РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2010 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махетовой С.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе о включении периода работы в специальный стаж и обязанности назначить пенсию по списку № 1
У С Т А Н О В И Л :
Махетова С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе (далее УПФ РФ (ГУ) о понуждении к включению в специальный стаж периода работы с 1.03.05г. по 03.06.10 г. и к назначению досрочной трудовой пенсии с 03.06.2010г. (л.д.4-5).
В обоснование своих исковых требований Махетова С.Н. указала, что с 01.03.05г. по настоящее время работает техником 2 категории в группе подготовки производства и снабжения КОРО ОАО «ГНЦ НИИАР». Согласно приказу № 467 от 21.03.05г. ей были установлены особо вредные условия труда. Все это время она осуществляла работу по приемке, сортировке и транспортировке спецодежды и СИЗ, загрязненных радиоактивными веществами, работу по приемке и обработке инструментов и основных средств, загрязненных радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ ОАО «ГНЦ НИИАР». Постоянная занятость в условиях радиационной вредности на указанных видах работ подтверждается справкой № * от 03.06.2010г. Ее право на досрочное пенсионное обеспечение подтверждается наличием ее должности в Списке №1, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. №10 (позиция 12417000-1754в). Однако, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Димитровграде № * от 29.07.2010г. ей отказано в назначении пенсии на льготных основаниях по Списку №1. Отказ мотивирован недостаточностью документов, подтверждающих ее занятость на определенных видах работ в условиях радиационной вредности. В связи с чем УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде не засчитало спорный период её работы в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. С данным решением она не согласна по следующим основаниям. Особо вредные условия труда установлены в приказе о приеме ее на работу. Эти же условия подтверждаются справкой об индивидуальных эффективных дозах облучения, санитарно-эпидемиологическими заключениями, представленными в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде.
В судебном заседании истец Махетова С.Н. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнив, что работает в Комплексе по обращению с радиоактивными отходами (далее КОРО) в зданиях 113,114,134, 135, 138, и т.д.. В целях защиты при производстве работ ей выдается специальная одежда и средства защиты. Она работает в тесном контакте с дозиметристом, так как они собирают и сдают на утилизацию спецодежду, ветошь, инструменты, загрязненные радиоактивными веществами. Числится она в КОРО, работу выполняет в перечисленных объектах. Допуск на работы с сильным загрязнением выписывает дозиметрист. В КОРО поступают отходы от производства, КОРО обслуживает много зданий. Отходы бывают газообразные, жидкие, твердые. Твердые отходы поступают со всех объектов НИИАР. В КОРО нет своего производства, они только упаковывают, сортируют отходы, а загрязненные после этого помещения моют уборщики производственных помещений. Отходы со всех объектов поступают в КОРО, и они производят работу с данными отходами, которые являются загрязненными радиоактивными веществами. Присвоение её категории техника 2 категории не является изменением её трудовых обязанностей, произведено только в связи с повышением ей размера оплаты труда.
В судебном заседании представитель ответчика не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Из письменного отзыва следует, что исковые требования ответчик не признает. Основным условием назначения пенсии по списку №1 является занятость работника в производстве радиоактивных веществ. КОРО не занимается производством радиоактивных источников. Представленными документами не подтверждается занятость заявителя на дезактивации оборудования и т.д. в производстве радиоактивных веществ.
Представитель ОАО «ГНЦ НИИАР» Тутарова В.Л., действующий на основании доверенности от 15.01.2010г. №14 в судебном заседании пояснили суду, что считают исковые требования Махетовой С.Н. подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве ОАО «ГНЦ НИИАР» от 05.10.2010 года. Дополнительно суду пояснила, что непосредственной стадией производства радиоактивных веществ является дезактивация помещений, отходов, оборудования и т.д. КОРО является отделом, который исполняет указанные функции, все отходы с которыми работает данный отдел являются радиоактивными, работники, работают с ними только по допускам. Истица непосредственно работает с отходами их производства. Рабочее место истицы аттестовано как рабочее место с особо вредными условиями труда. То обстоятельство, что истица является техником 2 категории не свидетельствует о том, что её должностные обязанности отличаются от обязанностей техника. Истица в связи с наличием у неё категории получает более высокую заработную плату.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Махетовой С.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Махетова С.Н. 31.07.1964 года рождения с 1.03.05г. по настоящее время работает в ОАО «ГНЦ НИИАР» (ранее ГНЦ РФ «НИИАР») в качестве техника 2 категории в группе подготовки производства и снабжения Комплекса по обращению с радиоактивными отходами (КОРО), что подтверждается копией приказа о приеме на работу, записью в трудовой книжке, копией личной карточки формы Т-2.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого закона (женщинам ранее 55 лет), назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если женщины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.91г. №10 утвержден «Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».
Согласно раздела ХХIV «Атомная энергетика и промышленность» Списка №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. №10, правом на досрочную пенсию пользуются рабочие и руководители, занятые дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами на предприятиях и в производствах (позиция 12417000-1754в).
Из паспорта Махетовой С.Н. видно, что родилась она 31.07.1964 года, на момент обращения за назначением пенсии (02.06.2010г.) ей исполнилось 45 лет, в связи с чем, досрочная пенсия ей могла быть назначена при наличии льготного стажа.
02.06.2010г. Махетова С.Н. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.1 ч.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”. При этом ответчику ею были представлены выданные по месту работы ОАО “ГНЦ НИИАР” льготно-уточняющая справка от 03.06.2010 г. № 27 (л.д.11) о том, что с 01.08.2004 г. по настоящее время она постоянно занята дезактивацией помещений, загрязненных радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ с полным рабочим днем (Список №1, раздел XХIV, подраздел 17, позиция 12417000-1754в).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде от 29.07.2010г. № * ей в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В решении указано, что основным условием предоставления пенсионных льгот по позиция 12417000-1754в Списка №1, раздел XХIV, подраздел 17 является занятость работника непосредственно в процессе производства радиоактивных веществ, что должно подтверждаться соответствующими документами. Представленные документы, не подтверждают занятость Махетовой С.Н.. на работах по дезактивации помещений, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ (л.д. 10).
Из положения о комплексе по обращению с радиоактивными отходами (КОРО) и из Положения по группе подготовки производства комплекса по обращению с радиоактивными отходами следует, что в структуре института КОРО является специализированным структурным подразделением, где централизованно осуществляются все этапы обращения с радиоактивными отходами, образующимися на всех видах производств института: на реакторном, материаловедческом, химико-технологическом, ремонтном и исследовательском комплексах института.
Наличие такого подразделения как КОРО предусматривается п.3.12.17 ОСПОРБ-99, согласно которого переработку радиоактивных отходов, а также их долговременное хранение и захоронение производят специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами; в отдельных случаях возможно осуществление в одной организации всех этапов обращения с радиоактивными отходами, вплоть до их захоронения.
Радиоактивные отходы и загрязненное оборудование объектов института (газообразные, жидкие, твердые) подлежат централизованному сбору, переработке, утилизации, длительному хранению (захоронению) на установках, в хранилищах и других производственных участках КОРО. КОРО является продолжением технологических процессов производств института для всех видов радиоактивных отходов. При этом на пунктах приема, в хранилищах и в технологических установках проводится накопление радиоактивных веществ, а на рабочих местах персонала КОРО присутствуют все факты радиационной опасности, характерные для каждого объекта – поставщика отходов. Необходимым условием радиационной безопасности работ является соблюдение установленных контрольных уровней (п.2.3.2 ОСПОБР-99), в частности радиоактивного загрязнения. Это обеспечивается мероприятиями по дезактивации производственных помещений и оборудования в соответствии с правилами, нормами, производственной санитарии до установленных контрольных уровней и норм.
В должностные обязанности техника группы подготовки производства КОРО, с которыми истица ознакомлена под роспись, входит первичный сбор и сортировка низкоактивных ТРО, хранение инструмента, используемого персоналом для работы в зоне ионизирующего излучения, приемка, сортировка, транспортировка спецодежды и СИЗ, загрязненных радиоактивными веществами по группам и уровням радиоактивного загрязнения на участках сбора и сортировки, сбор, сортировка ТРО низкого уровня активности, образующихся на организационных участках, саншлюзах, ремонтных зонах при проведении эксплутационных, ремонтных и других работ и т.д.
Из представленных суду допусков следует, что для для осуществления своих трудовых функций Махетова С.Н. получала допуски на проведение радиационно-опасных работ, т.е. её работа проходила в «грязной» зоне, с применением СИЗ.
Из представленной суду копии карты аттестации № 96 рабочего места техника группы подготовки КОРО ОАО «ГНЦ НИИАР» следует, что по общей оценке условий труда это рабочее место относится к вредным, с предоставлением дополнительного отпуска 24 дня, продолжительностью рабочей недели 36 часов, по льготному пенсионному обеспечению относится к разделу ХХIV «Атомная энергетика и промышленность» Списка №1, раздела 17 (работы по дезактивации и обеспыливанию спецодежды и оборудования на предприятиях, в списке профессии, должности 12417000-1754в.
То обстоятельство, что Махетова С.Н. в период с 1 марта 2005 года по 3 июня 2010 года работала в данном подразделении как техник 2 категории не свидетельствует об изменении условий её труда, а лишь дает основание работодателю для повышения ей оплаты труда.
.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Махетова С.Н. постоянно занята в группе подготовки производства и снабжения Комплекса по обращению с радиоактивными отходами (КОРО) работой по дезактивации оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ, а поэтому период ее работы в качестве техника 2 категории в ГПП КОРО ОАО «ГНЦ НИИАР» с 1.03.2005 г. по день обращения с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде по 3.06.2010 года ей следовало зачесть в стаж на соответствующих видах работ.
Поэтому ее стаж на соответствующих видах работ на день обращения к ответчику (24.09.07г.) составил 7 лет 6 месяцев, страховой стаж 24 года 5 месяцев 5 дней, что позволяло назначить ей досрочную трудовую пенсию с 3.06.2010 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе зачесть в специальный стаж Махетовой С.Н. время её работы с 1 марта 2005 года по 3 июня 2010 года в качестве техника 2 категории в группе подготовки производства и снабжения КОРО в ОАО ГНЦ НИИАР г.Димитровграда и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 3 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней.
Судья: Атаманова Т.П.
Решение вступило в законную силу 26.10.2010 года.