о понуждении к лицензированию медицинской деятельности



Дело № 2-1881/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Димитровграда Бизиной С.М.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда, поданного в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональному училищу №11 «Губернаторский казачий кадетский корпус имени генерал-майора В.В. Платошина» о понуждении к лицензированию медицинской деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с указанным иском в защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №11 «Губернаторский казачий кадетский корпус имени генерал-майора В.В. Платошина» (далее ОГОУ НПО ПУ №11), в обоснование исковых требований указав, что по результатам проведения прокуратурой г. Димитровграда проверки соблюдения федерального законодательства об образовании в части охраны здоровья детей выявлены нарушения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязательными являются обеспечение приоритета и социального благополучия ребёнка. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребёнка.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Статьёй 32 Закона РФ «Об образовании» на образовательное учреждение возложена обязанность материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также предусмотрена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

Ответственность за создание необходимых условий для обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30, медицинская деятельность включает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Из п. 1.13 Устава ОГОУ НПО ПУ №11 следует, что медицинское обслуживание обучающихся Учреждения обеспечивают медицинские работники, закрепленные за Учреждением органом здравоохранения. Учреждение предоставляет медицинское помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В настоящее время ОГОУ НПО ПУ №11 в соответствии со своей должностной инструкцией медицинскую деятельность осуществляет фельдшер С*** Р.Х., являющаяся работником ФГУЗ МСЧ 172 ФМБА России. Вместе с тем, в ОГОУ НПО ПУ №11 медицинская деятельность осуществляется в помещениях, состояние которых не отвечает требованиям федерального законодательства, что является грубым нарушением закона. Лицензии на осуществление медицинской деятельности ответчик не имеет.

Администрация ОГОУ НПО ПУ №11 не осуществила своевременного лицензирования медицинской деятельности.

Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещении образовательного учреждения может угрожать жизни и здоровью детей, обучающихся в ГОУ НПО ПУ №11, так как данное государственное разрешение выдается лишь при наличии обязательных стандартов, с учетом которых возможно осуществление медицинской деятельности. На основании изложенного просит признать действия ОГОУ НПО ПУ №11 по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязать ОГОУ НПО ПУ № 11 получит лицензию на осуществление деятельности медицинского кабинета.

Помощник прокурора г. Димитровграда Бизина С.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ОГОУ НПО ПУ №11 Гаврилова Л.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что осуществление медицинской деятельности в компетенцию образовательного учреждения не входит, в связи с чем, обязанность по получению лицензии не может быть возложена на образовательное учреждение. Учреждение лишь обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В училище в медицинском кабинете работает фельдшер Сафина Р.Х., являющаяся работником ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России». От начальника ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» поступило сообщение о том, что работник ФГУЗ С*** Р.Х. будет отозвана в случае, если лицензия не будет получена, предложил решить вопрос о самостоятельном получении лицензии училищем. Считает, что получением лицензии должно заниматься ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России», поскольку их работник осуществляет медицинскую деятельность в образовательном учреждении. В настоящее время уже получено распоряжение от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о согласовании передачи в безвозмездное пользование ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» нежилых помещений для медицинского обслуживания учащихся. Просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица – Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 172 Федерального медико-биологического агентства России» Файзуллина Д.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала исковые требования прокурора законными и обоснованными, пояснив, что получением лицензии должно заниматься образовательное учреждение, а не ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России». Медико-санитарная часть выделяет своего работника, в данном случае фельдшера С*** Р.Ф. для осуществления медицинской деятельности, которая должна осуществляться в помещении образовательного учреждения. Образовательное учреждение обязано предоставить для этого все необходимые условия, в том числе, получить лицензию, так как осуществление медицинской деятельности возможно лишь на основании лицензии. В случае не получения лицензии МСЧ может отозвать своего работника, поскольку без лицензии заниматься медицинской деятельностью незаконно.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п.96 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность в РФ подлежит лицензированию.

Согласно п. 1.13 Устава ОГОУ НПО ПУ №11 медицинское обслуживание обучающихся Учреждения обеспечивают медицинские работники, закрепленные за Учреждением органом здравоохранения. Учреждение предоставляет медицинское помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Судом установлено, что в имеющемся в техникуме медицинском кабинете, обслуживание обучающихся в настоящее время осуществляется работником ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России, данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителей ответчика и третьего лица ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России».

Из письма начальника ФГУЗ МСЧ № 172 от 08.09.2010 года следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.06.2001 года № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства РФ от 22.07.2007 года № 30 « Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» сотрудники ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России не могут осуществлять медицинскую деятельность без лицензии в образовательном учреждении. В связи с чем просят решить вопрос о лицензировании медицинского кабинета техникума. При отсутствии решения данного вопроса ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России вынуждена будет прекратить медицинскую деятельность в учебном заведении и отозвать сотрудников с 01.10.2010 года.

Из объяснений представителя ответчика следует, что в образовательном учреждении лицензии на оказание медицинских услуг не имеется.

Доводы представителя ответчика о том, что медицинская деятельность в училище не ведется, являются несостоятельными, поскольку фактически обучающимся оказывается медицинская помощь, медицинский кабинет, исходя из пояснений ответчика, функционирует, а потому суд приходит к выводу, что образовательное учреждение обязано получить указанную лицензию. При этом суд считает, что осуществление ответчиком действий по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие необходимой для этого лицензии является незаконным.

Не может суд принять во внимание ссылку представителя ответчика на то, что именно ФГУЗ «МСЧ № 172 ФМБА России» должно получить лицензию, поскольку в силу закона образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, наличие соответствующей лицензии является одним из условий осуществления медицинской деятельности в образовательном учреждении, в связи с чем, именно на ответчике лежит обязанность по получению лицензии.

Поскольку получение лицензии требует длительного времени, суд считает возможным установить срок для исполнения решения до 1 июня 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №11 «Губернаторский казачий кадетский корпус имени генерал-майора В.В. Платошина» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии незаконными.

Обязать Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №11 «Губернаторский казачий кадетский корпус имени генерал-майора В.В. Платошина» в срок до 1 июня 2011 года получить лицензию на осуществление деятельности медицинского кабинета.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 25 октября 2010 года.

Судья Н.А. Пулькина

Решение вступило в законную силу 09.11.2010 года.