Дело № 2-1901/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шараевой А.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению в специальный трудовой стаж периода работы и к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Шараева А.Р. обратилась в суд с данным иском, указав, что она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением от 11.05.2010г. ответчиком в назначении пенсии было отказано. Не был зачтен период работы с 0*.07.200*г. по 0*.02.20**г. в качестве у***ка производственных помещений радиохимического объединения НИИАР. С данным решением она не согласна, поскольку в приказах о приёме на работу ей были установлены особо вредные условия труда, в связи с чем, также установлена доплата за вредные условия труда. Просит признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в её специальный стаж периоды работы с 0*.08.200*г. по 3*.06.200*г., с 0*.07.200*г. по 0*.02.20**г. на соответствующих работах и назначить ей пенсию с 05.02.2010г. по п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании истец Шараева А.Р. исковые требования уточнила, просила зачесть в льготный стаж период работы с 0*.07.200*г. по 0*.02.20**г., назначить пенсию с 06.02.2010г., суду пояснила, что в её обязанности входит дезактивация полов специальными средствами в боксах, где находятся радиоактивные вещества. Боксы входят в состав ОРИП – отдела радионуклидных источников и препаратов радиохимического объединения. У неё имеется индивидуальный дозиметр, каждый день ей выписывают допуски на объекты, заражённые радиацией, используется защитная одежда.
Представитель ответчика УПФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которому исковые требования Шараевой А.Р. считает необоснованными. Шараева А.Р. представлена к назначению досрочной трудовой пенсии в соответствии со Списком №1, код позиции 12417000-1754В подраздела 17 раздела 24; правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и руководители, занятые дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ. Считает, что Шараева А.Р. в период работы в качестве у***ка производственных помещений в группе подготовки производства ОРИП РХО не была занята дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ.
Представитель третьего лица ОАО «ГНЦ НИИАР» Тутарова В.Л., действующая на основании доверенности, считая исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что Шараева А.Р. работает в ОАО «ГНЦ НИИАР» с 1*.08.199*г., в частности, с 0*.07.200*г. по настоящее время в должности у***ка производственных помещений группы подготовки производства Отделения радионуклидных источников и препаратов радиохимического объединения ОАО «ГНЦ НИИАР». 06.02.2010г. Шараевой А.Р. выдана справка, уточняющая льготный характер на работах по дезактивации оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ. В отделении радионуклидных источников и препаратов (ОРИП) ведется реакторное производство до сорока наименований радионуклидов, их выделение и изготовление из облученных материалов источников и препаратов, переработка отработавшего ядерного топлива и получение гранулированного топлива, производство радиоактивных источников и препаратов, обработка облучательных устройств для последующего производства радионуклидной продукции в подразделениях института, изготовление радионуклидных источников и препаратов для медицинских целей. В ОРИП ведется промышленное производство радиоактивных веществ. В течение спорного периода условия труда Шараевой А.Р. и её трудовые функции не изменялись.
Выслушав пояснения истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Шараевой А.Р., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).
Из представленной суду трудовой книжки, а также приказа о приеме № **48лс от 0*.07.200*г. усматривается, что Шараева А.Р., 1*.12.19** года рождения, работала с 0*.07.200*г. по 3*.07.200*г. у***ком производственных помещений в группе подготовки производства ОРИП; с 0*.08.200* года по настоящее время у***ком производственных помещений группы подготовки производства отдела подготовки производства радиохимического объединения, переведена без изменения трудовой функции и существующих условий трудового договора. При этом Шараевой А.Р. были установлены вредные условия труда с доплатой 24 % от оклада.
Из обозренного пенсионного дела усматривается, что Шараева А.Р. обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии 05.02.2010г.
Решением № 6*2 от 11.05.2010г. Шараевой А.Р. было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в результате проверки было выявлено, что работа Шараевой А.Р. с 0*.07.200*г. по 05.02.2010г. (* лет 7 месяцев 5 дней) на работах по дезактивации оборудования, помещений, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ не подтверждена. Вместе с тем, в льготный стаж Шараевой А.Р., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», был зачтен период работы с 0*.08.200*г. по 3*.06.200*г. (** месяцев 26 дней) в качестве машиниста по стирке и ремонту спецодежды, постоянно занятой на приемке, сортировке, стирке спецодежды, загрязненной радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ (позиция 12417000-1754а подраздела 17 раздела 24 Списка №1).
Отказ ответчика в зачете периода работы Шараевой А.Р. с 0*.07.200*г. по 05.02.2010г. в льготный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд находит не основанным на законе.
В материалах дела имеется льготно-уточняющая справка от 06.02.2010 года, выданная ОАО «ГНЦ НИИАР», которая также была представлена ответчику при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии, согласно которой Шараева А.Р. в период с 0*.07.200* года по настоящее время постоянно занята дезактивацией оборудования, помещений, загрязненных радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ, с полным рабочим днем в качестве рабочего (у***ка производственных помещений); данный вид работ относится к разделу XXIV подраздела 17 код позиции 12417000-1754в Списка № 1. Таким образом, работодатель подтвердил особые условия труда Шараевой А.Р., выдав справку, уточняющую льготный характер работы истца.
В соответствии с позицией 12417000-1754в подраздела 17 раздела ХХIV Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением № 10 Правительства СССР от 26 января 1991 года, правом на такую пенсию обладают рабочие и руководители, занятые дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ.
Решая вопрос о том, относится ли работа истца к вышеуказанному виду работ, и в частности, о наличии производства радиоактивных веществ, суд исходит из следующего.
Из Положения о Радиохимическом Объединении (РХО) следует, что оно является структурным научно-исследовательским подразделением, входящим в состав ОАО «ГНЦ НИИАР», выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области радиохимии, технологий ядерного топливного цикла, аналитического обеспечения и производства радионуклидной продукции. В функции РХО входит, в том числе, проведение работ по освоению технологий ядерного топливного цикла, включая переработку облученного ядерного топлива и обращение с радиоактивными отходами; обеспечение поставок производимой радионуклидной продукции по контрактам и договорам. В структуру РХО входит Отделение радионуклидных источников и препаратов (ОРИП), а группа подготовки производства, где работает Шараева А.Р., в свою очередь, входит в состав ОРИП.
Из Положения об ОРИП следует, что оно выполняет работы по получению радиоактивных элементов и их соединению для дальнейшего использования в виде радионуклидных источников и препаратов. Одной из функций ОРИП является изготовление радионуклидных источников и препаратов для медицинских, промышленных и иных целей.
Технологическими инструкциями на процессы выделения и очистки радиоактивных препаратов и контрактами подтверждается факт наличия промышленного производства радиоактивных веществ в ОРИП РХО ОАО «ГНЦ НИИАР».
Наличие радиационной вредности работы истца подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а именно: приложением к санитарно-эпидемиологическому заключению от 02.03.2009 года, из которого усматривается, что в здании 120 проводятся исследовательские и производственные работы с открытыми источниками ионизирующих излучений; допусками на проведение радиационно-опасных; данными об индивидуальных эффективных дозах облучения. Из допусков на проведение радиационно-опасных работ следует, что Шараева А.Р. направляется на дезактивацию помещений здания 120.
Из вышеизложенного следует, что Шараева А.Р. в период с 0*.07.200*г. по 05.02.2010г., работая у***ком производственных помещений группы подготовки производства ОРИП РХО, где происходит процесс производства радиоактивных веществ, имеет право на включение указанного периода работы в специальный стаж для назначения ей пенсии в соответствии со Списком №1 (раздел XXIV подраздела 17 код позиции 12417000-1754в).
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что факт постоянной занятости Шараевой А.Р. по дезактивации оборудования и помещений, загрязненных радиоактивными веществами в процессе производства радиоактивных веществ, то есть на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», полностью подтвержден представленными документами.
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 05.02.2010г. (на день обращения в УПФ) истец достигла возраста ** лет, имела ** лет 1 месяц 21 день страхового стажа и проработала * лет 6 месяцев лет на работах с вредными условиями труда (с учетом зачтенного УПФ периода с 0*.08.200*г. по 3*.06.200*г.).
Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Шараева А.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде 05.02.2010г., однако такое право ей принадлежит с 06.02.2010г.
Таким образом, необходимо обязать ответчика назначить Шараевой А.Р. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особо вредными условиями труда с 06.02.2010г.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шараевой А.Р. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Шараевой А.Р. период работы с * июля 200* года по * февраля 20** года в качестве у***ка производственных помещений Открытого акционерного общества «Государственно-научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить Шараевой А.Р. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 6 февраля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 октября 2010 года.
Судья: Н.А. Пулькина
Решение вступило в законную силу 9.11.2010 года.