о понуждении к включению в специальный трудовой стаж периода работы



Дело № 2-1927/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 ноября 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению в специальный трудовой стаж периода работы и к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Иванова Т.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав, что обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением УПФ от 0*.07.2010г. в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа на соответствующих видах работ. С данным решением не согласна, просит включить в специальный стаж периоды работы с 2*.01.199*г. по 3*.04.200*г., с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г., назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику.

В судебном заседании истец Иванова Т.В. исковые требования уточнила, просила зачесть в специальный стаж период работы с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. в качестве и**** РХО, назначить пенсию с 30.03.2010г. Дополнительно пояснила, что принимает участие в технологическом процессе производства радионуклидных препаратов: вольфрам-188, стрезий-89, цезий-131, данные препараты поставляются в зарубежные государства для дальнейшего производства медицинских препаратов, вещества необходимы для производства лекарственных средств. На рабочем месте повышен уровень радиации, у неё имеется индивидуальный дозиметр, защитная одежда. С 0*.06.200*г. она переведена и*** 1 категории, но условия труда не изменены.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв о несогласии с иском, указав, что Иванова Т.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ 11.02.2009г. Досрочная трудовая пенсия по данному основанию назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В подтверждение своего права на досрочную трудовую пенсию с учетом стажа работы в ОАО «ГНЦ НИИАР» Иванова Т.В. представила в УПФР трудовую книжку и справку № *4 от 29.03.2010г., согласно которой в спорный период была постоянно занята в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовления изделий из радиоактивных веществ и их соединений в производстве радиоактивных веществ. Считает, что данная справка выдана Ивановой Т.В. необоснованно. В ходе проведения проверки занятость Ивановой Т.В. в технологическом процессе производства радиоактивных веществ не подтвердилась.

Представитель третьего лица ОАО «ГНЦ НИИАР» Тутарова В.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования Ивановой Т.В. подлежат удовлетворению, пояснив, что Иванова Т.В. работает в ОАО «ГНЦ НИИАР» с 2*.06.199*г., и в период с 2*.01.199*г. по 3*.04.200*г. в должности и*** 3 категории, с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. в должности и*** 2 категории на опытной установке по производству радиоактивных препаратов радиохимического объединения (РХО). Специалисты, занятые ведением работ на данной установке, состояли в штате группы разработки технологии выделения радионуклидов Отделения радионуклидных источников и препаратов (ОРИП), реорганизованной в 2002 году в радиохимическую группу лаборатории радиохимических процессов ОРИП, а в 2007 году - в радиохимическую лабораторию. В настоящее время опытные установки по производству радиоактивных препаратов выделены в самостоятельную структуру Отделения радионуклидных источников и препаратов радиохимического объединения ОАО «ГНЦ НИИАР». Выданная льготно-уточняющая справка № *4 от 29.03.2010г. подтверждает занятость в технологическом процессе производства радиоактивных веществ. В Отделении радионуклидных источников и препаратов ведется реакторное производство до 40 наименований радионуклидов, их выделение и изготовление из облученных материалов источников и препаратов, переработка отработавшего ядерного топлива и получение гранулированного топлива, производство радиоактивных источников и препаратов, обработка облучательных устройств для последующего производства радионуклидной продукции в подразделениях института, изготовление радионуклидных источников и препаратов для медицинских целей. Технологические инструкции на процессы выделения и очистки радиоактивных препаратов и контракты на поставку радиоактивных препаратов внешним потребителям доказывают факт наличия промышленного производства радиоактивных веществ в Отделении радионуклидных источников и препаратов Радиохимического объединения ОАО «ГНЦ НИИАР» и участия инженера в его ведении. Должностными инструкциями подтверждается занятость на вышеуказанных работах не менее 80% рабочего времени. За период работы в институте с 2*.01.199*г. по 3*.05.200*г. характер работы и условия труда на рабочем месте не изменялись. Наличие особо вредных условий труда на рабочих местах подтверждается приказами по личному составу. Они обращались в Министерство труда и социального развития РФ по вопросам назначения льготной пенсии, министерство дало ответ на имя Комитета социальной защиты населения Ульяновской области 31.07.2000г., в котором разъяснило, что если в НИИ имеется подразделение, занятое производством, то работники такого производства могут пользоваться правом на пенсионные льготы по Списку №1 раздела 24.

Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Ивановой Т.В., суд находит её уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается женщинам по достижении 45 лет, если они трудились не менее 7 лет 6 месяцев лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 27).

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.07.2010г. № ** следует, что Иванова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанной досрочной пенсии. Представленными документами не подтвердилась её занятость в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, в связи с чем, в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Ивановой Т.В. было отказано. Вместе с тем, период работы Ивановой Т.В. с 0*.06.200*г. по 3*.12.200*г. (7 месяцев) в качестве и*** 1 категории опытной установки по производству радиоактивных препаратов Радиохимического объединения НИИАР (позиция 12403000-17541 раздела ХХIV Списка №1).

Суд полагает, что выводы ответчика о том, что работа истца в период с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. не подлежит включению в специальный стаж, не основаны на законе.

В соответствии с позицией 12403000-17541 раздела ХХIV Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением № 10 Правительства СССР от 26 января 1991 года, правом на такую пенсию обладают рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ.

Решая вопрос о том, относится ли работа истца с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. к вышеуказанному виду работ, суд исходит из следующего.

Из льготно-уточняющей справки № *4 от 29.03.2010г., выданной Ивановой Т.В. ОАО «ГНЦ НИИАР», следует, что она с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. постоянно была занята в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений в производстве радиоактивных веществ.

Основанием к выдаче справки явились приказы по личному составу, положение о РХО, ОРИП, положение об опытной установке по производству радионуклидных препаратов, должностные инструкции, санитарно-эпидемиологические заключения, технологические процессы получения радионуклидных препаратов, контракты на поставку препаратов, справка дозиметрического контроля.

Из трудовой книжки Ивановой Т.В. следует, что 0*.05.200*г. она назначена и***м 2 категории радиохимической группы ОРИП; 2*.10.200*г. переведена и*** 2 категории в радиохимическую лабораторию ОРИП; 0*.08.200*г. переведена и*** 2 категории в радиохимическую лабораторию РХО; 0*.06.200*г. присвоена квалификация и*** 1 категории опытной установки по производству радиоактивных препаратов РХО.

Суду была представлена справка о характере работы Ивановой Т.В. и структурных преобразованиях, выданная кадровой службой работодателя, из которой следует, что Иванова Т.В. работала:

с 0*.05.200*г. по 2*.10.200*г. в должности и*** 2 категории радиохимической группы лаборатории медицинских радиоактивных препаратов,

с 2*.10.200*г. по 3*.07.200*г. в должности и*** 2 категории радиохимической лаборатории (в связи с укрупнением группы и увеличением объемов производимых радиоактивных препаратов радиохимическая группа реорганизована в радиохимическую лабораторию),

с 0*.08.200*г. по 3*.05.200*г. в должности и*** 2 категории радиохимической лаборатории Радиохимического отделения - РХО (изменение структуры Института),

с 0*.06.200* по настоящее время в должности и*** 1 категории опытной установки по производству радиоактивных препаратов. Данное перемещение связано с выделением процесса производства радиоактивного препарата вольфрама-188 из радиохимической лаборатории на опытную установку и изменением в связи с этим штатного расписания РХО.

Специалисты, занятые ведением работ на опытной установке по производству радиоактивных препаратов ранее состояли в штате группы разработки технологии выделения радионуклидов Отделения радионуклидных источников и препаратов (ОРИП), реорганизованной в 2002 году в радиохимическую группу лаборатории радиохимических процессов ОРИП, а в 2007 году - в радиохимическую лабораторию.

В настоящее время опытные установки по производству радиоактивных препаратов выделены в самостоятельную структуру Отделения радионуклидных источников и препаратов радиохимического объединения ОАО «ГНЦ НИИАР».

За период работы с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. производственные функции, характер работы и условия труда на рабочем месте Ивановой Т.В. не изменялись.

Из приказов о назначении, о переводе Ивановой Т.В. на указанные работы следует, что ей устанавливаются особо вредные и особо тяжелые условия труда, установлена надбавка за вредные условия.

В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития РФ от 31.07.2000г., под производством понимается изготовление предусмотренной Списками №1 и №2 продукции независимо от того, занято ли изготовлением этой продукции предприятие в целом или его структурное подразделение. Если научно-исследовательский институт имеет структурное подразделение, занятое именно производством продукции, предусмотренной Списками, то работники такого подразделения института могут пользоваться правом на пенсионные льготы по Спискам. Если документально подтверждается, что научно-исследовательский институт имеет производство продукции атомной промышленности энергетики, предусмотренной разделами XXIV и XXXIV Списков №1 и №2 соответственно, то работники такого производства могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по указанным разделам Списков.

Согласно Положению о Радиохимическом объединении (РХО), оно является структурным научно-исследовательским подразделением, входящим в состав ОАО «ГНЦ НИИАР», выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области радиохимии, технологий ядерного топливного цикла, аналитического обеспечения и производства радионуклидной продукции.

К функциям РХО относятся, в том числе, переработка облученного ядерного топлива, обращение с радиоактивными отходами, проведение работ по радиохимии, по получению радиоактивных элементов и их соединений, обеспечение поставок радионуклидной продукции по контрактам и договорам.

Из организационной структуры РХО следует, что в его состав ходит Отделение радионуклидных источников и препаратов (ОРИП), в состав которого, в свою очередь, входит радиохимическая лаборатория и опытная установка по производству радиоактивных препаратов.

Согласно Положению об опытной установке по производству радиоактивных препаратов, задачами её являются выпуск препаратов радионуклидов медицинского и технического назначения для реализации на внутреннем и внешнем рынках; осуществляет функции по получению радионуклидов, выпускает экспериментальные и опытные партии радионуклидных препаратов для выполнения поставок радионуклидной продукции потребителям.

Из должностной инструкции инженера опытной установки по производству радиоактивных препаратов (с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда) следует, что, не смотря на то, что она утверждена в 2009 году, её требования распространяются на инженеров всех категорий. Инженер, помимо прочего, обязан вести технологические процессы выделения и очистки радиоактивных препаратов.

Суду представлен комплект документов на технологический процесс получения радионуклидных препаратов в РХО, из которых следует, что инженер участвует в процессе их получения, в том числе, и Иванова Т.В., о чем свидетельствует лист ознакомления и технологической инструкцией.

Таким образом, учитывая характер выполняемой Ивановой Т.В. работы и соответствие его действующим локальным актам, суд полагает, что истец была непосредственно занята в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлении изделий из радиоактивных веществ и их соединений, поскольку принимала непосредственное участие в этом процессе.

Для выполнения должностных обязанностей в здании № 1** на Иванову Т.В. оформлялись допуски на проведение радиационно-опасных работ с применением индивидуальных средств защиты.

Из санитарно-эпидемиологического заключения следует, что в РХО, в частности, в здании 1**, которое является рабочим местом Ивановой Т.В., ведутся производственные работы, в частности работы по переработке радиоактивных веществ, изготовлению источников ионизирующих излучений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что радиационная вредность работы истца в ходе рассмотрения дела также подтверждена имеющимися в деле документами.

Условия постоянной занятости Ивановой Т.В. на работах с особо вредными условиями труда также подтверждается материалами дела.

Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 29 утверждены Разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда. Согласно п.5 Разъяснений право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Из справки, выданной ОАО «ГНЦ НИИАР» следует, что работа Ивановой Т.В. в особо вредных условиях составляет не менее 80% рабочего времени.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что факт занятости Ивановой Т.В. в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, то есть на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», полностью подтвержден представленными документами.

При таких обстоятельствах суд считает, что период времени с 0*.05.200*г. по 3*.05.200*г. в качестве и*** 2 категории РХО подлежит учету в стаже истца, дающем право на пенсию по вышеуказанному основанию.

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 30.03.2010 года (день обращения в УПФР) истец достигла возраста 45 лет, имела 2* лет 6 месяцев 1* дней страхового стажа и проработала 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда (с учетом периода работы с 0*.06.200*г. по 3*.12.200*г., зачтенного ответчиком в специальный стаж истца).

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Иванова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде 30.03.2010г.

Таким образом, необходимо обязать ответчика назначить Ивановой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда с 30.03.2010г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановой Т.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Ивановой Т.В. период работы с * мая 200* года по 3* мая 200* года в качестве и*** ОАО «ГНЦ НИИАР».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить Ивановой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 15 ноября 2010 года.

Судья: Н.А. Пулькина

Решение вступило в законную силу 26.11.2010 года.