№ 2-1551/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Осипенко О.Б.
при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова А. Н. к Управлению образования Администрации г. Димитровграда и Администрации г. Димитровграда о понуждении к выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Титов А.Н. обратился в суд с данным иском к Администрации г. Димитровграда, в обоснование которого указал, что он, **.01.19** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Мелекесского районного суда от **.04.19** года его родители были лишены родительских прав. С августа 19** года по август 19** года он находился на полном государственном обеспечении и обучался в Чердаклинском детском доме. Согласно справки из жилищного отдела г. Димитровграда от 10.06.2010 года он состоит на учёте в числе граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с **.03.19** года, очередь № ****, в льготной очереди № **, в списках детей сирот, оставшихся без попечения родителей № **. Из ответа отдела образования администрации МО «Мелекесский район» от 18.03.2010 года усматривается, что сведений о закрепленном жилье в отношении него не имеется. Зарегистрирован он в настоящее время по адресу: г. Димитровград, пр. Д*, дом **, кв. **. Приватизированного жилья и других жилых помещений на праве собственности он не имеет, что подтверждается соответствующей справкой ОГУП БТИ от 11.05.2010 года. В июне 2010 года он обратился к ответчику с просьбой выдать ему жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, но получил отказ в этом со ссылкой на то, что он достиг возраста 23 лет. Однако, считает данный отказ незаконным, поскольку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилья он встал в возрасте 19 лет, а ответчик не исполнил свою обязанность по обеспечению его вне очереди жилым помещением. Просит обязать Администрацию г. Димитровграда выдать ему жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
Определением судьи Димитровградского городского суда от 02.08.2010 года по данному делу в качестве соответчика было привлечено Управление образования администрации г. Димитровграда, а в качестве третьего лица – Министерство образования Ульяновской области (л.д. 1).
В судебном заседании Титов А.Н. исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что с 19** года по 19** год он обучался в **** № ** г. Димитровграда и проживал в общежитии данного учебного заведения. Затем по месту его работы на силикатно-бетонном заводе, относящийся к Димитровградскому управлению строительством, ему было выделено койко-место в общежитии данного предприятия. С 19** года по 19** год он проходил службу в Вооружённых Силах РФ, после чего зарегистрировался в п. К* Мелекесского района в доме своего отца. Не найдя в данном посёлке работы, он в 19** году обратился к должностному лицу, занимающемуся заселением в вышеуказанном общежитии ДУС. По его настойчивой просьбе его вновь зарегистрировали в данном общежитии, где он в комнате площадью 18 кв.м. проживал вместе с ещё двумя мужчинами. Проживал до 20** года, а затем в связи с тем, что женился, стал снимать квартиры. Кто проживает в вышеуказанной комнате в настоящее время ему не известно; ключей от неё он не имеет. Когда в 20** году общежитие передавалось муниципальному органу, то перерегистрацию в данном общежитии он пройти не успел. Статус данного жилого дома ему в настоящее время не известен, думает, что оно является общежитием.
Представитель истца – Авдонин Н.С., допущенный судом на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования и пояснения истца поддержал.
Представитель ответчика - Администрация г. Димитровграда в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика - Управление образования Администрации г. Димитровграда, в судебное заседание не явился, согласно отзыву просили данное дело рассмотреть в их отсутствие. По существу пояснили, что исковые требования не могут подлежать удовлетворению, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственно Титов А.Н. не может быть поставлен на учёт для получения жилищного сертификата.
Представитель третьего лица – Министерство образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, согласно письменным возражениям просили данное дело рассмотреть без их участия. По существу пояснили, что согласно действующему законодательству в их компетенцию не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Данным вопросом должен заниматься орган исполнительной власти по месту жительства истца.
Представитель третьего лица – Министерство финансов Ульяновской области – в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву просят данное дело рассмотреть без их участия, по существу поясняют, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам соответствующих субъектов. Принятый во исполнение данных обязательств Закон Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года. В соответствии с данным законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц. В связи с этим необходимые финансовые средства для этого ежегодно предусматриваются в Законе области на очередной финансовый год путём выделения субсидий. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение Порядка расходования и учёта средств на предоставление субвенций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских округов и муниципальных районов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и представляемых в Министерство образования области, как главному распорядителю, сведений о количестве указанных детей. Поскольку истец в настоящее время достиг 32 – летнего возраста, поэтому оснований для предоставления ему субсидии не имеется.
Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право: на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что Титов А.Н., **.01.19** года рождения (л.д. 10), в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, что подтверждается выпиской из решения Мелекесского районного суда Ульяновской области от **.04.19** года (л.д. 9).
Согласно справки, выданной Министерством образования Ульяновской области № 55 от 15.03.2010 года, Титов А.Н. действительно находился на полном государственном обеспечении в Чердаклинском детском доме Ульяновской области августа 19** года по **.08.19** года, затем выбыл на учёбу в ПТУ г. Димитровграда (л.д. 11).
Сообщением отдела образования администрации МО «Мелекесский район» от 18.03.2010 года № 337 подтверждается, что Титов А.Н. был выявлен в 19** году в с. К* Мелекесского района Ульяновской области; какие-либо сведения о закреплённом за ним жилье отсутствуют (л.д. 12).
Из представленной суду выписки из домовой книги по адресу: Мелекесский район, с. К*, усматривается, что истец был зарегистрирован в данном посёлке в период с **.09.19** года по **.03.19** года (л.д. 20).
Представленным суду паспортом гражданина РФ подтверждается, что Титов А.Н. в настоящее время имеет регистрацию по адресу: г. Димитровград, пр. Д*, дом ** кв. **.
Согласно предоставленной суду справки с места жительства формы № 8, истец был зарегистрирован в вышеуказанной комнате с **.04.19** года; в настоящее время в данной комнате зарегистрированы всего пять человек (л.д. 31).
При этом перерегистрацию в данном жилом помещении прошли двое из вышеуказанных лиц: А*. – **.04.20** года и М*. – **.05.20** года; истец и двое других граждан при перенумерации комнаты в комнату № ** перерегистрацию не прошли, что подтверждается лицевым счётом № ***** (л.д. 31, 48).
Вышеуказанным лицевым счётом подтверждается, что общая площадь комнаты составляет 23.34 кв.м.
В силу постановления Администрации г. Димитровграда от 26.11.2004 года № 2720 общежитие по адресу: г. Димитровград, пр. Д*, дом **, было передано от СПК «Димитровградстрой» в муниципальную собственность (л.д. 43).
Статус многоквартирного жилого дома был присвоен данному дому на основании постановления администрации г. Димитровграда от 21.02.2005 года № 358 (л.д. 44).
В силу ст. 5 Положения о порядке предоставления муниципальным общежитиям статуса жилых домов, утверждённого решением Совета депутатов города Димитровграда от 30.10.2002 года № 31/378, жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры или комнаты в коммунальной квартире на основании ордера, выданного администрацией города Димитровграда на условиях договора социального найма жилого фонда. Помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим право на проживание в данном жилом помещении на основании заключенных договоров социального найма жилого помещения в общежитии и постоянно проживающих в нем. Для получения ордера граждане представляют все документы, установленные Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городе Димитровграде. Наниматель, получивший жилое помещение в муниципальном жилищном фонде в соответствии с п. 1 ст. 5 настоящего Положения, не соответствующее нормам жилой площади, вправе претендовать на улучшение жилищных условий в порядке и на условиях, существовавших до перевода общежития в разряд жилого дома.
Статьей 38 ЖК РСФСР (действующего до 01.03.2005 года) было предусмотрено, что норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР правом на внеочередное получение жилых помещений имели граждане по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
В соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, анализ всех вышеуказанных обстоятельств и норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что у Титова А.Н., в частности после окончания образовательного учреждения в июне 1996 года возникло право на внеочередное получение жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Подтверждается данное обстоятельство, выданной **.10.19** года Чердаклиснким детским домом соответствующей справкой, а также пояснениями самого истца (л.д. 15).
Из представленной суду справки жилищного отдела администрации отдела г. Димитровграда от 10.06.2010 года усматривается, что истец состоит на учёте в числе граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 03.03.19** года, очередь № 1933, в льготной очереди № 567, в списках детей сирот, оставшихся без попечения родителей № 18.
Соответственно на момент постановки истца на вышеуказанный учёт ему было 19 лет.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Именно до 23-летнего возраста Титов А.Н. встал на вышеуказанный учёт, в связи с чем у него возникло право на предоставление ему вне очереди жилого помещения. Достижение истцом в последующем 23-летнего возраста не может исключить реализации им вышеуказанного права. Соответственно у органа исполнительной власти обязанность по предоставлению жилья сохраняется до реального предоставления ребёнку-сироте жилья.
Как следует из вышеуказанных обстоятельств, Титов А.Н. надлежащим образом жилым помещением по установленной норме обеспечен не был, поскольку первоначально проживал общежитии, которое в силу действующего законодательства и ранее действовавшего законодательства является временным жильём, а затем при переводе общежития в статус многоквартирного дома, стал зарегистрирован в спорной комнате с приходящейся на него площадью в размер 4,67 кв.м., что не соответствует норме жилья.
В силу п.п. 3, 4 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П, право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья (далее - субсидия). Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат).
Таким образом, суд приходит к выводу, что действительно в виду непредоставления Титову А.Н. жилья площадью не ниже установленных социальных норм, у ответчиков Управления образования администрации г. Димитровграда и Администрации г. Димитровграда возникла обязанность по выделению истцу сертификата.
Наделение вышеуказанного ответчика полномочием по выдаче сертификата подтверждается ст. 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области", согласно которой Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - государственные полномочия), а также постановлением главы Администрации г. Димитровграда от 20.12.2006 года № 3801, которым Управление образования Администрации г. Димитровграда было назначено ответственным за выдачу и реализацию жилищных сертификатов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Титова А. Н. к Управлению образования Администрации г. Димитровграда и Администрации г. Димитровграда о понуждении к выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Димитровграда в лице Управления образования Администрации г. Димитровграда выделить Титову А. Н. субсидию на приобретение жилья путём выдачи жилищного сертификата о выделении вышеуказанной субсидии.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 04.10.2010 года.
Судья: О.Б. Осипенко
Решение вступило в законную силу 15.10.2010 года.