных по радиотоксичности 10 милликюри радия 226. При этом в стаж работы истца по Списку № 1 ответчиком был включен период работы истца в качестве дозиметриста в службе радиационной безопасности ОРМ НИИАР длительностью 7 лет 4 месяца 17 дней.
Данное решение суд считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с разделом XXII (код позиции 12201000-1754б) Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением № 10 Правительства СССР от 26 января 1991 года, право на досрочную пенсию по возрасту имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях и медучреждениях.
Факт занятости истца на указанных работах, кроме приведенной льготно-уточняющей справки, подтверждается справкой о рабочих местах, на которых был задействован Финтисов А.Н. в период работы в НИИАРе с ** августа 1978 года по ** августа 1981 года л.д.44), из которой следует, что он был занят на следующих рабочих местах зоны контролируемого доступа здания 119 – лабораторные помещения 114,115, операторские помещения 10,11 (помещения постоянного пребывания), ремонтный коридор п.2, операторская п.18 (периодически обслуживаемые), радиационно-защитные боксы (необслуживаемые помещения).
Из копии санитарно-эпидемиологического заключения на здание 119 ОАО "ГНЦ НИИАР" л.д.34-40) следует, что в указанном здании производятся работы по производству, размещению, эксплуатации, техническому обслуживанию и хранению источников ионизирующего излучения, в вышеуказанных помещениях данного здания производятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, изготовление, исследование образцов, изделий, эти работы 1 класса опасности.
Из ЕТКС л.д.32-33) следует, что ** (работы, выполнявшиеся истцом в спорный период) занят приготовлением металлических и окисных порошков (двуокиси урана, закиси-окиси урана, окиси тория, окиси эрбия и других радиоактивных материалов) механическим способом.
Из положения о лаборатории инновационного и экспериментального топлива ГНЦ НИИАР л.д.23-31), которая проводит работы в радиационно-опасных участках здания 119, следует, что основной задачей указанной лаборатории является разработка технологии и получение карбида бора и других поглощающих композиций для стержней управления и защиты ядерных реакторов.
Из технического экспертного заключения индивидуального специалиста Н*а В.А. л.д.42-43) следует, что активность радиоактивных веществ на рабочих местах истца Финтисова А.Н. в спорный период была значительно выше 10 мКи в пересчете на Rа-226.
Все указанные доказательства свидетельствуют о том, что истец в спорный период была занят видами работ, перечисленными в вышеуказанной позиции Списка № 1 в научно-исследовательском институте, а потому данный период работы подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на данный вид пенсии.
Из материалов пенсионного дела и копии трудовой книжки следует, что 1 апреля 2010 года истец достиг 50-летнего возраста, его страховой стаж, как следует из решения об отказе в назначении пенсии, превышает 20 лет.
Так как стаж работы истца с вредными условиями труда составляет более 10 полных лет, право на досрочную пенсию у него возникло при достижении им возраста 50 лет, то есть 1 апреля 2010 года, а потому требования истца о понуждении ответчика к назначению ему досрочной трудовой пенсии со дня получения права на нее также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе зачесть в специальный стаж Финтисова А.Н. время его работы с ** августа 1978 года по ** августа 1981 года в качестве ** лаборатории ** сектора материаловедения НИИАР и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня получения права на нее – 1 апреля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения – 13 сентября 2010 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.
Судья Володина Л.А.
Решение вступило в законную силу 24.09.2010 года.