Дело № 2-1419/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Володиной Л.А.,
при секретаре Манаховой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батановой Н.И. к Федеральному бюджетному учреждению "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Батанова Н.И. обратилась в суд с данным иском. В обоснование исковых требований она указала, что она работала в Димитровградской воспитательной колонии с 25 августа 1976 года учителем химии.
15 апреля 2010 года она была уволена с работы в связи с сокращением штата работников по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 2009-2010 годы из расчета за 7 с половиной отработанных месяцев за 47,36 календарных дня.
С таким расчетом отпускных она не согласна, так как продолжительность основного отпуска педагогических работников общеобразовательных школ составляет 56 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск гражданскому персоналу УИС при стаже работы свыше 20 лет предоставляется длительностью 15 календарных дней.
Продолжительность ее отпуска должна составлять 71 календарный день.
При увольнении ей должна была быть выплачена компенсация за полный отпуск, что предусмотрено Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 года № 169, поскольку она отработала более 5 месяцев в данном рабочем году и уволена в связи с сокращением штата.
Просила взыскать с ответчика неполученную компенсацию в сумме 12 130 рублей.
Впоследствии истица Батанова Н.И. исковые требования увеличила, просила взыскать неполученную компенсацию в сумме 14 670 руб.
В судебном заседании истица Батанова Н.И. исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
Представитель ответчика Афанасьева Т.Е. исковые требования не признала, указав, что истица работала не в общеобразовательной школе, а в ФБУ Димитровградская ВК УФСИН России по Ульяновской области, которое не является образовательным учреждением, а потому в соответствии со ст.115 ТК РФ имеет право на основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, а также имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней за выслугу лет в УИС. В соответствии с законодательством РФ она имеет право на оплачиваемый отпуск длительностью 43 календарных дня, а потому ее требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск продолжительностью 71 календарный день на законе не основано.
Также указала, что 23 июня 2010 года было рассмотрено дело по иску Батановой Н.И. к тому же ответчику о предоставлении отпуска, данным решением было установлено, что истица получила компенсацию за неиспользованный отпуск, что ею в судебном заседании не оспаривалось, а потому она считает, что судом был рассмотрен спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а потому производство по делу подлежит прекращению.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
решением Димитровградского городского суда от 23 июня 2010 года (л.д.48-52) было установлено, что истица Батанова Н.И. с 28 августа 1976 года по 15 апреля 2010 года работала в ФБУ Димитровградского воспитательная колония УФСИН России по Ульяновской области в должности учителя общеобразовательной школы. Приказом ФБУ ДВК от 14 апреля 2010 года № * истица Батанова Н.И. была уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. Из указанного решения также следует, что ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 28 августа 2009 года по 14 апреля 2010 года истице Батановой Н.И. предоставлен не был, ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.
Из записки-расчета от 14 апреля 2010 года (л.д.62) следует, что истице была оплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 37.36 дня ежегодного основного отпуска и за 10 дней дополнительного отпуска за период работы с 25 августа 2009 года по 15 апреля 2010 года. Всего за указанные дни отпуска ей была начислена компенсация в сумме 29 390 руб. 67 коп. (л.д.54).
В соответствии со ст.334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724 "Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней устанавливается учителям общеобразовательных учреждений.
Хотя в судебном заседании представитель ответчика и утверждал, что истица работала не образовательном учреждении, а в учреждении уголовно-исполнительной системы, а потому не имеет права на удлиненный отпуск, устанавливаемый педагогическим работникам, из копий приказов об организационно-штатных вопросах по подразделениям УФСИН (л.д.64-69) следует, что в спорный период работы истицы в штате ДВК имелось самостоятельное подразделение "Общеобразовательная школа" в составе директора, заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, учителей и лаборанта, всего 13 должностей.
Из представленного тарификационного списка (л.д.55) следует, что истица была тарифицирована с 1 сентября 2009 года как учитель Федерального бюджетного образовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа УФСИН России по Ульяновской области".
Деятельность указанного образовательного учреждения была лицензирована в соответствии с лицензией серия А № *, регистрационный № * от * августа 2007 года (л.д.82-83).
В соответствии со ст.12 Федерального закона "Об образовании" действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
С учетом указанных документов суд приходит к выводу о том, что истица являлась учителем общеобразовательного учреждения, а потому имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемы отпуск, устанавливаемый педагогическим работникам.
Ответчиком не оспаривается, что в соответствии с приказом директора ФСИН от * декабря 2005 года № * истица имеет право на дополнительный отпуск за выслугу лет продолжительностью 15 календарных дней, который суммируется с ежегодным оплачиваемым отпуском. Таким образом, длительность основного и дополнительного отпуска истицы за полный рабочий год должна составлять 71 календарный день.
Судом установлено, что в текущем рабочем году (с 28 августа 2009 года) истица отработала 7 с половиной месяцев, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с п.1 ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с п.28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных наркоматом труда СССР 30 апреля 1930 года № 169, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.
При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ.
Указанные правила не противоречат требованиям Трудового кодекса РФ, поскольку в соответствии со ст.137 ТК РФ удержания за неотработанные дни отпуска не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
С учетом указанной нормы суд приходит к выводу, что истице при увольнении должна была быть уплачена полная компенсация за неиспользованный отпуск длительностью 71 календарный день, а потому с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию недополученная истицей компенсация за неиспользованный отпуск.
В судебном заседании представитель ответчика указывала, что данный вопрос был разрешен решением Димитровградского суда от 23 июня 2010 года, а потому вновь по существу указанное требование разрешено быть не может. С данной позицией ответчика суд согласиться не может. Из содержания приведенного решения Димитровградского городского суда следует, что истица Батанова Н.И. заявила иск о предоставлении ей неиспользованных отпусков в натуре, в связи с чем просила перерасчитать отпускные. Поскольку в понуждении ответчика к предоставлению ей отпуска с последующим увольнением было отказано, суд отказал и в понуждении к перерасчету отпускных. Требование о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск истицей в делу № 2-971/2010 не заявлялось, это требование не рассматривалось, а потому суд считает, что данный иск истицы Батановой Н.И. должен быть рассмотрен по существу. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Из копии расчета и сумм к начислению компенсации отпуска при увольнении следует, что при расчете среднего заработка не было учтено полученное истицей единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам 2009 года.
Суд считает, что указанное вознаграждение подлежит учету при расчете компенсации за неиспользованный отпуск по следующим основаниям.
В соответствии со ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В соответствии с п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, к таким выплатам относятся, в частности, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В соответствии с п.18 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы единовременное денежное вознаграждение является выплатой стимулирующего характера, выплачивается их средств на оплату труда, а потому подлежит учету при определении размера компенсации за неиспользованный отпуск.
Из расчетных листков истицы следует, что указанное вознаграждение за 2009 год составляет 16200 рублей, а потому это вознаграждение подлежит учету при расчете компенсации в сумме 10 800 руб. (16200 руб. : 12 мес. х 9 мес.). Поскольку истицей за расчетный период отработано 0,74087591 доли времени, указанная выплата подлежит учету в сумме 8 001 руб. 46 коп.
Всего заработок истицы, подлежащий учету при расчете компенсации за неиспользованный отпуск составит 177 582 руб. 01 коп., а ее среднедневной заработок - 649 руб. 86 коп. (177582,01 руб. : 273,26 дня, отработанных в учетном периоде).
Всего истице должно было быть начислено компенсации за неиспользованный отпуск 46 140 руб. 06 коп. (649,86 руб. х 71 день), начислено было 29 390 руб. 67 коп.
Таким образом, истице было недоначислено данной компенсации 16 749 руб. 39 коп. С учетом того, что из указанной компенсации подлежало удержанию 2 177 руб. 42 коп. подоходного налога, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы недополученную ею компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 14 571 руб. 97 коп.
Поскольку при подаче иска истица была освобождена от уплаты госпошлины, а ее требования частично удовлетворены, на основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 582 руб. 88 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" в пользу Батановой Н.И. компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 14 571 руб. 97 коп. (четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят один руб. 97 коп.).
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" госпошлину в доход местного бюджета в сумме 582 руб. 88 коп.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения - 10 августа 2010 года - в Ульяновской областной суд через Димитровградский городской суд.
Судья подписьВолодина Л.А.
Решение вступило в законную силу 21 августа 2010 года.