Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Володиной Л.А.,
при секретаре Манаховой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамзиной М. к Администрации г.Димитровграда о признании права на получение мер социальной поддержки как вдове участника Великой Отечественной войны,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Хамзина М. обратилась в суд с данным иском. В обоснование исковых требований она указала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в квартире № * дома № * по ул.К* г.Димитровграда, которая принадлежит ей на праве собственности.
В данную квартиру она въехала потому, что принадлежавший ей дом в с.С* пришел в негодность и подлежит сносу.
Данная квартира находится в непригодном для проживания состоянии: в квартире повышенная влажность, постоянная сырость, отчего образовался грибок, плесень. Полы на кухне сгнили. Санузел находится в ужасном состоянии по причине отсутствия нормальной вентиляции. Трубы системы отопления подвергнуты коррозии, в результате чего в зимнее время года в квартире низкая температура.
Она обратилась к администрации г.Димитровграда с просьбой об улучшении ее жилищных условий, о предоставлении ей мер социальной поддержки, однако ответчик не рассмотрел ее вопрос, а занимается отписками.
Ей не предоставлены льготы по улучшению жилищных условий.
Просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий и обязать ответчика предоставить ей указанную льготу.
В судебное заседание истица Хамзина М. не явилась, направила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие Её представитель Кобзарь М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Дополнительно она пояснила, что данную квартиру она продала матери, так как дом матери в селе пришел в негодность. Мать вынуждена проживать в данной квартире, так как другого жилья у нее не имеется. В январе 2010 года мать выписывалась из квартиры, намереваясь прописаться в с.С*, где у нее есть ветхий дом, но в селе ее не прописали, так как дом подлежит сносу, не пригоден для жилья. Когда она выписала мать из квартиры, в квартиру она прописала своего сына. После того, как матери отказали а регистрации в с.С*, она вновь зарегистрировалась в принадлежащей ей квартире. Она не согласна с заключением экспертизы о пригодности квартиры для постоянного проживания, так как это заключение противоречиво, неполно, не соответствует действительности. Также пояснила, что 16 июля 2010 года в спорной квартире также прописалась ее дочь, внучка Хамзиной М., которая закончила высшее учебное заведение в г.К*. Она вселилась к бабушке, так как бабушка нуждается в уходе. Ранее в спорной квартире она не проживала, перед выездом в К* на учебу она жила в другой квартире - с ней и братом. Считает, что ее мать имеет право на улучшение жилищных условий, так как квартира непригодна для постоянного проживания, в настоящее время у проживающих в квартире не имеется достаточной жилой площади для проживания. Просила признать истицу нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления ей жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что правом на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 пользуются члены семей умерших ветеранов ВОв, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Квартира, в которой проживает истица, площадью * кв.м., принадлежит ей на праве собственности, данное помещение пригодно для проживания, обеспеченность жилой площадью у истицы выше установленной в г.Димитровграде нормы, а потому оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представители привлеченных в качестве ответчиков Министерства финансов Ульяновской области в Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебное заседание не явились, хотя о времени его были извещены. В отзыве на иск представитель Министерства финансов Ульяновской области указал, что данное учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является распорядителем средств федерального бюджета, направленным на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а потому просил в удовлетворении иска к данному ответчику отказать.
Представитель Департамента социальной защиты населения Ульяновской области указал, что полномочия по признанию граждан, проживающих в муниципальных образованиях, нуждающимися в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления. Департамент социальной защиты предоставления социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета представляет на основании списков, подаваемых органами местного самоуправления, по поступлении средств из федерального бюджета в порядке очередности (по дате постановки на учет). В списках администрации г.Димитровграда истица не числится. При условии признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке очередности ей будет предоставлена социальная выплата на приобретение жилья. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" считается необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Из копии удостоверения от 20 ноября 1996 года л.д.59) следует, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
Из копии договора купли-продажи квартиры л.д.25-27) следует, что 10 июля 1998 года истица Хамзина М. приобрела в собственность у дочери К*** М.В. квартиру № * в доме № * по ул.К* г. Димитровграда, состоящую из одной комнаты общей площадью * кв.м., данный договор был зарегистрирован в бюро технической инвентаризации 14 июля 1998 года.
Из справки ф.№ 8 от 17 февраля 2010 года л.д.54) следует, что в указанной квартире зарегистрированы и проживают Хамзина М., ее внук К**, зарегистрированный в квартире с 27 января 2010 года.
Из копии заявления Хамзиной М. от 18 февраля 2010 года л.д.50) следует, что она подала в администрацию г.Димитровграда заявление о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации г.Димитровграда от 15 апреля 2010 года л.д.16) следует, что рассмотрение вопроса о постановке истицы на учет было отложено до получения разъяснения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.
25 мая 2010 года администрацией г.Димитровграда Хамзиной М. был направлен ответ об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии ее на учет, поскольку принадлежащая ей квартира признана пригодной для постоянного проживания, она обеспечена жилым помещением общей площадью более 12 кв.м., а потому не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий л.д.17-18).
Суд считает, что решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления истицы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям закона, поскольку оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Из представленных документов следует, что обеспеченность истицы жилым помещением и до вселения внука в январе 2010 года, и после указанного вселения составляла более 12 кв.м. общей площади на одного человека, квартира является благоустроенной, что подтверждается планом недвижимого имущества с описанием л.д.29-30).
В подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий истицей было представлено техническое заключение ООО "С*" от 12 апреля 2010 года л.д.6-14), в соответствии с которым несущие и ограждающие конструкции квартиры и жилого дома находятся в работоспособном и ограниченно работоспособном состоянии, а системы отопления и вентиляции - в аварийном состоянии. Для обеспечения прочности, долговечности жилого дома и нормальных условий проживания рекомендуется устранить обнаруженные дефекты.
Из акта обследования спорной квартиры от 29 марта 2010 года л.д.44-45) и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 29 марта 2010 года л.д.46-47) следует, что спорная квартира пригодна для проживания при условии выполнения текущего ремонта, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Данное заключение подтверждается заключением проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы № * от 29 июля 2010 года, из которого следует, что в квартире № * дома № * по ул.К* г.Димитровграда отсутствуют дефекты, делающие невозможной ее эксплуатацию в дальнейшем, указанная квартира пригодна для постоянного проживания. Имеющиеся дефекты квартиры возможно устранить для восстановления качества жилого помещения, устранение их целесообразно с учетом степени износа квартиры и возможных затрат на их устранение.
Таким образом, утверждение истицы о непригодности спорной квартиры для постоянного проживания опровергнуто вышеприведенными доказательствами.
В обоснование своих требований представитель истца ссылалась также на то, что 16 июля 2010 года, уже во время рассмотрения дела по существу в квартиру истицы была вселена ее внучка К* л.д.103), а потому истица обеспечена жилой площадью менее 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Это обстоятельство не может быть учтено судом при разрешении данного спора, поскольку при подаче заявления в администрацию г.Димитровграда указанное лицо с Хамзиной М. не проживало, членом ее семьи не являлось, а потому не учитывалось в качестве члена семьи собственника. После ее вселения Хамзина М. также не обращалась в администрацию г.Димитровграда с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, решения по данному вопросу администрацией г.Димитровграда не принималось. Более того, в соответствии со ст.53 ЖК РФ совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, является самостоятельным основанием для отказа в постановке таких граждан на учет.
При таких обстоятельствах оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении ответчика к предоставлению ей мер социальной защиты в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеется, в удовлетворении иска истице Хамзиной М. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Хамзиной М. к Администрации г.Димитровграда о признании права на получение мер социальной поддержки как вдове участника Великой Отечественной войны отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения - 23 августа 2010 года - в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.
Судья Володина Л.А.