Дело №2-2056/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Мельниченко Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротовой З.Я. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району о признании вдовой участника Великой Отечественной войны и понуждении в выдаче удостоверения
У С Т А Н О В И Л:
Кротова З.Я. обратилась в суд с данным иском, указав, что она состояла в фактических брачных отношениях с Г*ым А.А., умершим **.01.1985 года. Официально брак между ними зарегистрирован не был. Она, считая себя вдовой участника Великой Отечественной войны (далее-ВОВ) обратилась в Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г. Димитровграде для оформления ей звания «Вдова участника ВОВ», однако в приеме документов ей было отказано в связи с тем, что у нее отсутствует свидетельство о заключении брака с Г*ым А.А. Фактически она с Г*ым А.А. состояла в семейных отношениях, одной семьей они стали проживать с 1950 года, вели общее хозяйство. В период с 1952 по 1960 годы у них родилось трое общих детей. При получении военного билета ее мужем **.06.1964 года в п.7 «Семейное положение» указано «женат, жена Кротова З.Я.». В учетно-послужной карточке к военному билету она также указана как жена Г*а А.А. Кроме того, после смерти мужа она длительное время пользовалась льготами как вдова участника ВОВ. Просит обязать ответчика признать ее вдовой ветерана ВОВ Г*а А.А., а также выдать ей удостоверение о праве на льготы как вдове участника ВОВ.
В судебное заседание истица Кротова З.Я. не явилась, будучи извещенной о времени и месте судебного заседание, направила в суд своего представителя Пригоннову Г.А.
Представитель истца Пригоннова Г.А., действующая на основании доверенности от 15.10.2010 года, исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенному в иске. Дополнительно пояснила, что Г* и Кротова являются ее родителями, в период совместной жизни они не регистрировали брак потому, что сельсовет находился в соседнем населенном пункте. Неоформленным семейным отношениям они значение не придали. После смерти мужа и примерно до 2004 года Кротова пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг в размере 50%, которую около 4 лет назад отменили по мотивам отсутствия брачных отношений. Пенсию по потере кормильца истица не получала. В настоящее время истица проживает в ветхом жилье, и как вдова участника войны могла бы получить социальную выплату на приобретение жилья. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика – Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району Петров Ю.С., действующий на основании доверенности №** от 23.09.2010 года, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковые требования Петров Ю.С. указал, что исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, так как вдовой участника ВОВ можно признать его пережившую супругу при наличии зарегистрированного брака. Установление факта наличия брачных отношений может иметь значение, если эти отношение возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года и существовали до смерти одного из лиц, состоявших в таких отношениях. Основанием для выдачи удостоверения о праве на льготы являются документы о статусе умершего, о его участии в боевых действиях, о его смерти и подтверждающие наличие родственных отношений свидетельства. У Кротовой З.Я. отсутствует свидетельство о заключении брака. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Кротовой З.Я. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Г* А.А. относится к категории участников ВОВ, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Ульяновской области по г.Димитровграду №** от **.09.2010 года.
Согласно данной справке Г* А.А. принимал участие в Великой Отечественной войне с 04.1945 года по 05.1945 г. в составе действующей армии. Г*у А.А. выдавалось удостоверение участника ВОВ сер. Б №*6. Г* А.А. относится к ветеранам ВОВ согласно ст.2, п.1, пп.1 «а» Закона «О Ветеранах».
Как видно из свидетельства о смерти сер. *ВА №4*3 Г* А.А. умер **.01.1985 года (л.д.5).
Из справки №** от 21.09.2010 года, выданной Администрацией МО «Мулловское сельское поселение» следует, что Кротова З.Я. и Г* А.А. состояли в гражданском браке и действительно проживали совместно с 1950 года по день смерти Г*а А.А. и вели совместное хозяйство (л.д.6).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона « О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 года (в ред. от 27.07.2010 г.) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно п.п.3 ч.2 данной нормы закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в ред. от 21.06.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", нетрудоспособными членами семьи считаются:
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Таким образом, анализ перечисленных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки предоставлено законом супругу умершего участника ВОВ.
В соответствии со ст.10 Семейного кодекса РФ, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Судом установлено, что истица не состояла в зарегистрированном браке с Г*ым А.А.- участником ВОВ.
Факт нахождения истицы с 1950 года в фактических брачных отношениях с Г*ым А.А. не имеет юридического значения, не порождает юридических последствий, поскольку после 8 июля 1944 г. только зарегистрированный в органах ЗАГС брак порождает права и обязанности супругов.
Как указано в постановлении Пленума Верховного суда №9, в силу п. 4 ст. 247 ГПК РСФСР установление факта состояния в фактических брачных отношениях может иметь место, если эти отношения возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и существовали до смерти (или пропажи без вести на фронте) одного из лиц, состоявших в таких отношениях. В этом случае по просьбе заявителя одновременно с признанием указанного факта может быть установлен и факт нахождения заявителя на иждивении умершего либо пропавшего без вести. В соответствии с действующим законодательством суд не вправе рассматривать заявление об установлении факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г.
Доводы истицы о том, что она ранее она пользовалась предусмотренной для члена семьи участника ВОВ льготой по оплате коммунальных услуг, не могут быть приняты судом, поскольку данное обстоятельство правового значения не имеет. Ошибочное предоставление истице льготы в определенный период не влечет правовых последствий.
Ответчик законно отказал истице в выдаче удостоверения о праве на льготы как лицу, не являющемуся членом семьи участника войны. В соответствии с п.2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития № 69 от 11.10.2000 года, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, оснований для признания истицы членом семьи умершего участника ВОВ не имеется, в удовлетворении ее исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кротовой З.Я. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району о признании вдовой участника Великой Отечественной войны и понуждении в выдаче удостоверения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения-26 октября 2010 года.
Судья: С.Н. Орлова
Решение вступило в законную силу 09.11.2010 года.