Дело №2-1684/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области
в составе судьи Никитиной Н.П.,
с участием прокурора Бизиной С.М.,
при секретаре Денисовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в интересах Черновой Л* И* к Администрации города Димитровграда и Управлению образования Администрации города Димитровграда о признании незаконным бездействия и понуждении к выдаче жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Черновой Л.И. к Администрации города Димитровграда и Управлению образования Администрации города Димитровграда о признании незаконным бездействия и понуждении в выдаче ей жилищного сертификата л.д.3-5).
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой выявлены факты, требующие прокурорского вмешательства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96г. № 159-ФЗ (в редакции от 22.08.04г.) к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Согласно п.1 ст.8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» 06.12.06г. №60-ЗО порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 15.01.08г. №1-П право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Данное право реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья. Лица, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета. Лица, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Проведенной проверкой установлено, что Чернова Л.И. родилась в г.У* 1*.12.**г., с рождения находилась на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях для детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, соответственно являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей.
В выписке из истории болезни Черновой Л.И. указано, что мать от ребенка отказалась, сразу же после рождения она была доставлена в первый роддом Ж* района г.У*, где находилась до 6 месяцев. С 1*.06.**г. была помещена в дом ребенка в г.У*. с 3*.08.**г. по сентябрь 19** года она содержалась в К* детском доме. С сентября 19** года по август 19** года находилась с И* детском доме Б* района, с 2*.08.**г. обучалась с К* школе-интернате, с 2*.08.**г. по январь 19**6 года находилась в школе-интернате р.п.Б*, с 0*.02.**г. по 1*.09.**г. проживала в ОГАУСО «Дом интернат для престарелых и инвалидов в г.Д*», 0*.09.**г. отчислилась из дома-интерната в связи с поступлением в Д* коррекционное училище, где обучалась до 2*.06.**г. На основании трудового договора Чернова Л.И. с 1*.11.**г. работает в ООО «Д*Ж*К», проживает и зарегистрирована в общежитии по ул.К*,3**-* в г.Димитровграде, где ей предоставлена комната по договору коммерческого найма жилья от 0*.11.**г. По указанному адресу Чернова Л.И. впервые была зарегистрирована 1*.12.**г. на основании ранее заключенного договора найма жилья в общежитии Димитровградской автошколы РОСТО (ДОСААФ). Фактически в данном общежитии истица проживает постоянно. Иного места жительства не имеет. Из представленных Черновой Л.И. документов следует, что данная комната была ей предоставлена по ходатайству Администрации г.Димитровграда. а также Димитровградской местной общественной организации инвалидов–опорников «Преодоление» Всероссийского общества инвалидов.
В соответствии со ст.92-94 ЖК РФ общежитие относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения. Таким образом, предоставление Черновой Л.И. комнаты в общежитие нельзя считать обеспечением ее жильем.
Кроме того, согласно справки, выданной начальником жилищного отдела Администрации г.Димитровграда, Чернова Л.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит в единой льготной очереди за №5** с 1*.07.**г.
Ранее Чернова Л.И. неоднократно обращалась в жилищный отдел Администрации г.Димитровграда о выделении субсидий на приобретение жилья путем выдачи жилищного сертификата, однако ей отказывали в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее социальный статус.
В настоящее время возникла трудность в предоставлении копий документов, подтверждающих принадлежность Черновой Л.И. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные сведения содержались в личном деле Черновой Л.И., восстановить которое в настоящее время невозможно. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в архивах детских учреждений, где содержалась Чернова Л.И., не сохранилось ее личного дела.
Отказ органов опеки и попечительства в выдаче жилищного сертификата Черновой Л.И. на получение субсидии на приобретение жилья, связанный с тем, что отсутствуют сведения, подтверждающие принадлежность к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несостоятелен, так как с рождения Чернова Л.И. находилась на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии со ст.6 Закона Ульяновской области «об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 06.05.06г. №60-ЗО органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством. Настоящий порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидий на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов.
Чернова Л.И., 19** года рождения, не реализовала ранее свои права на получение внеочередного жилья по той причине, что является инвалидом с детства, не смогла этого сделать в силу объективных обстоятельств - по состоянию здоровья.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Между тем, должностными лицами Управления образования Администрации г.Димитровграда и Администрации г.Димитровграда Чернова Л.И., не имеющая собственного и закрепленного жилья, незаконно лишена права на получение жилого помещения.
Чернова Л.И. является инвалидом * группы и может самостоятельно осуществлять защиту своих прав, обратилась в прокуратуру города с заявлением о защите своих прав, в связи с чем прокурор обратился с иском в суд.
Министерство финансов Ульяновской области, являясь главным распорядителем финансов Ульяновской области, выступает по данным гражданско-правовым отношениям в качестве третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Бизина С.М. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Истец Чернова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления образования Администрации г.Димитровграда Павлова Е.А., действующая по доверенности от 12.01.10г. л.д.61), в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложены в ее письменном отзыве от 14.09.10г.
Из отзыва представителя Управления образования Администрации г.Димитровграда Павловой Е.А. от 14.09.10г. следует, что в соответствии с п.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.08г. №1-П, для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители предоставляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства: заявление о выдаче жилищного сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области; копию паспорта; копию документа из образовательного учреждения об окончании обучения в образовательном учреждении; копии документов подтверждающих принадлежность к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; справку органа местного самоуправления по месту первичного учета, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения; выписку из ЕГРПН об отсутствии жилых помещений. В соответствии с п.7 этого же Порядка орган местного самоуправления осуществляет прием и регистрацию документов, проверяет достоверность сведений в представленных документах, запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, принимают решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов.
Черновой Л.И., 1*.12.**г. рождения, не представлены документы, подтверждающие принадлежность к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о ее рождении матерью указана Ч*Л.И., отцом Ч*И.П. Документальные подтверждения о том, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют (свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав, заявление о согласии на усыновление).
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального образования, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением. Из преамбулы указанного закона, а также из ст.1 этого закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. На сегодняшний день Чернова Л.И. достигла возраста 32 лет.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Чернова Л.И. не представила документы, подтверждающие, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 32 лет, Управление образования Администрации г.Димитровграда, являющееся уполномоченным органом, осуществляющим деятельность по реализации полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, считает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют л.д.62).
Представитель Администрации г.Димитровграда Лукьянова Н.С., действующая по доверенности от 14.01.10г. л.д.31), в судебное заседание не явилась, письмом от 31.08.10г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие по имеющимся в деле доказательствам л.д.30).
Представитель третьего лица Министерства финансов Ульяновской области Гордеева О.Ю., действующая по доверенности от 28.12.09г. л.д.60), в судебное заседание также не явилась, в отзыве от 07.09.10г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Из отзыва Министерства финансов Ульяновской области от 07.09.10г. следует, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в органы местного самоуправления документы, перечень которых указан в п.6 «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.08г. №1-П, который в установленный законом срок принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдачи.
В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Ульяновская область обязана обеспечивать их необходимыми финансовыми и материальными средствами в размере, предусмотренном Законом о бюджете на очередной финансовый год, а органы местного самоуправления, в свою очередь, имеют право вносить в органы государственной власти Ульяновской области свои предложения по увеличению размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета, в случае возникновения непредвиденных расходов по осуществлению государственных полномочий.
Министерство образования Ульяновской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, который, кроме того, является главным распорядителем субвенций. Выделение субвенций осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год на указанные цели Министерству образования Ульяновской области. Свои обязательства по перечислению указанных денежных средств Министерство финансов Ульяновской области выполнило в полном объеме.
Кроме того, Федеральным законом № 159-ФЗ установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. На момент подачи прокурором искового заявления истице было 32 года. Соответственно право на дополнительные социальные гарантии утрачено. Срок исковой давности пропущен, уважительных причин пропуска не установлено л.д.58-59).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Черновой Л.И., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Черновой Л.И. родилась 1* декабря 19** года г.У*, в ее свидетельстве о рождении указаны родители: отец Ч* И.П., мать Ч*Л.И. л.д.9).
Из выписки из истории развития Черновой Л.И. следует, что она поступила в дом ребенка в возрасте * месяцев, мать от ребенка отказалась. Ребенок после рождения в домашних условиях машиной скорой помощи был доставлен в первый роддом Ж* района г.У* в очень тяжелом состоянии, через 28 дней был переведен в отделение н* детей, где находился до 6 месяцев, затем 1*.06.**г. был помещен в У* областной специализированный Дом ребенка л.д.11-12), где девочка воспитывалась на полном государственном обеспечении, а затем 3*.08.**г. выбыла в К* детский дом л.д.15).
Из выписки из истории развития ребенка следует, что в К* детский дом Чернова Л.И. поступила в возрасте 5 лет л.д.13-14). С сентября 19** года по август 19** года она находилась в И* детском доме Б* района, с 2*.08.**г. вновь обучалась в К* школе-интернате л.д.13-14), с 2*.08.**г. по 0*.02.**г. обучалась и воспитывалась в ГОУ Б* специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат на полном государственном обеспечении л.д.16-19,43), с 0*.02.**г. по 0*.09.**г. проживала в ОГАУСО «Дом интернат для престарелых и инвалидов в г.Д*» л.д.20); с 0*.09.**г. по 2*.06.**г. обучалась в Д* профессиональном училище-интернате для инвалидов, где проживала в общежитии училища л.д.21,38-40,42,44).
Таким образом, Чернова Л.И. до совершеннолетия постоянно находилась на государственном обеспечении в детских специализированных учреждениях, родителей своих не знает, никогда с ними не проживала, то есть являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Поскольку она никогда не проживала с родителями, мать отказалась от нее, за ней не могло быть закреплено какое-либо жилое помещение.
Проживая в общежитии Д* профессионального училища-интерната для инвалидов по ул.К*,3**, Чернова Л.И. 24.06.97г. обратилась в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что является сиротой, жилья не имеет л.д.39). Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при городской администрации от 25.06.97г. Чернова Л.И. было рассмотрено ее заявление, комиссия согласовала постановку ее на учет в льготную очередь как воспитанницу детского дома л.д.35-36). Распоряжением Администрации г.Димитровграда от 1*.07.**г. она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет л.д.32-34). Как следует из справки начальника жилищного отдела Администрации г.Димитровграда от 13.07.10г., Чернова Л.И. с 1*.07.**г. по настоящего времени состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за №19**, в единой льготной очереди – за №5** л.д.8).
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.37 ЖК РФСФР, действовавшего на момент признания Черновой Л.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от формы собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также при окончании службы в Вооруженных силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали, жилое помещение предоставлялось вне очереди.
Однако, поставив Чернову Л.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Администрация г.Димитровграда вне очереди жилое помещение ей не предоставила, нарушив ее жилищные права.
В 2002 году ООО «Обновление-Всероссийкое общество инвалидов» обращалось к Главе г.Димитровграда по вопросу предоставления Черновой Л.И. жилого помещения. Из указанного обращения следует, что инвалиду * группы с детства и сироте Черновой Л.И. выделена жилая площадь по ул.К*,2**-*, которая ее как инвалида не устраивала, поскольку комната находилась на втором этаже, лестницы крутые, а она хромает; горячей воды нет, бытовой газ привозной в болонах, она не в состоянии их перетаскивать; соседи по лестничной площадке наркоманы, в таких условиях проживать инвалиду опасно; на общей кухне и в коридоре проживают люди; площадка, коридор, кухня, комната нуждаются в капитальном ремонте после пожара л.д.48). Заявлением от 08.02.02г. Чернова Л.И. отказалась от предоставленного ей жилого помещения по ул.К*,2**-* л.д.49).
После этого Черновой Л.И. было предоставлено койко-место в комнате №* общежития ДАШ РОСТО (ДОССАФ), где она была зарегистрирована с 2*.02.**г. л.д.52). Письмом от 19.07.06г. Димитровградская местная общественная организация инвалидов-опорников «Преодоление» обратилась к начальнику ДАШ РОСТО (ДОСААФ) с просьбой предоставить Черновой Л.И. отдельную комнату, поскольку в силу имеющихся физических недостатков у нее выработался комплекс неполноценности, ей сложно решать свои бытовые проблемы в присутствии других лиц л.д.22). С аналогичным письмом к начальнику ДАШ РОСТО 26.07.06г. обращался Глава г.Димитровграда л.д.23).
В результате между Димитровградской автошколой РОСТО (ДОСААФ) и Черновой Л.И. 0*.01.**г. был заключен договор найма жилого помещения, состоящего из одной комнаты №* в общежитии по ул.К*,3** в г.Димитровграде на срок до 3*.11.**г. л.д.24).
Впоследствии между Димитровградской автошколой РОСТО (ДОСААФ) и Черновой Л.И. 0*.11.**г. был заключен договор коммерческого найма на комнату №* в общежитии по ул.К*,3** в г.Димитровграде сроком по 3*.10.**г. л.д.25-26). Согласно п.5.1 указанного договора, в случае, если стороны продолжают выполнять принятые по договору обязательства, договор считается пролонгированным на следующий год; пролонгация возможна неограниченное количество раз.
Как видно из справок ф.8 от 12.11.07г. л.д.46), от 17.04.07г. л.д.47), из выписки из ее паспорта л.д.6-7), Чернова Л.И. с 1*.12.**г. по настоящее время зарегистрирована и проживает по договору коммерческого найма в общежитии ДАШ РОСТО (ДОСААФ).
Из имеющихся в деле документов следует, что в собственности Чернова Л.И. жилых помещений не имела и не имеет, в приватизации не участвовала л.д.41,45,50-51).
Согласно пп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96г. №159-ФЗ (в редакции от 17.12.09г.) к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.96г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 06.05.06г. №60-ЗО (в редакции от 03.08.10г.) право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части первой настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного Закона Ульяновской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.
Постановлением Правительства Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 15.01.08г. №1-П утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» (далее Порядок). Согласно указанного Порядка право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Данное право реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья. Лица, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета. Лица, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В соответствии со ст.92-94 ЖК РФ общежитие относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения. Таким образом, предоставление Черновой Л.И. комнаты в общежитие по договору коммерческого найма нельзя считать обеспечением ее жильем по договору социального найма по норме общей площади жилого помещения.
Наличие регистрации в связи с проживанием по договору коммерческого найма Черновой Л.И. в комнате общежития Димитровградской автошколы РОСТО (ДОСААФ) не является основанием для закрепления за ней указанного жилого помещения.
Доводы Управления образования Администрации г.Димитровграда, изложенные в ответе от 01.07.10г. на обращение Черновой Л.И. о том, что положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.96г. и Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 06.05.06г. №60-ЗО распространяются только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста л.д.63-64), суд считает несостоятельными, поскольку Чернова Л.И. относилась к детям, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 1*.07.**г. по настоящее время, своевременно не была обеспечена вне очереди жилым помещением.
В соответствии с п.7 «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» орган местного самоуправления осуществляет прием и регистрацию документов, проверяет достоверность сведений в представленных документах, запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов.
Оценив представленные суду доказательства, суд полагает необходимым обязать Администрацию г.Димитровграда выдать Черновой Л.И. жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
Поскольку Управление образования Администрации г.Димитровграда является ненадлежащим ответчиком по делу в иске к нему надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Димитровграда удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Димитровграда выдать Черновой Л* И* 1* декабря 19** года рождения жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в десятидневный срок со следующего дня после составления мотивированного решения, которое будет составлено не позднее 20 сентября 2010 года.
Судья Н.П.Никитина
Решение вступило в законную силу 01.10.2010г.