Дело № 2-1442/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Володиной Л.А.,
при секретаре Манаховой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грешкова С* А* к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (открытое акционерное общество) в лице Димитровградского отделения № 4272 о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Грешков С.А. обратился в суд с данным иском. В обоснование исковых требований он указал, что из отзыва Сбербанка РФ на его иск по делу, которое рассматривалось 27 мая 2010 года ему стало известно, что ответчиком была утрачена вкладная карточка закрытого счета № 1**3. Данный счет не закрыт по настоящее время.
Утратой данной книжки ему причинены нравственные и физические страдания, поскольку он не может проверить правильность зачисления на его счет поступающих средств. Из-за утраты данной вкладной карточки ответчик вычеркнул его из списка акционеров Нефтэла, поскольку с 2003 года по 2010 год в его сберегательной книжке нет сведений о приходе дивидендов данного общества на его счет. В сберегательной книжке также нет сведений о приходе дивидендов и в 1993, 1994 году, хотя в 1995 и 1996 году эти суммы на его счет перечислялись.
Уничтожением этой карточки ему причинен вред, поскольку он не может в настоящее время доказать размер причиненного ему материального вреда, ему неизвестно, кто получает его дивиденды от НЕФТЭЛа. Он вынужден добиваться справедливости, ходить по судам, писать заявления – все это причиняет ему физические страдания.
Просил взыскать с ответчика в возмещение морального вреда 100 000 рублей, за причинение физических страданий – 20 000 рублей.
В судебном заседании истец Грешков С.А. исковые требования поддержал и дал пояснения, аналогичные изложенному в иске, дополнительно указал, что банк отказался представить ему для ознакомления указанную вкладную карточку, а потому он не может проверить правильность зачисления средств на его счет и отражения всех операций в сберегательной книжке.
Просил удовлетворить его иск с тем, чтобы работники банка, утратившие вкладную книжку, были привлечены к ответственности.
Представитель ответчика Абакумова М.А. исковые требования не признала, указав, что в 1996-1997 году в банке осуществлялся переход на компьютеризированную систему учета операций по вкладам, а потому рукописные вкладные карточки перестали вестись, в 1998 году осуществлялся переход на двадцатизначную нумерацию счетов вкладчиков. Все операции по вкладу истца за 1996-2010 год отражены в компьютеризированном учете, до этой даты операции отражены в его сберегательной книжке. Вкладная карточка по счету истца была утрачена после перехода на компьютеризированный учет операций. Данный документ является внутренним бухгалтерским документом, по требованию вкладчика не выдается, а потому никакого морального вреда истцу утратой указанного документа ответчик не причинил. Никаких сведений о том, что какие-либо суммы на счет истца не были зачислены или не были ему выданы по его требованию истец суду не представил, а потому просила в удовлетворении иска отказать, применив последствия пропуска истцом исковой давности.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вины является основанием возмещения вреда. При определении размера возмещения вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст.834 ГК РФ По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором (статья 426).
К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.
В соответствии со ст.836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
В соответствии со ст.841 ГК РФ если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу.
В соответствии со ст.843 ГК РФ если соглашением сторон не предусмотрено иное, заключение договора банковского вклада с гражданином и внесение денежных средств на его счет по вкладу удостоверяются сберегательной книжкой. Договором банковского вклада может быть предусмотрена выдача именной сберегательной книжки или сберегательной книжки на предъявителя. Сберегательная книжка на предъявителя является ценной бумагой.
В сберегательной книжке должны быть указаны и удостоверены банком наименование и место нахождения банка (статья 54), а если вклад внесен в филиал, также его соответствующего филиала, номер счета по вкладу, а также все суммы денежных средств, зачисленных на счет, все суммы денежных средств, списанных со счета, и остаток денежных средств на счете на момент предъявления сберегательной книжки в банк.
Если не доказано иное состояние вклада, данные о вкладе, указанные в сберегательной книжке, являются основанием для расчетов по вкладу между банком и вкладчиком.
Выдача вклада, выплата процентов по нему и исполнение распоряжений вкладчика о перечислении денежных средств со счета по вкладу другим лицам осуществляются банком при предъявлении сберегательной книжки.
Если именная сберегательная книжка утрачена или приведена в негодное для предъявления состояние, банк по заявлению вкладчика выдает ему новую сберегательную книжку.
Из представленной истцом копии сберегательной книжки по счету № 1**3 (л.д.13-14) следует, что между истцом Грешковым С.А. и ответчиком был заключен договор банковского вклада.
Из пояснений сторон, а также представленной копии лицевого счета (л.д.27) следует, что 1* июля 20** года данный вклад был истребован истцом, счет был закрыт, это подтверждается штампом о погашении в сберегательной книжке истца.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что вкладная карточка, на которой отражались от руки сведения об операциях по данному вкладу до 1996 года, утрачена.
В представленной истцом сберегательной книжке имеются записи об операциях по данному вкладу с 1989 года по август 2003 года. По правилам ст.843 ГК РФ именно указанные в сберегательной книжке данные о вкладе являются основанием для расчетов по вкладу. Истцом не доказано, что записи в сберегательной книжке не соответствуют фактическому состоянию вклада в 1993-1994 годах, либо в иные периоды, а потому у суда отсутствуют основания считать, что операции по вкладу в сберегательной книжке отражены неверно.
Утверждение истца, что он имеет право требовать предоставления ему для ознакомления вкладной карточки, на законе не основано.
Более того, в соответствии с п.14.1.2 Инструкции о порядке совершения в Сбербанке РФ операций по вкладам физических лиц, утвержденной Постановлением Правления Сбербанка РФ от 22 декабря 2006 года № 1-3-р, вкладчикам по их заявлениям выдаются справки и выписки по их вкладам в письменном виде.
В соответствии с п.14.2.1 той же инструкции, подлинные документы по вкладам и их копии могут быть предоставлены банком судам на основании письменного запроса или определения суда. Изъятие же подлинных бухгалтерских документов осуществляется на основании решения суда о производстве выемки.
Таким образом, утраченный документ (вкладная карточка) истцу не мог быть выдан.
Более того, истцом не представлено никаких доказательств тому, что имеется причинная связь между утратой вкладной карточки к счету по вкладу и непоступлением на его счет дивидендов по акциям АООТ Специализированный инвестиционный фонд приватизации НЕФТЭЛ (л.д.10). Каких-либо доказательств тому, что указанные дивиденды за период с 1993 года по 2007 год на счет истца по данному вкладу поступали, но не были зачислены, истцом суду представлено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что утратой подлинного бухгалтерского документа ответчик не нарушил личных неимущественных прав истца, не посягнул на принадлежащие ему иные нематериальные блага, а потому оснований для взыскания в его пользу возмещения морального вреда не имеется, в удовлетворении иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Грешкова С* А* к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (открытое акционерное общество) в лице Димитровградского отделения № 4272 о возмещении морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения – 1 сентября 2010 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.
Судья Володина Л.А.
Решение вступило в законную силу 5 октября 2010 года